ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-231/2022 от 13.01.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2022 года Ленинский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Кулачкиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-231/22 по административному иску ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, С-ны хутора, ул.8, <адрес>.

Он обратился в установленном законом порядке с заявлением о перераспределении земель (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, общей площадью 717 кв. м.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1652 ему отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании положений пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ.

Причиной отказа является то, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара и представленным документам, а также в соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Единого реестра наименований адресных единиц, расположенных на территории городского округа Самара» образуемый земельный участок частично расположен в границах элемента улично-дорожной сети - Восьмая линия.

Согласно приказу Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов» к элементам улично-дорожной сети относятся аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе.

Департамент градостроительства г.о. Самара в своём распоряжении указывает на то, что по смыслу п.12 ч.1 ст.85 Земельного кодекса РФ и пунктов 11-12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ земельные участки, на которых расположены элементы улично-дорожной сети, относятся к земельным участкам общего пользования, то есть к территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Отказ по приведённым основаниям, по мнению истца, незаконен и нарушает его права и законные интересы.

Границы испрашиваемого им земельного участка с вышеуказанным адресным ориентиром согласно схеме расположения земельного участка, сформированы в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ с учетом расположения границ смежных земельных участков на местности, красных линий, территории общего пользования, основываясь на принципах рациональности использования и охраны земель.

Испрашиваемый земельный участок не относится к территории общего пользования, расположен в соответствующей зоне (Ж-1), не является изъятым или ограниченным в обороте, не относится к землям лесного фонда, не принадлежит третьим лицам.

Участок расположен в одной линии с остальными участками, расположенными на данной улице, является сложившимся землепользованием, не выходит за границы линии кадастра, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты. <адрес>а между испрашиваемым и противоположным земельным участком не менее 10 м.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1652 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» и обязать возобновить рассмотрение его заявления.

В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил в его удовлетворении отказать.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Брауну В.Я. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 600 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенного по адресу: <адрес>, С-ны хутора, ул.8, <адрес>.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 обратился в установленном законом порядке с заявлением о перераспределении земель (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, общей площадью 717 кв. м.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1652 истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании положений пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ.

Отказывая в заключении соответствующего соглашения, Департамент градостроительства указал, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара и представленным документам, а также в соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Единого реестра наименований адресных единиц, расположенных на территории городского округа Самара» образуемый земельный участок частично расположен в границах элемента улично-дорожной сети - Восьмая линия.

Согласно приказу Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов» к элементам улично-дорожной сети относятся аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе.

Также в обоснование отказа административный ответчик указал, что по смыслу п.12 ч.1 ст.85 Земельного кодекса РФ и пунктов 11-12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ земельные участки, на которых расположены элементы улично-дорожной сети, относятся к земельным участкам общего пользования, то есть к территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

В соответствии с положениями п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п.2 ст. 39.28).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п.3 ст 39.28).

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков приведены в п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ.

В силу п.10 ст.39.29 Земельного кодекса РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Пунктом 16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Положениями ст.11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрены требования к образуемым и измененным земельным участкам:

- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами;

- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами;

- границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;

- не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;

- не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием;

- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные кодексом, другими федеральными законами;

- не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Установлено, что границы испрашиваемого истцом земельного участка с вышеуказанным адресным ориентиром согласно схеме расположения земельного участка, сформированы в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, с учётом расположения границ смежных земельных участков на местности, красных линий, территории общего пользования.

При этом данный земельный участок не расположен в красных линиях и не относится к территории общего пользования.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства стороной ответчика не представлено.

Более того, согласно выписке из ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ, представленной суду, в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, отсутствуют сведения о планировочных ограничениях, существующих в районе местоположения испрашиваемого земельного участка.

Таким образом, приведённое административным ответчиком обоснование, по мнению суда, не могло служить основанием для отказа в заключении с административным истцом соглашения о перераспределении земельных участков.

При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям закона, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174, 178-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1652«Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков».

Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления ФИО1 и принять законное решение по его обращению о перераспределении земельных участков.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья