Дело № 2а-2317/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Огнивенко О.Б.,
при секретаре Тамимовой Г.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю к Липпа Татьяне Анатольевне о взыскании задолженности перед бюджетом,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России № 14 по Алтайскому краю обратилась в Индустриальный районный суд г. Барнаула к Липпа Т.А., ИНН ***, с административным иском, в котором просит взыскать пени:
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, по налоговому периоду 2014 года с 24.05.2017 по 23.06.2019 в размере 1 571 рубль 53 копейки, по налоговому периоду 2015 года с 24.05.2017 по 31.10.2018 в размере 1 638 рублей 27 копеек; по налоговому периоду 2015 года с 11.12.2017 по 16.10.2018 в размере 883 рублей и по налоговому периоду 2016 года с 11.12.2017 по 16.10.2018 в размере 455 рублей 64 копеек, на общую сумму 4 548 рублей 53 копейки;
- по транспортному налогу с физических лиц по налоговому периоду 2014 года с 30.10.2017 по 23.06.2019 в размере 1 291 рубль 61 копейка, по налоговому периоду 2015 года с 24.05.2017 по 31.10.2018 в размере 3 064 рублей 80 копеек, по налоговому периоду 2016 года с 11.12.2017 по 16.10.2018 в размере 1 045 рублей 22 копейки и по налоговому периоду 2017 года с 19.12.2018 по 23.06.2019 в размере 665 рублей 85 копеек, на общую сумму 6 067 рублей 48 копеек;
всего на сумму 10 616 рублей 01 копейка.
Требования мотивированы тем, что Липпа Т.А. является собственником транспортных средств:
- автомобиля ****, VIN: ***, государственный регистрационный знак ***, год выпуска 2014, дата регистрации права 24.09.2014;
- автомобиля ****, VIN: ***, государственный регистрационный знак ***, год выпуска 2011, дата регистрации права 03.10.2014, дата утраты права 11.07.2015.
В связи с чем обязана оплачивать транспортный налог.
Административному ответчику за 2014 год начислен транспортный налог в размере 8 125 рублей, за 2015 год - в размере 22 025 рублей, за 2016 год - в размере 13 800, за 2017 год - в размере 13 800 рублей
Налогоплательщик не произвел уплату транспортного налога за 2015-2017 годы в установленные законом сроки.
Транспортный налог за 2014 год оплачен плательщиком следующими суммами: 536, 27 рублей 02.10.2019; 410,00 рублей от 02.10.2019; 6 178,73 рублей от 10.10.2019.
Недоимка по транспортному налогу за 2015 год в сумме 34 560 рублей взыскана по судебному приказу № 2а-1366/2017 от 09.09.2017, вынесенному мировым судьей судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула. Судебный приказ не отменен.
Недоимка для пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 13 800 рублей взыскана по судебному приказу № 2а-514/2018 от 21.05.2018, вынесенному мировым судьей судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула. Судебный приказ не отменен.
Недоимка для пени по транспортному налогу за 2017 год взыскана по судебному приказу № 2а-376/2019 от 06.04.2019, вынесенному мировым судьей судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула Судебный приказ не отменен.
Налогоплательщик не произвела уплату транспортного налога в установленные законом сроки.
В связи с возникновением недоимки по транспортному налогу начислены пени в размере 6 067 рублей 48 копеек.
Кроме того, административный ответчик Липпа Т.А. являлась собственником следующего недвижимого имущества:
- квартиры, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый ***, площадь 217,60, дата регистрации права 12.08.2005, дата утраты права 14.01.2014;
- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 162, дата регистрации права 19.03.2012, дата утраты права 16.05.2016;
- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый ***, площадь 20,50, дата регистрации права 24.09.2013, дата утраты права 14.11.2013.
В связи с чем обязана оплачивать налог на имущество.
