ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-231/2023 от 04.12.2023 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

дело № 2а-231/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 4 декабря 2023 года

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Котельницком Б.Г.,

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

представителя административного истца Первашова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Туристско-оздоровительный комплекс «Судак» к Судакскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части решения 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым II созыва от 27 июля 2023 года № 546 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым»,

с участием заинтересованных лиц Администрации города Судака Республики Крым, председателя Судакского городского совета Республики Крым, Управления архитектуры и земельных отношений Администрации города Судака Республики Крым,

установил:

решением 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым II созыва от 27 июля 2023 года № 546 утверждён Порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым (далее Решение № 546 от 27 июля 2023 года, Порядок № 546 от 27 июля 2023 года).

Акционерное общество «Туристско-оздоровительный комплекс «Судак» (далее АО «ТОК «Судак») обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Судакскому городскому совету Республики Крым, в котором, с учётом уточнения от 17 ноября 2023 года (том 2 л.д. 238-242), просит:

1. признать недействующим со дня принятия – 27 июля 2023 года пункт 2.4 Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утверждённого решением 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 27 июля 2023 года № 546, в части его применения при расчёте арендной платы за аренду АО «ТОК «Судак» земельных участков с кадастровыми номерами

2. признать недействующим со дня принятия – 27 июля 2023 года пункт 4 решения 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 27 июля 2023 года № 546 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым», в части действия нормативного правового акта во времени с 01.01.2023, в части применения к земельным участкам с видом разрешённого использования «Деятельность по особой охране и изучению природы» (код 9.0), с кадастровым кварталом ; к земельным участкам с видом разрешённого использования «Автомобильный транспорт» (код 7.2), с кадастровым кварталом ; к земельным участкам с видом разрешённого использования «Автомобильный транспорт» (код 7.2), с кадастровым кварталом .

3. признать недействующим со дня принятия – 27 июля 2023 года Приложение 1 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утверждённого решением 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 27 июля 2023 года № 546, в части установления арендных ставок:

- в размере 3,2 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Санаторная деятельность» (код 9.2.1), с кадастровым кварталом ;

- в размере 8,6 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Магазины» (код 4.4), с кадастровым кварталом ;

- в размере 11,5 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Склады» (код 6.9), с кадастровым кварталом ;

- в размере 8,4 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Автомобильный транспорт» (код 7.2), с кадастровым кварталом ;

- в размере 9,1 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Магазины» (код 4.4), с кадастровым кварталом ;

- в размере 12 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Склады» (код 6.9), с кадастровым кварталом .

4. признать не действующим со дня принятия – 27 июля 2023 года Приложение 2 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утверждённого решением 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 27 июля 2023 года № 546, в части установления арендных ставок:

- в размере 9,7 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Магазины» (код 4.4), с кадастровым кварталом ,

- в размере 14 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Склады» (код 6.9), с кадастровым кварталом ,

5. Обязать Судакский городской совет Республики Крым опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщение о принятии судом решения по делу на официальном сайте Судакского городского совета Республики Крым, а также в периодическом издании г. Судака;

Кроме того, просили взыскать в пользу административного истца понесённые судебные расходы.

В обоснование заявленных требований указывается, что оспариваемый в части нормативный правовой акт нарушает права административного истца, как арендатора земельных участков муниципальной собственности, поскольку между Администрацией города Судака Республики Крым, как арендодателем, и административным истцом, как арендатором, заключены: договор аренды № 525 от 7 августа 2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 173107 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, вид разрешённого использования «деятельность по особой охране и изучению природы» (код 9.0), «санаторная деятельность» (код 9.2.1); договор аренды № 1455 от 21 июня 2023 года в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 2390 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, вид разрешённого использования «склады» (код 6.9), «автомобильный транспорт» (код 7.2), «магазины» (код 4.4); договор аренды № 1455/1 от 21 июня 2023 года в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 444 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, вид разрешённого использования «склады» (код 6.9), «автомобильный транспорт» (код 7.2), «магазины» (код 4.4); договор аренды № 1457 от 21 июня 2023 года в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 8756 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, вид разрешённого использования «склады» (код 6.9), «автомобильный транспорт» (код 7.2), «магазины» (код 4.4); договор аренды № 1456 от 21 июня 2023 года в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 4149 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, вид разрешённого использования «склады» (код 6.9), «автомобильный транспорт» (код 7.2), «магазины» (код 4.4); договор аренды № 1458 от 21 июня 2023 года в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 4114 кв.м, расположенного по адресу <адрес>, вид разрешённого использования «склады» (код 6.9), «автомобильный транспорт» (код 7.2), «магазины» (код 4.4).

Оспариваемым решением арендные ставки для земельных участков, находящихся в городе Судаке, существенно увеличены. Так, для вида разрешённого использования «магазины» (код 4.4) ставка увеличена с 6 % до 9,70 % (в 1,61 раза), для вида разрешённого использования «склады» (код 6.9) ставка увеличена с 12 % до 14 % (в 1,16 раза), для «деятельности по особой охране и изучению природы (код 9.0) ставка установлена впервые в размере 5 %, для вида разрешённого использования «санаторная деятельность» (код 9.2.1) ставка увеличена с 0,75 % до 3,20 % (в 4,26 раза). При этом изменение арендной ставки на основании нормативного правового акта муниципального органа является основанием для перерасчёта арендной платы со стороны администрации в одностороннем порядке на основании пункта 1.6 Порядка. В связи с принятием и применением оспариваемого нормативного правового акта размер арендной платы для административного истца необоснованно увеличился. Административный истец полагает, что при увеличении арендной ставки нарушен принцип экономической обоснованности, баланс интересов муниципального образования и субъекта хозяйствования, нарушены права административного истца. При этом размер арендной платы требует экономической обоснованности и предполагает учёт не только объёма планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ, оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 25 сентября 2023 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Администрация города Судака Республики Крым, председатель Судакского городского совета Республики Крым, Управление архитектуры и земельных отношений Администрации города Судака Республики Крым.

Представитель административного истца Первашов И.Е. доводы административного искового заявления поддержал, просил его удовлетворить в полном объёме, в том числе с учётом письменных пояснений (том 2 л.д. 202-205).

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало. Информация о движении дела, дате, времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым (vs.krm.sudrf.ru).

Представителем административного ответчика Судакского городского совета Республики Крым представлены письменные возражения относительно заявленных требований, в которых просит отказать в удовлетворении административного искового заявления, считая его необоснованным. По мнению представителя административного ответчика, оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением процедуры его принятия, в пределах полномочий и с соблюдением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу (том 2 л.д. 175-176, 198-200).

Суд, с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца Первашова И.Е., заключение прокурора, участвующего в деле, Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое подлежит частичному удовлетворению, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 1 сентября 2023 года. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50).

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, обеспечение законности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что по вопросам совместного ведения, а также по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 года № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование город Судак наделён статусом - городской округ Судак.

Частью 10 названной статьи установлен перечень населённых пунктов, входящих в состав городского округа Судак: 10. Установить перечень населённых пунктов, входящих в состав городского округа Судак: город Судак; посёлок городского типа Новый Свет; село Веселое; село Грушевка; село Переваловка; село Холодовка; село Дачное; село Лесное; село Междуречье; село Ворон; село Морское; село Громовка; село Солнечная Долина; село Богатовка; село Миндальное; село Прибрежное.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ - в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу пункта 5 части 10 статьи 35 поименованного закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьёй 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: 1) Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; 2) органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 11 Устава муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утверждённого решением 2 сессии Судакского городского совета Республики Крым 1 созыва от 14 ноября 2014 г. № 67 (том 2 л.д.26-62), в редакции на момент возникновения спорных правоотношений (далее Устав), к вопросам местного значения городского округа Судак относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу пункта 5 части 1 статьи 37 Устава в исключительной компетенции Судакского городского совета находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Частью 1 статьи 28 Устава также предусмотрено, что Судакский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Судак Республики Крым.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 52 Устава по вопросам местного значения население городского округа непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа принимают (издают) муниципальные правовые акты.

В систему муниципальных правовых актов входят: нормативные и иные правовые акты Судакского городского совета: решения Судакского городского совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, принимаемые по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим Уставом (пункт 3 части 3 статьи 52 Устава).

Решения Судакского городского совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Судакского городского совета, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Голос Председателя Судакского городского совета учитывается при принятии решений Судакского городского совета как голос депутата Судакского городского совета.

Частью 7 названной статьи предусмотрено, что муниципальные правовые акты городского округа не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым, законам и иным нормативным правовым актам Республики Крым.

В силу пункта 2 части 1 статьи 41 Устава председатель городского совета в пределах своих полномочий: подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Судакским городским советом.

Решением 3 сессии Судакского городского совета 1 созыва от 5 февраля 2015 года № 181 утверждён Регламент Судакского городского совета, который устанавливает порядок организации работы и проведения заседаний Судакского городского совета Республики Крым и созданных им постоянных комиссий, иных рабочих органов Судакского городского совета Республики Крым, осуществления контрольной деятельности Судакского городского совета Республики Крым, а также регулирует вопросы организации работы депутатов Судакского городского совета Республики Крым с избирателями (далее Регламент) (том 2 л.д. 63-77).

Из материалов административного дела следует, что 24 июля 2023 года постановлением главы администрации города Судака № 986 (том 2 л.д.78-85) на рассмотрение Судакского городского совета внесён проект решения «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым».

Проект решения согласован заместителями главы администрации, руководителем аппарата, отделом правового обеспечения, отделом организационного обеспечения, делопроизводства, контроля и обращения граждан, начальником Управления архитектуры и земельных отношений, начальником Управления финансов (том 2 л.д.86), постоянными комиссиями Судакского городского совета Республики Крым (том 2 л.д.98-101) и был размещён на официальном сайте Судакского городского совета Республики Крым.

К проекту оспариваемого решения представлена пояснительная записка за подписью заместителя начальника отдела регулирования земельных отношений Управления архитектуры и земельных отношений администрации города Судака ФИО8 (том 2 л.д.88-89), из которой следует, что он разработан в связи с вступлением в силу на территории Республики Крым с 1 января 2023 года новой кадастровой оценки земельных участков, утверждённой постановлением Совета министров Республики Крым от 16 ноября 2022 года № 1010 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - земельных участков, расположенных на территории Республики Крым». Предлагаемый проект решения рассчитан путём изменения действующих ставок арендной платы, утверждённых решением сессии от 19 декабря 2019 года №53 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым» по каждому виду разрешённого использования на отклонение новой кадастровой стоимости от стоимости, отражённой в ЕГРН, по соответствующему виду разрешённого использования в разрезе кадастровых кварталов. Принятие проекта решения не приведёт к снижению поступлений в бюджет муниципального образования городской округ Судак Республики Крым. При изменении ставок было, в том числе, учтено поручение Главы Республики Крым о необходимости установления ставок арендной платы в размере, не превышающем 15 % в сравнении со ставками арендной платы, действовавшими до 1 января 2023 года.

26 июля 2023 года Контрольно-счётной палатой города Судака на адрес главы муниципального образования – председателя Судакского городского совета направлено заключение № 23-02-01/2023 от 25 июля 2023 года на проект оспариваемого решения (том 2 л.д. 90-97).

27 июля 2023 года состоялась 79 сессия Судакского городского совета Республики Крым II созыва, на которой присутствовало 18 депутата из общего количества 24 избранных депутатов (том 2 л.д. 102-105).

В повестку дня 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым II созыва под № 3 включён вопрос «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым», решение по указанному вопросу принято единогласно.

Решение 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым II созыва от 27 июля 2023 года № 546 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым» (том 2 л.д. 106-125) размещено на официальном сайте Судакского городского совета Республики Крым (https://sudakgs.rk.gov.ru) 28 июля 2023 года и опубликовано в газете «Судакские вести» № 30 (884) от 3 августа 2023 года (том 2 л.д. 126-129).

Таким образом, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что оспариваемое в части решение Судакского городского совета Республики Крым II созыва от 27 июля 2023 года № 546 принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Судак Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением процедур его принятия, официального опубликования, что не ставится под сомнение административным истцом.

Отдельные недостатки, допущенные при проведении процедур подготовки проекта оспариваемого решения, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого в части нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия оспариваемого в части нормативного правового акта.

Проверяя решение в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и доводы административного истца о нарушении его прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.

Как было указано, 27 июля 2023 года Судакским городским советом Республики Крым II созыва на 79 сессии принято решение № 546 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым».

Пунктом 1 оспариваемого решения утверждён Порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым (прилагается).

В соответствии с пунктом 2 Решения № 546 от 27 июля 2023 года признано утратившим силу решение 10 сессии II созыва Судакского городского совета Республики Крым от 19 декабря 2019 года № 53 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым».

Пунктом 4 Решения № 546 от 27 июля 2023 года установлено, что решение вступает в силу с момента его опубликования в газете «Судакские Вести», размещения на официальном сайте муниципального образования городской округ Судак Республики Крым в Государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» по адресу: http://sudakgs.rk.gov.ru и распространяется на взаимоотношения с 01 января 2023 года.

Пунктом 2.4. Порядка № 546 от 27 июля 2023 года также определено, что в случае если в отношении земельного участка установлены категория и вид разрешённого использования, по которому сведения о размере ставки по арендной плате не предусмотрены Приложением 1 и 2 к настоящему Порядку, то для расчёта годового размера арендной платы применяется ставка в размере 5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

В Приложении 1 к Порядку № 546 утверждена Таблица ставок арендной платы в разрезе кадастровых кварталов, установленных в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, в том числе: в размере 3,20 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Санаторная деятельность» (код 9.2.1), с кадастровым кварталом ; в размере 8,60 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Магазины» (код 4.4), с кадастровым кварталом ; в размере 11,50 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Склады» (код 6.9), с кадастровым кварталом ; в размере 8,40 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Автомобильный транспорт» (код 7.2), с кадастровым кварталом ; в размере 9,10 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Магазины» (код 4.4), с кадастровым кварталом 90:23:010142; в размере 12,00 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Склады» (код 6.9), с кадастровым кварталом (том 2 л.д. 106-125).

В Приложении 2 к Порядку № 546 утверждена Таблица ставок арендной платы в кадастровых кварталах в разрезе населённых пунктов, установленных в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка и населённых пунктов муниципального образования, в том числе: в размере 9,70 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Магазины» (код 4.4), с кадастровым кварталом г. Судак; в размере 14 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Склады» (код 6.9), с кадастровым кварталом г. Судак (том 2 л.д. 106-125).

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применён этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Судом установлено, что на основании договора аренды земельного участка от 7 августа 2017 года № 525, заключённого между Администрацией города Судака Республики Крым и АО «ТОК «Судак», сроком аренды на 49 лет АО «ТОК «Судак» передан в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 173107 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования «деятельность по особой охране и изучению природы» (код 9.0), «санаторная деятельность» (код 9.2.1) (том 1 л.д. 74-77).

Согласно договору аренды земельного участка от 21 июля 2023 года № 1455, заключённому между Администрацией города Судака Республики Крым и АО «ТОК «Судак», сроком аренды до 6 августа 2066 года АО «ТОК «Судак» передан в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 2390 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, в границах, указанных в выписке из ЕГРН от 11.06.2023 г. № КУВИ-001/2023-134564094, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования «склады» (код 6.9), «автомобильный транспорт» (код 7.2), «магазины» (код 4.4) (том 1 л.д. 78-95).

На основании договора аренды земельного участка от 21 июля 2023 года № 1454/1, заключённого между Администрацией города Судака Республики Крым и АО «ТОК «Судак», сроком аренды до 6 августа 2066 года АО «ТОК «Судак» передан в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 444 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, в границах, указанных в выписке из ЕГРН от 09.06.2023 г. № КУВИ-001/2023-134387524, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования «склады» (код 6.9), «автомобильный транспорт» (код 7.2), «магазины» (код 4.4) (том 1 л.д. 96-110).

В соответствии с договором аренды земельного участка от 21 июля 2023 года № 1457, заключённым между Администрацией города Судака Республики Крым и АО «ТОК «Судак», сроком аренды до 6 августа 2066 года АО «ТОК «Судак» передан в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 8756 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, в границах, указанных в выписке из ЕГРН от 11.06.2023 г. № КУВИ-001/2023-134564065, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования «склады» (код 6.9), «автомобильный транспорт» (код 7.2), «магазины» (код 4.4) (том 1 л.д. 111-128).

Согласно договору аренды земельного участка от 21 июля 2023 года № 1456, заключённому между Администрацией города Судака Республики Крым и АО «ТОК «Судак», сроком аренды до 6 августа 2066 года АО «ТОК «Судак» передан в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 4149 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, в границах, указанных в выписке из ЕГРН от 11.06.2023 г. № КУВИ-001/2023-134564093, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования «склады» (код 6.9), «автомобильный транспорт» (код 7.2), «магазины» (код 4.4) (том 1 л.д. 129-145).

Также, на основании договора аренды земельного участка от 21 июля 2023 года № 1458, заключённого между Администрацией города Судака Республики Крым и АО «ТОК «Судак», сроком аренды до 6 августа 2066 года АО «ТОК «Судак» передан в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 4114 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, в границах, указанных в выписке из ЕГРН от 11.06.2023 г. № КУВИ-001/2023-134564090, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования «склады» (код 6.9), «автомобильный транспорт» (код 7.2), «магазины» (код 4.4) (том 1 л.д. 146-162).

Согласно условиям приведённых договоров аренды размер арендной платы за использование земельных участков устанавливается в процентном отношении к их кадастровой стоимости согласно расчёту арендной платы за землю, который является неотъемлемой частью договора аренды (приложение).

Пунктами 2.2 и 4.6 договоров аренды установлено, что размер ежегодной арендной платы может изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Крым и муниципального образования городской округ Судак, изменением кадастровой стоимости земельного участка, пересмотром ставок арендной платы и (или) ставок земельного налога на соответствующий финансовый год.

Изучив указанные обстоятельства, представленные административным истцом и административным ответчиком пояснения (том 2 л.д. 198-200, 202-205), Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что принятое Судакским городским советом Республики Крым II созыва 27 июля 2023 года решение № 546 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым» затрагивает права и интересы административного истца.

Действующий процессуальный закон наделяет правом оспаривания нормативного правового акта две категории административных истцов: лиц, в отношении которых применён этот акт; лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, либо возникла реальная угроза их нарушения.

С учётом разъяснений, приведённых в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50, положений пункта 1.3. Порядка № 546, которым установлено, что в случае если у земельного участка установлен более чем один вид разрешённого использования, то для расчёта годового размера арендной платы применяется наибольшая ставка по виду разрешённого использования, и при обжаловании АО «ТОК «Судак» всех ставок арендной платы по каждому из видов разрешённого использования арендуемых земельных участков, административный истец является субъектом отношений, регулируемых решением 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым II созыва от 27 июля 2023 года № 546 в оспариваемой части.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 также разъяснено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из пункта 1.1. Порядка № 546 следует, что им установлены:

- порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, без проведения торгов;

- порядок определения платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым;

- порядок определения платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым;

- порядок определения размера арендной платы, цены продажи в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, выставляемых на торги (аукцион);

- порядок определения размера цены продажи в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, для выкупа земельного участка в собственность без проведения торгов;

- порядок и сроки внесения платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым;

- ответственность за несвоевременное внесение платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым.

В соответствии с пунктом 1.2. Порядка № 546 для определения размера платы и цены для целей, указанных в подпункте 1.1 настоящего Порядка, в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, используется кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 1.3. также установлено, что в случае если у земельного участка установлен более чем один вид разрешённого использования, то для расчёта годового размера арендной платы применяется наибольшая ставка по виду разрешённого использования.

В случае если у земельного участка установлен более чем один вид разрешённого использования и один из них с кодом 11.0 - 11.3, 12.0, предусмотренным Классификатором видов разрешённого использования земельных участков (утверждённый приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412), ставка, определённая в Приложении 1 к настоящему Порядку, с кодом вида разрешённого использования 11.0 - 11.3, 12.0 не применяется.

Пунктом 1.5. Порядка № 546 регламентировано, что в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка арендная плата, плата за установление сервитута, в том числе публичного, подлежит перерасчёту по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, с учётом размера уровня инфляции, указанного в подпункте 1.4 настоящего Порядка, не проводится.

Из пункта 1.6. оспариваемого Порядка следует, что размер арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, изменяется в одностороннем порядке путём направления письменного уведомления не позднее 30 дней в следующих случаях:

- определение кадастровой стоимости земельного участка вследствие утверждения на территории Республики Крым результатов государственной кадастровой оценки земельных участков;

- при внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Крым, органа местного самоуправления, регулирующие порядок определения размера годовой арендной платы за земельные участки муниципальной собственности.

В остальных случаях при установлении нового размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, требуется заключение дополнительного соглашения к договору аренды и соглашению об установлении сервитута, в том числе публичного.

В соответствии с подпунктом 2.1. Порядка № 546 годовой размер арендной платы земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка согласно ставкам, определённым в Приложениях 1 и 2 к настоящему Порядку, в разрезе кадастровых кварталов муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, по формуле: АП = КС x С x К,

где: АП - размер арендной платы земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования, руб.;

КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;

С - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложениям 1 и 2 к настоящему Порядку;

К - коэффициент инфляции на очередной финансовый год.

В силу пункта 2.2. Порядка в случае если земельный участок расположен в кадастровых кварталах и , применяется ставка, определённая в Приложении 2 к настоящему порядку, в разрезе населённых пунктов.

Как уже указывалось, оспариваемым пунктом 2.4. Порядка определено, что в случае если в отношении земельного участка установлены категория и вид разрешённого использования, по которому сведения о размере ставки по арендной плате не предусмотрены Приложениями 1 и 2 к настоящему Порядку, то для расчёта годового размера арендной платы применяется ставка в размере 5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 (далее - Постановление № 582), утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Данное постановление в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

К числу основных принципов, установленных Постановлением № 582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из указанного принципа, соответствующий орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 февраля 2017 года № 424-О указал, что государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки её экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определённому уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Принцип предсказуемости расчёта размера арендной платы заключается в определении в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления порядка расчёта арендной платы и недопущении произвольного пересмотра размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что до 27 июля 2023 года арендная плата за земельные участки, переданные в аренду административному истцу, рассчитывалась в соответствии с решением 10 сессии II созыва Судакского городского совета от 19 декабря 2019 года № 53 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым» (далее – Решение от 19 декабря 2019 года № 53, Положение от 19 декабря 2019 года № 53). Первоначальный текст документа опубликован в издании «Судакские вести», № 51(700), 26 декабря 2019 года, а также размещён на официальном сайте муниципального образования городской округ Судак Республики Крым в Государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» по адресу: http://sudakgs.rk.gov.ru.

Так, в Приложении 1 к Положению от 19 декабря 2019 года № 53 утверждена Таблица ставок арендной платы, установленных в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, в том числе: в размере 2,60 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Санаторная деятельность» (код 9.2.1) в г. Судак; в размере 10,00 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Магазины» (код 4.4) в г. Судак; в размере 11,50 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Склады» (код 6.9) в г.Судак; в размере 7,80 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Автомобильный транспорт» (код 7.2) в г.Судак. При этом ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, имеет различные показатели по населённым пунктам муниципального образования городской округ Судак Республики Крым.

Кроме того, пунктом 2.5. Положения от 19 декабря 2019 года № 53 было предусмотрено, что в случае если в отношении земельного участка установлены категория и вид разрешённого использования, по которому сведения о размере ставки по арендной плате не предусмотрены Приложением 1 к настоящему порядку, то для расчёта годового размера арендной платы применяется ставка в размере 2,75 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Суд, изучив расчёты размеров арендной платы, представленные в материалы дела в подтверждение экономической обоснованности оспариваемых размеров ставок арендной платы, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка и его местонахождения, приходит к выводу, что вопреки доводам возражений административного ответчика, материалы административного дела не содержат надлежащих и допустимых доказательств обоснованности их расчёта и определения, поскольку фактически указанные величины установлены в целях определения размера платы за аренду земельных участков исключительно для обеспечения максимального поступления арендных платежей в бюджет муниципального образования, без соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и принятия во внимание коммерческой привлекательности земельных участков, потребительского спроса на землю.

Предоставленные административным ответчиком документы не подтверждают то, что определение оспариваемых ставок арендной платы для земельных участков с видом разрешённого использования: «Санаторная деятельность» (код 9.2.1), «Магазины» (код 4.4), «Склады» (код 6.9), «Автомобильный транспорт» (код 7.2), «Деятельность по особой охране и изучению природы» (код 9.0), находящихся на территории г. Судак, Республики Крым, установленных в Приложениях 1 и 2 к Порядку, утверждённому Решением № 546 от 27 июля 2023 года, а также ставки арендной платы, установленной в пункте 2.4. указанного Порядка, было произведено с соблюдением принципов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, в результате осуществления экономической оценки территории, основанной на анализе экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности той или иной категории земель.

Верховный Суд Республики Крым считает, что выводы о целесообразности применения оспариваемых ставок арендной платы сделаны Администрацией в результате анализа конкретного случая изменения базы расчёта арендных платежей с целью обеспечить поступление в бюджет арендных платежей, сопоставимых с их суммами, имевшими место до принятия Решения № 546 от 27 июля 2023 года, что фактически следует из пояснительной записки к проекту оспариваемого решения.

Предоставленные в материалы дела пояснительная записка к проекту решения (том 2 л.д.88-89, 185-187) и заключение Контрольно-счётной палаты города Судака Республики Крым от 25 июля 2023 года (том 2 л.д. 90-97) по своему содержанию не являются документами, подтверждающим осуществление при принятии оспариваемого в части решения расчётов, показывающих доходность земельных участков, и не содержат доказательств изучения и многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, вследствие чего не могут являться надлежащим доказательством соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемых величин ставок арендной платы для земель, находящихся на территории г. Судака Республики Крым.

Вместе с тем экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учёт не только объёма планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ, оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка. Установление величины ставки арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков, и не свидетельствует об обеспечении баланса частных и публичных интересов при принятии оспариваемых норм.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П и от 21 января 2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определённости, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределённость правовой нормы ведёт к её неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности её произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Оспариваемым пунктом 4 Решения № 546 от 27 июля 2023 года установлено, что решение вступает в силу с момента его опубликования в газете «Судакские Вести», размещения на официальном сайте муниципального образования городской округ Судак Республики Крым в Государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» по адресу: http://sudakgs.rk.gov.ru и распространяется на взаимоотношения с 01 января 2023 года.

Вопреки доводам возражений административного ответчика, суд приходит к выводу о недопустимости придания обратной силы оспариваемому нормативному правовому акту, ухудшающему положение арендаторов земельных участков.

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 1 октября 1993 г. № 81-р и поддерживаемой в последующих судебных актах, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие. Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя, при этом законодатель, реализуя своё исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство). В отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица (к таким относятся и трудовые отношения), обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.

Также Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 22 апреля 2014 г. № 12-П отмечено, что статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определённости и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порождённые ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определённых случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определённости, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года № 11-П, от 27 июня 2013 года № 15-П, от 23 декабря 2013 года № 29-П и др.).

В данном случае оспариваемая норма допускает применение спорных ставок арендной платы для расчёта арендной платы за период времени, предшествующий их установлению. Между тем материалами дела подтверждается, что пункт 4 оспариваемого в части нормативного правового акта влечёт ухудшение положения административного истца АО «ТОК «Судак» как арендатора земельных участков, поскольку обязывает его внести арендную плату за прошедший период в увеличенном размере и приводит к образованию у арендатора задолженности по арендной плате и, как следствие, к возникновению дополнительной обязанности по выплате арендной платы, что не соответствует положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, противоречит принципу предсказуемости расчёта размера арендной платы, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, в связи с чем, подлежит признанию в этой части не действующим.

