ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2318/19 от 02.01.2019 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

59RS0002-01-2019-002377-68 № 2а-2318/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ

Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Перевалова А.М., при секретаре Ложкиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Некоммерческой организации «Фонд социальных идей» о ликвидации и об исключении из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее – административный истец, Управление) обратилось в суд с административным иском к Некоммерческой организации «Фонд социальных идей» (ИНН <***>) (далее – административный ответчик, организация) о ликвидации и его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста принято решение о государственной регистрации организации, ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФНС по <адрес> внесена запись о юридическом лице в ЕГРЮЛ, ОГРН .

В нарушение положений пункта 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212, в силу которых некоммерческие организации в срок до 15 апреля текущего года за предыдущий отчетный период обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, организация с 2016 г. не выполняет требования закона, что свидетельствует об отсутствии деятельности организации.

ДД.ММ.ГГГГ организации вынесено предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ и Уставе по адресу: <адрес> оф. 1. Предупреждение возвращено с отметкой почтового отделения «Истек срок хранения».

К установленному сроку организация на предупреждение не ответила, необходимую отчетность не представила. В установленный законодательством срок предупреждение не обжаловалось.

За непредставление организацией отчета за ДД.ММ.ГГГГ<адрес>ДД.ММ.ГГГГ составлен и направлен в мировой суд протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб., который организацией не оплачен.

До настоящего времени организация указанные нарушения не устранила (л.д.2-6).

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены учредители организации: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (л.д.48).

Административный истец (Управление), заинтересованные лица (УФНС по <адрес>), ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представителей не направили, физические лица, кроме того, не явились. В письменном заявлении представитель Управления просит рассмотреть дело без участия представителя, на исковых требованиях настаивает. УФНС направило письменные пояснения, в которых представитель просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик (организация) в суд представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по юридическому адресу. Ранее руководитель организации (президент) и заинтересованное лицо (учредитель) ФИО2 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ просил отложить судебное заседание в целях устранения недостатков, указанных в административном иске, ссылался на то, что деятельность организацией фактически ведется.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании был объявлен перерыв до 12:00 ДД.ММ.ГГГГ. После перерыва участвующие в деле лица не явились, суду руководителем организации представлены документы

Исследовав материалы дела, дела об административном правонарушении в отношении организации, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации в срок до 15 апреля текущего года следующего за отчетным обязаны представлять в уполномоченный орган – Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> - документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> административный ответчик (организация) зарегистрирован в качестве юридического лица, данные о регистрации внесены в ЕГРЮЛ, ОГРН – (л.д. 14-17). Организация действует на основании Устава Некоммерческой организации «Фонд социальных идей» (л.д. 7-11).

Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ и Перечня управлений Министерства юстиции РФ по субъектам РФ от ДД.ММ.ГГГГ Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> определено как территориальный орган Министерства юстиции РФ, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

В ходе осуществления контроля за деятельностью организации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> были выявлены нарушения.

В частности, в нарушение пункта 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ и Постановления Правительства РФ организация не представила в уполномоченный орган информацию, содержащую отчет за ДД.ММ.ГГГГ г.г. в автоматизированной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО.

В учетном деле отсутствуют документы организации, содержащие отчет по формам ОН 0001 и ОН0002, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за ДД.ММ.ГГГГ г.г.

ДД.ММ.ГГГГ организации было вынесено предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ и Уставе по адресу: <адрес> оф. 1 (л.д.18). Предупреждение возвращено с отметкой почтового отделения «Истек срок хранения». К установленному сроку организация на предупреждение не ответила, необходимую отчетность не представила. В установленный законодательством срок предупреждение не обжаловалось.

За непредставление организацией отчета за ДД.ММ.ГГГГ<адрес>ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-24). Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ организации вынесено предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ и Уставе по адресу: <адрес> оф. 1 (л.д.25,26). Предупреждение возвращено с отметкой почтового отделения «Истек срок хранения». К установленному сроку организация на предупреждение не ответила, необходимую отчетность не представила.

Между тем в ходе рассмотрения дела административным ответчиком указанные нарушения частично устранены, организацией предпринимаются меры к выполнению требований закона, являющиеся обязательными. Доказательствами функционирования организации и осуществления согласно заявленным видам своей деятельности является подача в Управление ДД.ММ.ГГГГ: отчетов о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства, и иное имущество от указанных источников за ДД.ММ.ГГГГ годы; сообщений о продолжении деятельности за ДД.ММ.ГГГГ г. и отчетов о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов за ДД.ММ.ГГГГ г.г. Кроме того, суду организацией представлен платежный документ, из которого следует, что часть назначенного штрафа в размере 1 030 руб. ею оплачена. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что организация является фактически действующей.

То обстоятельство, что результаты деятельности являются нулевыми, не свидетельствует, что организация не ведет деятельность, которая не направлена на извлечение прибыли, а не поступление пожертвований не подтверждает, что попытки привлечения денежных средств от граждан и организаций со стороны организации не предпринимаются.

То обстоятельство, что организацией не представлен ряд документов, указанных в статье 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», не может повлечь такого исключительного последствия как ликвидация организации.

Исходя из конституционно-правового смысла положений статей 61 и 99 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация", юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Суд считает, что допущенные организацией нарушения, установленные Управлением носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными, достаточными для ликвидации организации.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению.

Кроме того, требование об исключении организации из ЕГРЮЛ удовлетворению не подлежит, поскольку предъявлено к административному ответчику, который не обладает полномочиями по исключению самого себя из ЕГРЮЛ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в удовлетворении административного искового заявления к некоммерческой организации «Фонд социальных идей» (ИНН , ОГРН ) о ликвидации и его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).

Судья – подпись – А.М. Перевалов

Копия верна: судья – А.М. Перевалов