ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-231/2021 от 24.11.2021 Хабаровского гарнизонного военного суда (Хабаровский край)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Хабаровский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – судьи Холода А.Н.,

при помощнике судьи ФИО1, секретаре судебного заседания ФИО10,

с участием представителя административного истца – ФИО3, представителей административных ответчиков – Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) и его начальника – ФИО5, ФИО4, специалиста – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению командира войсковой части об оспаривании действий Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу), связанных с результатами проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

командир войсковой части обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными пункт 4.1 акта Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) (далее – МУВФКА МО РФ по ВВО) от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Акт) выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части и входящей в её состав войсковой части , а также решение указанного управления об отказе в удовлетворении возражений на данный пункт Акта (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

В обоснование заявленных требований административный истец в заявлении приводит доводы, существо которых сводится к тому, что должностные лица склада (по хранению материальных и технических средств службы горючего) (войсковая часть ) (далее – склад) правомерно применяли установленные нормы естественной убыли при списании горючего находящегося на хранении в трубопроводах склада.

Представитель административного истца – ФИО3 в суде заявленные требования поддержала, привела доводы, аналогичные изложенным в административном иске, дополнительно пояснила, что правильность применения указанных выше норм подтверждается, проведённым разбирательством, отчётами по движению ГСМ, а также разъяснениями ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России».

Представители административных ответчиков – ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании и в письменных возражениях требования административного истца не признали, указав на обоснованность оспариваемых в административном иске выводов контрольной группы. Также они отметили, что должностными лицами склада в расчётах норм естественной убыли при хранении горючего в трубопроводах, неверно применялась такая норма убыли, поскольку при проведении названных расчётов не учитывалось требование пункта 70 Методических рекомендаций «Порядок применения в Вооружённых Силах России норм естественной убыли и технологических потерь нефтепродуктов и этилового спирта», утверждённых начальником Управления ракетного топлива и горючего Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ (далее – Методические рекомендации ) и пункта 71 Методических рекомендаций с аналогичным названием, утверждённых тем же воинским должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ (далее – Методические рекомендации ), в связи с чем допущено неправомерное списание горючего.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 Методических рекомендаций , действовавших в период спорных правоотношений (до ДД.ММ.ГГГГ) и пункта 71 Методических рекомендаций , таковые определяют порядок применения норм естественной убыли и технологических потерь нефтепродуктов и этилового спирта при всех видах технологических операций с ними в Вооружённых Силах РФ.

Как следует из пункта 3 Методических рекомендаций и , нормы естественной убыли и технологические потери установлены таблицами 1- 39 и 1-40 соответственно.

Согласно пункту 70 Методических рекомендаций и пункту 71 Методических рекомендаций потери нефтепродуктов на полевых магистральных трубопроводах <данные изъяты> и складских трубопроводах <данные изъяты> определяются по таблице 22. При этом учитывается:

при длине трубопровода менее или более 100 километров нормы потерь исчисляются в размере пропорциональном фактической длине трубопровода;

определение допустимых потерь при хранении производится только в том случае, если трубопровод находится в заполненном состоянии, а перекачка горючего не производилась.

Таблицей 22 Методических рекомендаций и определены нормы естественной убыли при использовании полевых магистральных трубопроводов упомянутых выше наименований в зависимости от группы нефтепродуктов (автомобильные бензины всех марок – 0,48 %, топливо для реактивных двигателей – 0,40 %; дизельное топливо – 0,32 %).

По делу установлено, что контрольной группой МУВФКА МО РФ по ВВО, в пределах полномочий, предоставленных приказом директора Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении склада, входящего в состав войсковой части , проведена выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По итогам данной проверки составлен Акт.

В пункте 4.1 Акта содержится вывод о неправомерном (незаконном) списании горючего в отделе хранения горючего склада на общую сумму 4314421 рубль 84 копеек, в том числе:

автомобильного бензина «Нормаль-80», в количестве 14175 кг, на сумму 585427 рублей 50 копеек;

топлива в количестве 16462 кг, на сумму 870105 рублей 40 копеек;

дизельного топлива в количестве 46320 кг, на сумму 2858888 рублей 94 копейки.