При таких данных суд приходит к выводу, что Решение № 546 от 27 июля 2023 года принято в оспариваемой части без соблюдения принципов экономической обоснованности арендной платы за землю, предсказуемости расчёта размера арендной платы, то есть без соблюдения требований нормативного правового акта большей юридической силы - Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», не отвечает принципу правовой определённости, чем нарушены права административного истца, как арендатора земельных участков муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Определяя момент, с которого Решение № 546 от 27 июля 2023 года в оспариваемой части следует признать не действующим, суд приходит к выводу о признании его не действующим со дня принятия, поскольку в судебном заседании установлено, что оспариваемое в части Решение № 546 от 27 июля 2023 года распространялось на правоотношения, возникшие до принятия нормативного правового акта, и на его основании на административного истца, как арендатора земельных участков, незаконно возложена обязанность по уплате дополнительных арендных платежей, что противоречит принципу предсказуемости расчёта арендной платы, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, и влечёт ухудшение положения административного истца как арендатора земельных участков.

Судом приняты во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50, а также то, что применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела признание нормативного правового акта не действующим с момента вступления решения суда в законную силу не приведёт к защите прав административного истца.

Учитывая, что одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.

Пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию понесённые по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500,00 рублей (том 1 л.д.14).

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление Акционерного общества «Туристско-оздоровительный комплекс «Судак» - удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 2.4 Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утверждённого решением 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 27 июля 2023 года № 546.

Признать не действующим со дня принятия пункт 4 решения 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 27 июля 2023 года № 546 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым» в части распространения решения на взаимоотношения с 01 января 2023 года в той мере, в которой данная норма допускает её применение к взаимоотношениям по установлению арендной платы для земельных участков с видом разрешённого использования «Деятельность по особой охране и изучению природы» (код 9.0), с кадастровым кварталом ; к земельным участкам с видом разрешённого использования «Автомобильный транспорт» (код 7.2), с кадастровым кварталом ; к земельным участкам с видом разрешённого использования «Автомобильный транспорт» (код 7.2), с кадастровым кварталом .

Признать не действующим со дня принятия Приложение 1 «Таблица ставок арендной платы в разрезе кадастровых кварталов» к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утверждённому решением 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 27 июля 2023 года № 546, в части установления ставок арендной платы в разрезе кадастровых кварталов:

- в размере 3,20 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Санаторная деятельность» (код 9.2.1), с кадастровым кварталом ;

- в размере 8,60 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Магазины» (код 4.4), с кадастровым кварталом ;

- в размере 11,50 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Склады» (код 6.9), с кадастровым кварталом ;

- в размере 8,40 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Автомобильный транспорт» (код 7.2), с кадастровым кварталом ;

- в размере 9,10 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Магазины» (код 4.4), с кадастровым кварталом ;

- в размере 12,00 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Склады» (код 6.9), с кадастровым кварталом .

Признать не действующим со дня принятия Приложение 2 «Таблица ставок арендной платы в кадастровых кварталах и в разрезе населённых пунктов» к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утверждённому решением 79 сессии Судакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 27 июля 2023 года № 546, в части установления ставок арендной платы:

- в размере 9,70 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Магазины» (код 4.4), с кадастровым кварталом г. Судак;

- в размере 14 % для земельных участков, отнесённых к виду разрешённого использования «Склады» (код 6.9), с кадастровым кварталом г. Судак.

Взыскать с Судакского городского совета Республики Крым в пользу Акционерного общества «Туристско-оздоровительный комплекс «Судак» судебные расходы по административному делу № 2а-231/2023 по оплате госпошлины в размере 4500,00 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию на официальном сайте Судакского городского совета Республики Крым и в официальном печатном издании Судакского городского совета Республики Крым в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова

Решение изготовлено в окончательной форме 18 декабря 2023 года