59RS0002-01-2019-002377-68 № 2а-2318/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Перевалова А.М., при секретаре Ложкиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Некоммерческой организации «Фонд социальных идей» о ликвидации и об исключении из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее – административный истец, Управление) обратилось в суд с административным иском к Некоммерческой организации «Фонд социальных идей» (ИНН <***>) (далее – административный ответчик, организация) о ликвидации и его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста принято решение о государственной регистрации организации, ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФНС по <адрес> внесена запись о юридическом лице в ЕГРЮЛ, ОГРН №.
В нарушение положений пункта 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212, в силу которых некоммерческие организации в срок до 15 апреля текущего года за предыдущий отчетный период обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, организация с 2016 г. не выполняет требования закона, что свидетельствует об отсутствии деятельности организации.
ДД.ММ.ГГГГ организации вынесено предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ и Уставе по адресу: <адрес> оф. 1. Предупреждение возвращено с отметкой почтового отделения «Истек срок хранения».
К установленному сроку организация на предупреждение не ответила, необходимую отчетность не представила. В установленный законодательством срок предупреждение не обжаловалось.
За непредставление организацией отчета за ДД.ММ.ГГГГ<адрес>ДД.ММ.ГГГГ составлен и направлен в мировой суд протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб., который организацией не оплачен.
До настоящего времени организация указанные нарушения не устранила (л.д.2-6).
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены учредители организации: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (л.д.48).
Административный истец (Управление), заинтересованные лица (УФНС по <адрес>), ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представителей не направили, физические лица, кроме того, не явились. В письменном заявлении представитель Управления просит рассмотреть дело без участия представителя, на исковых требованиях настаивает. УФНС направило письменные пояснения, в которых представитель просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик (организация) в суд представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по юридическому адресу. Ранее руководитель организации (президент) и заинтересованное лицо (учредитель) ФИО2 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ просил отложить судебное заседание в целях устранения недостатков, указанных в административном иске, ссылался на то, что деятельность организацией фактически ведется.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании был объявлен перерыв до 12:00 ДД.ММ.ГГГГ. После перерыва участвующие в деле лица не явились, суду руководителем организации представлены документы
Исследовав материалы дела, дела об административном правонарушении № в отношении организации, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации в срок до 15 апреля текущего года следующего за отчетным обязаны представлять в уполномоченный орган – Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> - документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> административный ответчик (организация) зарегистрирован в качестве юридического лица, данные о регистрации внесены в ЕГРЮЛ, ОГРН – № (л.д. 14-17). Организация действует на основании Устава Некоммерческой организации «Фонд социальных идей» (л.д. 7-11).
Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ и Перечня управлений Министерства юстиции РФ по субъектам РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> определено как территориальный орган Министерства юстиции РФ, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
В ходе осуществления контроля за деятельностью организации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> были выявлены нарушения.
В частности, в нарушение пункта 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ и Постановления Правительства РФ № организация не представила в уполномоченный орган информацию, содержащую отчет за ДД.ММ.ГГГГ г.г. в автоматизированной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО.
В учетном деле отсутствуют документы организации, содержащие отчет по формам ОН 0001 и ОН0002, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за ДД.ММ.ГГГГ г.г.
ДД.ММ.ГГГГ организации было вынесено предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ и Уставе по адресу: <адрес> оф. 1 (л.д.18). Предупреждение возвращено с отметкой почтового отделения «Истек срок хранения». К установленному сроку организация на предупреждение не ответила, необходимую отчетность не представила. В установленный законодательством срок предупреждение не обжаловалось.
За непредставление организацией отчета за ДД.ММ.ГГГГ<адрес>ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-24). Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ организации вынесено предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ и Уставе по адресу: <адрес> оф. 1 (л.д.25,26). Предупреждение возвращено с отметкой почтового отделения «Истек срок хранения». К установленному сроку организация на предупреждение не ответила, необходимую отчетность не представила.
Между тем в ходе рассмотрения дела административным ответчиком указанные нарушения частично устранены, организацией предпринимаются меры к выполнению требований закона, являющиеся обязательными. Доказательствами функционирования организации и осуществления согласно заявленным видам своей деятельности является подача в Управление ДД.ММ.ГГГГ: отчетов о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства, и иное имущество от указанных источников за ДД.ММ.ГГГГ годы; сообщений о продолжении деятельности за ДД.ММ.ГГГГ г. и отчетов о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов за ДД.ММ.ГГГГ г.г. Кроме того, суду организацией представлен платежный документ, из которого следует, что часть назначенного штрафа в размере 1 030 руб. ею оплачена. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что организация является фактически действующей.
То обстоятельство, что результаты деятельности являются нулевыми, не свидетельствует, что организация не ведет деятельность, которая не направлена на извлечение прибыли, а не поступление пожертвований не подтверждает, что попытки привлечения денежных средств от граждан и организаций со стороны организации не предпринимаются.
То обстоятельство, что организацией не представлен ряд документов, указанных в статье 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», не может повлечь такого исключительного последствия как ликвидация организации.
Исходя из конституционно-правового смысла положений статей 61 и 99 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация", юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Суд считает, что допущенные организацией нарушения, установленные Управлением носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными, достаточными для ликвидации организации.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению.
Кроме того, требование об исключении организации из ЕГРЮЛ удовлетворению не подлежит, поскольку предъявлено к административному ответчику, который не обладает полномочиями по исключению самого себя из ЕГРЮЛ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
отказать Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в удовлетворении административного искового заявления к некоммерческой организации «Фонд социальных идей» (ИНН №, ОГРН №) о ликвидации и его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья – подпись – А.М. Перевалов
Копия верна: судья – А.М. Перевалов