Неправомерность списания указанного выше горючего, находящегося на хранении в трубопроводах контрольной группой обоснована тем, что в период ДД.ММ.ГГГГ годов должностными лицами склада при проведении расчётов норм естественной убыли горючего не учитывалось требование пункта 70 Методических рекомендаций и пункта 71 Методических рекомендаций .

Из протокола МУВФКА МО РФ по ВВО от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по результатам рассмотрения возражений начальника склада на пункт 4.1 Акта, таковые оставлены контрольным органом без удовлетворения.

Как видно из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при списании автомобильного бензина «Нормаль-80», топлива , дизельного топлива, хранящегося в трубопроводах склада должностными лицами того же склада применялись нормы естественной убыли при хранении горючего в полевых магистральных трубопроводах (таблицы 22 Методических рекомендаций и ).

Согласно ответу ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России» от ДД.ММ.ГГГГ, на запрос начальника склада от ДД.ММ.ГГГГ в расчёте естественной убыли нефтепродуктов, произведённых должностными лицами склада, не точно определена вместимость трубопровода <данные изъяты> (принят не внутренний диаметр 97,6 мм, а наружный 102 мм), в результате чего получено ошибочное значение вместимости погонного метра трубы ПМТП (8,1 л/м) вместо правильного значения – 7,5 л/м.

Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ФИО6, который также пояснил, что ввиду выявления упомянутой выше ошибки в октябре ДД.ММ.ГГГГ года произведён перерасчёт естественной убыли горючего за спорный период.

Как следует из пояснений специалиста ФИО2, содержания письма Департамента ресурсного обеспечения Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ, требования пункта 70 Методических рекомендаций и пункта 71 Методических рекомендаций при применении нормы естественной убыли при хранении топлива в трубопроводе не используются, а установленная норма для автомобильного бензина «Нормаль-80», топлива , дизельного топлива является неизменной вне зависимости от длины трубопровода.

Из прилагаемых к Акту расчётов (приложение Акта) и показаний свидетелей ФИО7, ФИО8 усматривается, что расчёт норм естественной убыли при хранении горючего в трубопроводе склада, исчислялся контрольной группой пропорционально фактической длине трубопровода, при этом количество дней хранения, длина трубопровода, объём хранимых нефтепродуктов принимались согласно расчётам склада.

Проанализировав приведённые выше правовые нормы и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о необоснованности выводов контрольной группы, изложенных в пункте 4.1 Акта. Приходя к такому выводу, суд считает, что списание горючего при указанных выше условиях, осуществлено должностными лицами склада, согласно Методическим рекомендациям и , не предусматривающим изменение норм естественной убыли при хранении топлива в полевых магистральных трубопроводах.

При этом, суд отклоняет доводы представителей административного ответчика о необходимости применения нормы естественной убыли в размере пропорциональном фактической длине трубопровода.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что при расчёте естественной убыли нефтепродуктов, произведённых должностными лицами склада, не точно определена вместимость трубопровода. В то же время данные обстоятельства в ходе проведения контрольного мероприятия не учитывались.

В этой связи суд, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ», не находит возможным подменять судебным решением полномочия по проведению ревизии, входящие в исключительную компетенцию контрольного органа, обосновывая тем самым законность оспоренных по делу действий органа военного управления.

Таким образом, суд полагает необоснованными и несоответствующими требованиям упомянутых правовых актов выводы, изложенные в пункте 4.1 Акта, а также в решении об отказе в удовлетворении возражений войсковой части на данный пункт Акта (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

В целях обеспечения восстановления прав административного истца, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд полагает необходимым признать незаконными пункт 4.1 Акта, а также решение об отказе в удовлетворении возражений войсковой части на данный пункт (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), обязав административного ответчика исключить упомянутый пункт из Акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление командира войсковой части об оспаривании действий Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу), связанных с проведением выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, удовлетворить.

Признать незаконными пункт 4.1 акта проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) от ДД.ММ.ГГГГ, а также решение об отказе в удовлетворении возражений войсковой части на данный пункт (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), обязав названное управление исключить этот пункт из данного акта.

Решение суда подлежит исполнению в течение 10 рабочих дней со дня его вступления в законную силу. Об исполнении решения надлежит сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинное за надлежащей подписью.

Верно:

Судья

Хабаровского гарнизонного военного суда А.Н. Холод

Секретарь судебного заседания ФИО10