ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2317/19 от 13.06.2019 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2019 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Ахметов Р.М.,

при секретаре Валиахметовой А.Р.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, предоставившего доверенность и диплом о наличии высшего юридического образования,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-2317/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по ХМАО-Югре о признании незаконным решения о снятии с рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец (далее по тексту – истец) ФИО1 обратился в Ханты – Мансийский районный суд ХМАО – Югры с требованием к УМВД России по ХМАО-Югре о признании незаконным бездействия, выразившееся в не в принятии в гражданство РФ в упрощенном порядке.

Свое требование мотивируют тем, что ДД.ММ.ГГГГ УМВД принято решение об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание, которое решением суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным. При этом ФИО1 в составом семьи был включен в государственную программу по добровольному переселению в РФ соотечественников проживающих за рубежом. Однако до настоящего времени заявление истца не рассмотрено. При этом решение об аннулировании разрешения на временное проживание не может служить основанием для исключения из участников государственной программы по добровольному переселению в РФ соотечественников проживающих за рубежом. Просит суд признать незаконным бездействие УМВД России по ХМАО-Югре, выразившееся в не принятии в упрощенном порядке в гражданство РФ ФИО1

Административный истец в судебное заседание не явился. О дне и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2 заявленные административные требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении, уточнив их, а именно просил признать незаконным решение о снятии с рассмотрения заявления ФИО1 о приеме в гражданство РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного ответчика УМВД России по ХМАО-Югре ФИО3 возражает против удовлетворения заявленных требований, по мотивам, изложенным в письменном отзыве, доводы которого поддерживает в полном объеме. Настаивает на законности обжалуемого решения.

Заслушав стороны, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Статьей 11 Федерального закона «О гражданстве в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Основания приема иностранных граждан в гражданство РФ установлено ст. 13 и 14 Федерального закона «О гражданстве в Российской Федерации».

В силу ч.7 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве в Российской Федерации» в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации, они вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела установлено, что административный истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец включен в государственную программу по добровольному переселению в РФ соотечественников проживающих за рубежом.

ДД.ММ.ГГГГ ему аннулировано разрешение на временное проживание.

ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 о приеме в гражданство в РФ снято с рассмотрения, в связи с отсутствием оснований.

При этом, как следует из обжалуемого решения, основанием для снятия послужил факт аннулирования разрешения на временное проживание и снятие с регистрационного учета по месту жительства иностранного гражданина.

Как установлено в ходе судебного заседания, в связи с аннулированием разрешения на временное проживание и снятием с регистрационного учета по месту жительства, ФИО1 утратил основания для приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке, предусмотренном ч.7 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве в Российской Федерации».

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ решением Ханты-Мансийского районного суда решение об аннулировании разрешения на временное проживание ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным.

Апелляционным определением суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ решение Ханты-Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а апелляционная жалоба УМВД России без удовлетворения.

При этом, как следует из материалов дела срок действия свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая, что решение об аннулировании разрешения на временное проживание было признано не законным, суд приходит к выводу, что и решение о снятии с рассмотрения заявления ФИО4 о приеме в гражданство РФ также не отвечает требованиям закона.

В силу ч. 4.1 ст. 35 Федерального закона «О гражданстве в Российской Федерации» рассмотрение заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями второй.1 и седьмой статьи 14 настоящего Федерального закона осуществляются в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Кроме этого, как установлено в ходе судебного заседания с момента признания решения об аннулировании ФИО1 разрешения на временное проживание незаконным, административным органом, нарушенные права истца про приему в гражданство РФ в установленные законодательством сроки, восстановлены не были, заявление по факту рассмотрено не было.

При этом, ФИО1 на территории РФ проживает со своей семьей, супругой и ребенком, которые были участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и получили гражданство в установленные законом сроки.

Таким образом, сам факт снятия с рассмотрения заявления ФИО1 о приеме в гражданство РФ влечет для заявителя негативные последствия и существенным образом повлияет на условие его жизни и жизни его семьи.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о незаконности решения УМВД России по ХМАО-Югре о снятии с рассмотрения заявления ФИО1 о приеме в гражданство РФ от ДД.ММ.ГГГГ и необходимости удовлетворения требований истца в этой части.

При этом, суд не может возложить на административного ответчика обязанность о приеме в гражданство РФ, так это носит предрешающий характер, свидетельствует о подмене судом полномочий Управления Министерства внутренних дел, поскольку согласно Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325 вопросы о приеме в гражданство в упрощенном порядке относится к исключительной компетенции органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем, на ответчика должна быть возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО1 путем повторного рассмотрения его заявления о приеме в гражданство РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое требование ФИО1 к УМВД России по ХМАО-Югре о признании незаконным решения о снятии с рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ иностранного гражданина <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Обязать УМВД России по ХМАО-Югре отменить решение о снятии с рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ иностранного гражданина <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Обязать УМВД России по ХМАО-Югре повторно рассмотреть заявление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. о приеме в гражданство РФ в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию, проживающих за рубежом.

Обязать УМВД России по ХМАО-Югре направить письменное сообщение в Ханты-Мансийский районный суд в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда об его исполнении.

В остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 14 июня 2019 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись Р.М. Ахметов

Копия верна

Судья Ханты-Мансийского

районного суда Р.М. Ахметов