Административному ответчику за 2014 год начислен налог на имущество в размере 7 996 рублей 67 копеек, за 2015 год - в размере 11 773 рубля, по перерасчету за 2015 год - в размере 11 773 рублей, за 2016 год - в размере 5 942 рубля.
Налогоплательщик не произвел уплату налога на имущество за 2014-2016 годы в установленные законом сроки.
Налог на имущество за 2014 год в сумме 9 331 рублей взыскан по судебному приказу № 2а-517/2016 от 05.06.2016, выданному мировым судьёй судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула. Приказ не отменен.
Налог на имущество за 2015 год в сумме 11 773 рубля взыскан по судебному приказу № 2а-514/2018 от 21.05.2018, выданному мировым судьёй судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула. Приказ не отменен.
Налог на имущество за 2016 год в сумме 5 942 рубля взыскан по судебному приказу № 2а-514/2018 от 21.05.2018, выданному мировым судьёй судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула. Приказ не отменен.
Налогоплательщик не произвела уплату налога на имущество в установленные законом сроки.
В связи с возникновением недоимки по налогу на имущество начислены пени в размере 4 548 рублей 53 копейки.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Липпа Т.А. о взыскании задолженности по налогам и пени.
02.12.2019 вынесен судебный приказ № 2а-1652/2019.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула от 26.12.2019 судебный приказ отменен ввиду поступивших от должника возражений относительно его исполнения.
Представитель административного истца, административный ответчик Липпа Т.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, административный ответчик просила о рассмотрении дела в своё отсутствие.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика, извещенных надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации (далее по тексту - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» от 10 октября 2002 г. № 66-ЗС уплата налогоплательщиками - физическими лицам транспортного налога производится в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, вручаемого налоговым органом.
В силу ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по начислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6 ст. 69 НК РФ).
В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки. Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям, представленным РЭО УМВД России по г. Барнаулу от 26.06.2020, Липпа Т.А. является собственником следующих транспортных средств:
- с 24.09.2014 по настоящее время автомобиля ****, VIN: ***, государственный регистрационный знак ***, год выпуска 2014, мощность двигателя 230 л.с.;
- с 03.10.2014 по 11.07.2015 автомобиля ****, VIN: ***, государственный регистрационный знак ***, год выпуска 2011, мощность двигателя 235 л.с. (л.д. 57-58).
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю от 23.06.2020, административный ответчик Липпа Т.А. являлась собственником следующих объектов недвижимости:
- с 12.08.2005 по 14.01.2014 квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый *** (л.д. 44);
- с 19.03.2012 по 16.05.2016 квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый *** (л.д. 45);
- с 24.09.2013 по 14.11.2013 квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый *** (л.д. 43).
Таким образом, административный ответчик является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование № 70503 по состоянию на 24.06.2019, согласно которому Липпа Т.А. предложено в срок до 29.10.2019 оплатить пени по транспортному налогу в сумме 2 009,72 рублей и 4 110,02 рублей; пени по налогу на имущество в сумме 4 548,53 рублей (л.д. 22-23).
С 29.10.2012 Липпа Т.А. включена в список пользователей в личном кабинете (л.д. 91, 99 оборот-101).
Направление в адрес административного ответчика налоговых уведомлений и требований подтверждается скриншотами из базы АИС Налог-3 ПРОМ о их выгрузке в личный кабинет налогоплательщика Липпа Т.А. (л.д. 16, 24).
Указанное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.
Срок обращения к мировому судье с заявлением о взыскании налоговых платежей по требованию № 70503 истекал 29.04.2020.
МИФНС России № 14 обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула с заявлением о выдаче судебного приказа 28.11.2019, что подтверждается датой, указанной на штампе судебного участка (л.д. 48-51).
Таким образом, административным истцом был соблюден шестимесячный срок для обращения с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа.
02.12.2019 вынесен судебный приказ № 2а-1652/2019 о взыскании с Липпа Т.А. в пользу Межрайонной ИФНС № 14 по Алтайскому краю недоимки за 2014-2017 годы по транспортному налогу в размере 00 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 6 067 рублей 48 копеек; по налогу на имущество в размере 00 рублей 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4 548 рублей 53 копеек; по земельному налогу в размере 00 рублей 00 копеек, пени по земельному налогу в размере 00 рублей 00 копеек, всего в размере 10 616 рублей 01 копейки (л.д. 52).
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула от 26.12.2019 судебный приказ от 02.12.2019 в связи с поступившими от должника возражениями (л.д. 53) отменен (л.д. 54). Копия указанного определения получена налоговым органом 17.02.2020 (л.д. 10).
После чего административный истец с соблюдением предусмотренного законом шестимесячного срока, а именно 10.06.2020, обратился в Индустриальный районный суд г. Барнаула с иском к административному ответчику Липпа Т.А. (л.д. 28).
За 2014 год административному ответчику начислен транспортный налог по следующим объектам:
- автомобилю ****, государственный регистрационный знак ***: 230 л.с. (мощность двигателя) х 60 (налоговая ставка) х 4/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 4 600 рублей;
- автомобилю ****, государственный регистрационный знак ***: 235 л.с. (мощность двигателя) х 60 (налоговая ставка) х 3/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 3 525 рублей.
Итого сумма транспортного налога за 2014 год составила 8 125 рублей
За 2015 год административному ответчику начислен транспортный налог по следующим объектам:
- автомобилю ****, государственный регистрационный знак ***: 230 л.с. (мощность двигателя) х 60 (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 13 800 рублей;
- автомобилю ****, государственный регистрационный знак ***: 235 л.с. (мощность двигателя) х 60 (налоговая ставка) х 7/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 8 225 рублей.
Итого сумма транспортного налога за 2015 год составила 22 025 рублей
За 2016 год административному ответчику начислен транспортный налог по следующему объекту:
- автомобилю ****, государственный регистрационный знак ***: 230 л.с. (мощность двигателя) х 60 (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 13 800 рублей.
За 2017 год административному ответчику начислен транспортный налог по следующему объекту:
- автомобилю ****, государственный регистрационный знак ***: 230 л.с. (мощность двигателя) х 60 (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 13 800 рублей.
Административным ответчиком расчет транспортного налога, период владения автомобилями не оспорен, судом проверен и признан правильным.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.06.2020 Липпа Т.А. на праве собственности принадлежали следующие квартиры:
- с 24.09.2013 по 14.11.2013 по адресу: <адрес>, кадастровый *** (л.д. 43);
- с 12.08.2005 по 14.01.2014 по адресу: <адрес>, кадастровый *** (л.д. 44);
- с 19.03.2012 по 16.05.2016 по адресу: <адрес>, кадастровый *** (л.д. 45).
Указанные выше квартиры являлись имуществом административного ответчика, и в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» признаются объектом налогообложения.
Налог начисляется налоговым органом как произведение базы (данные об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 01 января каждого года (ст.ст. 3, 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц») и налоговой ставки. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, определенных ст. 3 вышеуказанного Закона.
В 2014 году налоговая база равнялась инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.
С 1 января 2015 года Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 32, устанавливающей порядок уплаты налога на имущество физических лиц начиная с 1 января 2015 года.
В соответствии со ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Коэффициент-дефлятор на 2015 год установлен приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685 в размере 1,147.
Коэффициент-дефлятор на 2016 год установлен приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772 в размере 1,329.
Установленный коэффициент-дефлятор применяется к инвентаризационной стоимости, предоставленной по состоянию на 01.01.2012.
Согласно сведениям Барнаульского отделения Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 22.07.2020, инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, переданная в органы налогового учета по состоянию на 01.01.2012, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый ***, составляет 1 166 425 рублей 77 копеек (л.д. 89).
Таким образом, налоговая база для исчисления налога на имущество по указанному объекту составляет:
- за 2014 год: 1 166 425 рублей;
- за 2015 год: 1 337 890рублей (1 166 425,77 рублей (инвентаризационная стоимость объекта) х 1,147 (коэффициент-дефлятор);
- за 2016 год: 1 550 180рублей (1 166 425,77 рублей (инвентаризационная стоимость объекта) х 1,329 (коэффициент-дефлятор).
Решением Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 № 375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» установлены налоговые ставки в следующих размерах на суммарную инвентаризационную стоимость объектов налогообложения, умноженную на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве собственности на каждый из таких объектов: жилой дом, квартира, комната, объект незавершенного строительства (в случае, если проектируемым назначением такого объекта является жилой дом), единый недвижимый комплекс (в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом): до 300 000 рублей включительно - 0,1; свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей включительно - 0,225; свыше 500 000 рублей до 800 000 рублей включительно - 0,5; свыше 800 000 рублей до 1 500 000 рублей включительно - 0,88; свыше 1 500 000 рублей до 3 000 000 рублей включительно - 0,92; свыше 3 000 000 рублей - 1,5.
В соответствии с п. 5 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
За 2015 год налоговым органом по налоговому уведомлению № 57371613 по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый ***, исчислен налог на имущество в следующем размере:
1 337 890 рублей (налоговая база) х 0,88 (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения), то есть в размере 11 773 рублей 00 копеек.
Кроме того, за 2015 год налоговым органом по данному объекту произведен перерасчет по налоговому уведомлению № 41270429 в следующем размере:
1 337 890 рублей (налоговая база) х 0,88 (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения), то есть в размере 11 773 рублей 00 копеек.
За иные налоговые периоды по налогу на имущество административным истцом расчет не представлен.
В соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствие со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу положений ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 176 КАС РФ).
В силу ч. 4 ст. 288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Кроме того, из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 НК РФ, следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Приведенный налоговым органом расчет пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 1 291, 61 рублей; за 2015 год в размере 3 064, 80 рублей; за 2016 год в размере 1 045, 22 рубля; за 2017 год в размере 665,85 рублей математически является верным.
Приведенный налоговым органом расчет пени по налогу на имущество за 2014 год в размере 1 571, 53 рубля; за 2015 год в размере 1 638,27 рублей и 883,09 рублей; за 2016 год в размере 455,64 рублей также математически является верным.
Вместе с тем, суду не представлен расчет и доказательства основания возникновения права у налогового органа на начисление пени за приведенные в иске периоды.
Из содержания административного искового заявления и прилагаемых к нему документов не усматривается, с какого времени и в какой конкретно сумме по транспортному налогу и налогу на имущество у МИФНС № 14 по Алтайскому краю возникло право на начисление пени налогоплательщику Липпа Т.А.
Представленные по запросу суда копии судебных приказов № 2а-517/2016 от 05.06.2016, № 2а-1366/2017 от 09.09.2017, № 2а-514/2018 от 21.05.2018, № 2а-376/2019 от 06.04.2019, на основании которых были возбуждены исполнительные производства и произведены удержания, подтверждают доводы административного истца о возникновении права на начисление пени.
Административным истцом представлены карточки расчетов с бюджетом по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц в отношении Липпа Т.А. за период с 01.01.2011 по 10.08.2020, в которых содержатся сведения о начисленных суммах транспортного налога, налога на имущество, о датах поступления денежных средств в счет уплаты налогов, однако, нет сведений об источниках и способах поступления денежных средств.
Из карточек расчетов с бюджетом невозможно проследить, по какому исполнительному документу поступили денежные средства, которые были списаны со счетов должника в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании вышеуказанных судебных приказов.
В соответствии с ч. 1 ст. 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении помимо всего прочего должен быть указан размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона в административном исковом заявлении не имеется расчета денежной суммы, составляющей санкцию, не указано из чего складываются суммы, период их образования, в отношении какого размера задолженности по налогу начислены пени. Расчет сумм, подлежащих взысканию, должен быть представлен суду в виде конкретных арифметических действий, последовательность которых очевидна, проверка которых позволит суду убедиться в правильности заявленной к взысканию суммы.
