ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-231/2021 от 01.04.2021 Палехского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-231/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 апреля 2021 года п. Палех Ивановской области

Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Луговцевой С.В., при секретаре Еленко М.С., с участием заместителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Гречаника М.В., представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации Палехского муниципального района об обязании создать месте накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

09 марта 2021 года Ивановский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Палехский районный суд Ивановской области с административным исковым заявлением (с учетом заявления об уточнений требований) к Администрации Палехского муниципального района о возложении на Палехский муниципальный район в лице Администрации Палехского муниципального района обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать места (площадки накопления твердых коммунальных отходов) в населенных пунктах: <адрес>

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения администрацией Палехского муниципального района Ивановской области законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами административным ответчиком не приняты меры к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Ссылаясь на положения п.п.1, 3 ст.8, ст.13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.8 ст.32 Устава Палехского муниципального района Ивановской области, просит удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании прокурор Гречаник М.В. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Администрации Палехского муниципального района, ФИО1, признала уточненные исковые требования.

Представитель заинтересованного лица – ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», извещенный судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.

Суд с учетом мнения прокурора, представителя административного ответчика счёл возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Положения, зафиксированные в статьи 2, 18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со статьей 13.4 вышеуказанного закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п.1,3 ст.8 ФЗ Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с ч.8 ст.32 Устава Палехского муниципального района на администрацию Палехского муниципального района возлагается исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Палехского городского поселения в соответствии с Уставом Палехского городского поселения.

Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации Палехского муниципального района от 27 февраля 2020 года -п «Об утверждении реестра и схемы размещения контейнерных площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории Палехского муниципального района» (в редакции постановления от 30 ноября 2020 года -п) населенные пункты: <адрес>, включены в реестр и схему мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории Палехского муниципального района.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 30 ноября 2020 года населенные пункты <адрес> включены в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Ивановской области на 2016-2031 года. В начале 2021 года в указанных населенных пунктах созданы места накопления твердых коммунальных отходов, на них ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» установлены контейнеры, осуществляется вывоз ТКО.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что места (площадки) накопления ТКО на территории вышеуказанных населенных пунктов не созданы, на основании вышеизложенных норм законодательства суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на администрацию Палехского муниципального района обязанности создать места (площадки накопления твердых коммунальных отходов) в населенных пунктах: <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Как установлено положением ч.3 ст.46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Положением ч.1 ст.157 КАС РФ предусмотрено, что заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Ч.2 ст.157 КАС РФ установлено, что если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям.

При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

Главой 22 КАС РФ не установлено запрета на признание иска административным ответчиком.

Последствия признания иска, предусмотренные ст.157 КАС РФ представителю административного ответчика разъяснены и понятны. Административный истец просил признание исковых требований судом принять.

Изучив материалы дела, учитывая позицию административного истца, указанную в иске, суд принимает признание иска административного ответчика, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, требования административного истца и признание иска административным ответчиком основаны на нормах действующего законодательства.

Учитывая, что непринятие административным ответчиком мер по созданию мест (площадок) накопления ТКО влечет нарушение законных интересов и прав граждан на здоровье, благоприятную окружающую среду, бездействие административного ответчика носит длительный характер, с учетом требований разумности, принимая во внимание, что для выполнения указанных мероприятий потребуются денежные средства и определенное время, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок исполнения соответствующей обязанности в течении 6 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ администрация Палехского муниципального района освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации Палехского муниципального района об обязании создать места накопления твердых коммунальных отходов, - удовлетворить.

Обязать администрацию Палехского муниципального района создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах: <адрес>. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Луговцева

Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2021 года

Председательствующий С.В. Луговцева