Отсутствие полной информации об идентификации поступивших платежей лишает суд возможности проверить правильность зачисления поступивших платежей в счет погашения конкретного долга.
Административным ответчиком Липпа Т.А. представлены платежные документы, скриншоты сообщений с мобильного устройства сотовой связи, подтверждающие факты списания денежных средств в счет погашения задолженности по судебным приказам.
Так, административным ответчиком представлены детализация операций по карте Сбербанка, скриншоты сообщений о списании на основании исполнительного документа № 2а-376/2019 от 06.04.2019 со счета Липпа Т.А. 01.10.2019 суммы в размере 1 536,27 руб., 02.10.2010 суммы в размере 410 руб., 10.10.2019 суммы в размере 11 853,73 руб. и 10.10.2019 суммы в размере 51,98 руб. (л.д. 70-73, 117, 119-121)
Общая сумма списания (1 536,27 руб. + 410 руб. + 11 853,73 руб. = 13 800 руб. и 51 руб. 98 коп.) полностью совпадает с суммами, указанными в судебном приказе мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула № 2а-376/2019 от 06.04.2019 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 13 800 рублей, пени по транспортному налогу в размере 51 рубля 98 копеек.
Поступление указанных платежей и отсутствие других в эти же даты подтверждается карточкой расчета с бюджетом по транспортному налогу (л.д. 91 оборот-93).
Однако, в информации, представленной налоговым органом указано о том, что платежи суммами: 1 536,27 руб. от 02.10.2019, 410 руб. от 02.10.2019 и 6 178,73 руб. зачислены в счет уплаты транспортного налога за 2014 год (л.д. 91).
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. В этой связи у налогового органа отсутствовали основания для произвольного распределения денежных средств, поступивших в счет погашения конкретных платежей. Инспекция обязана была зачислить данные платежи в счет оплаты задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени, начисленные по данному периоду.
При этом, оснований для начисления пени по транспортному налогу по недоимке за 2014 год, согласно представленным документам, у налогового органа не имелось.
Так, суду представлено налоговое уведомление № 1184079 от 19.04.2015 об оплате транспортного налога за 2014 год в сумме 8 125 рублей со сроком исполнения не позднее 01.10.2015. Иных документов, подтверждающих факт соблюдения процедуры начисления пени, по данному налоговому периоду суду не представлено. Отсутствуют сведения о взыскании этого налога на основании судебного приказа или решения суда.
В судебном заседании установлено, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула № 2а-517/2016 от 05.06.2016 с Липпа Т.А. взыскана задолженность по налогу на имущество за 2014 год в размере 9 331 рублей, пени по налогу на имущество в размере 1 693 рублей 97 копеек.
Каких-либо платежных документов по указанному судебному приказу не представлено, карточка расчетов по налогу на имущество факт уплаты налога на имущество за 2014 год в сумме 1 334,33 руб. от 24.04.2017 и 220 руб. от 24.04.2017 не подтверждает. Иных объективных данных суду не представлено.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула № 2а-1366/2017 от 09.09.2017 с Липпа Т.А. взыскана задолженность:
- по транспортному налогу за 2015 год в размере 22 025 рублей, пени в размере 484 рубля 55 копеек,
- налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 11 773 рублей, пени по налогу на имущество в размере 259 рублей 01 копейка.
Оплата по указанному судебному приказу произведена ответчиком по чеку-ордеру 26.10.2018 на сумму 34 067,49 руб.
Таким образом, по налогу на имущество за 2015 год задолженность погашена 26.10.2018, следовательно после 26.10.2018 у налогового органа не имелось оснований для начисления пени по налогу на имущество за 2015 год.
Более того, в представленных налоговых уведомлениях № 57371613 и № 41270429 приведен одинаковый расчет по одному и тому же объекту налогообложения, за один и тот же налоговый период. В связи с чем оснований для перерасчета у инспекции не имелось. И, как следствие, оснований для начисления пени за 2015 год на повторно начисленную сумму налога также не имелось. Не указаны такие основания и в иске.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула № 2а-514/2018 от 21.05.2018 с Липпа Т.А. взыскана задолженность:
- по транспортному налогу за 2016 год в размере 13 800 рублей, пени в размере 34 рубля 16 копеек,
- налог на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 17 715 (11 773 руб. за 2015 год и 5 942 руб. за 2016 год) рублей, пени по налогу на имущество в размере 43 рублей 85 копеек.
По указанному судебному приказу задолженность оплачена 26.09.2018 (л.д. 108).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула № 2а-376/2019 от 06.04.2019 с Липпа Т.А. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 13 800 рублей, пени по транспортному налогу в размере 51 рубля 98 копеек.
Двумя платежами от 02.10.2019 и одним платежом от 10.10.2019 административный ответчик оплатила всю сумму по указанному судебному приказу в размере 13 851,98 руб. (л.д. 70-73, 117, 119-121), которые истец необоснованно зачёл в счет оплаты транспортного налога за 2014 год.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.07.2017 № 20-П право на судебную защиту служит фундаментальной гарантией права собственности (статья 35 Конституции Российской Федерации), в том числе в его сопряжении с обязанностью каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации), подразумевающей необходимость соблюдения правовых принципов экономического основания налогов (пункт 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации). Применительно к сфере налогообложения, которое по своей природе связано с вмешательством в экономическую автономию личности и выражается в отчуждении части принадлежащих налогоплательщикам денежных средств публично-правовым образованиям для финансового обеспечения их деятельности, судебный контроль приобретает особую значимость для цивилизованного разрешения возникающих в этой сфере правовых споров на основе независимости и беспристрастности, служит средством преодоления возможного произвола в правоприменении и существенным фактором поддержания взаимного доверия во взаимоотношениях личности и публичной власти, определяя тем самым важнейшие условия для устойчивого развития гражданского оборота.
С учетом изложенного, отсутствия надлежащего обоснования заявленных требований, суд не усматривает оснований для их удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю о взыскании с Липпа Татьяны Анатольевны пени:
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, по налоговому периоду 2014 года с 24.05.2017 по 23.06.2019 в размере 1 571 рубль 53 копейки, по налоговому периоду 2015 года с 24.05.2017 по 31.10.2018 в размере 1 638 рублей 27 копеек; по налоговому периоду 2015 года с 11.12.2017 по 16.10.2018 в размере 883 рублей и по налоговому периоду 2016 года с 11.12.2017 по 16.10.2018 в размере 455 рублей 64 копеек, на общую сумму 4 548 рублей 53 копейки;
- по транспортному налогу с физических лиц по налоговому периоду 2014 года с 30.10.2017 по 23.06.2019 в размере 1 291 рубль 61 копейка, по налоговому периоду 2015 года с 24.05.2017 по 31.10.2018 в размере 3 064 рублей 80 копеек, по налоговому периоду 2016 года с 11.12.2017 по 16.10.2018 в размере 1 045 рублей 22 копейки и по налоговому периоду 2017 года с 19.12.2018 по 23.06.2019 в размере 665 рублей 85 копеек, на общую сумму 6 067 рублей 48 копеек;
всего на сумму 10 616 рублей 01 копейка отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья: О.Б. Огнивенко
Решение в окончательной форме изготовлено 14.08.2020.
Верно, судья: | О.Б. Огнивенко |
Секретарь судебного заседания: | Г.Е. Тамимова |
Подлинник решения находится в Индустриальном районном суде г. Барнаула Алтайского края в материалах административного дела № 2а-2317/2020, УИД 22RS0065-02-2020-002903-19.
По состоянию на 14.08.2020 решение в законную силу не вступило.
Секретарь судебного заседания: Г.Е. Тамимова