ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2321/17 от 27.09.2017 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-2321/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 27 сентября 2017 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Турлиу К.Н.,

при секретаре Обысовой У.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Негосударственному образовательному учреждению «Центр дополнительного профессионального образования «Фонд развития «Стратегии будущего» о ликвидации некоммерческой организации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю обратилось в суд с административным иском к Негосударственному образовательному учреждению «Центр дополнительного профессионального образования «Фонд развития «Стратегии будущего» о ликвидации некоммерческой организации.

В обоснование требований указано, что 25.02.2013 Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю принято решение о государственной регистрации Негосударственного образовательного учреждения «Центр дополнительного профессионального образования «Фонд развития «Стратегии будущего (далее – НОУ «ЦДПО «Фонд развития «Стратегии будущего»). 05.03.2013 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица при создании, за основным государственным регистрационным номером 1132225900597.

Как следует из письма директора и учредителя некоммерческой организации Павлова С.Н. от 15.06.2017, являющегося также лицом, действующим от имени организации без доверенности, НОУ «ЦДПО ««Фонд развития «Стратегии будущего» лицензий на осуществление образовательной деятельности, не имеют, расчетный счет закрыт.

Следовательно, некоммерческой организацией нарушены требования ст. 91 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п.40 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», устанавливающих обязательной лицензирование на территории Российской Федерации образовательной деятельности.

Кроме того, согласно письму Павлова С.Н., в нарушение требований п.2 ст.14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и положений п.2.1 устава НОУ «ЦДПО ««Фонд развития «Стратегии будущего» некоммерческой организацией требования учредительных документов не соблюдались, деятельность по осуществлению уставных целей с 2016 года не осуществлялась.

В связи с неоднократными нарушениями административным ответчиком законодательства Российской Федерации и собственного устава, просили ликвидировать НОУ «ЦДПО ««Фонд развития «Стратегии будущего» и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Павлов С.Н. в судебном заседании согласился с доводами, изложенными в исковом заявлении.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствие со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В судебном заседании установлено, что 25.02.2013 Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю принято решение о государственной регистрации Негосударственного образовательного учреждения «Центр дополнительного профессионального образования ««Фонд развития «Стратегии будущего». 05.03.2013 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица при создании, за основным государственным регистрационным номером 1132225900597.

НОУ «ЦДПО ««Фонд развития «Стратегии будущего» создано единственным учредителем - физическим лицом Павловым Сергеем Николаевичем (Решение № 1 от 29.01.2013) (л.д.19).

Согласно п.7.1 Устава, в учреждении принята следующая структура управления: высший орган управления – учредитель, единый исполнительный орган – директор (л.д.16).

На основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в сведениях о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, указан директор – Павлов Сергей Николаевич.

15.06.2017 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю от Павлова С.Н. поступила информация о том, что в 2016 году НОУ ЦДПО «Фонд развития «Стратегии будущего»» уставная деятельность не осуществлялась, лицензий на осуществление образовательной деятельности организация не имеет, денежных средств на приведение наименования в соответствие с действующим законодательством нет. В заявлении Павлов С.Н. просит Управление Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю рассмотреть вопрос о ликвидации НОУ ЦДПО «Фонд развития «Стратегии будущего»» в судебном порядке (л.д. 33).

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В силу п.2 ст.14 ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Как следует из п.2.1 Устава НОУ «ЦДПО «Фонд развития «Стратегии будущего»» целью деятельности некоммерческой организации является: предоставление услуг гражданам РФ в области образования, по профессиональной переподготовке и повышении квалификации, способствующую получению образования нового уровня, удовлетворению интеллектуальных и других потребностей личности.

В соответствии с п.1 ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Пунктом 4 ст.91 вышеуказанного закона предусмотрено, что лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно п. 40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, в том числе образовательная деятельность.

Как следует из поступившего 15.06.2017 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю заявления Павлова С.Н., с 2016 года НОУ ЦДПО «Фонд развития «Стратегии будущего»» уставная деятельность не осуществлялась, лицензий на осуществление образовательной деятельности организация не имеет, денежных средств на приведение наименования в соответствие с действующим законодательством нет.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается административным ответчиком, что некоммерческой организацией нарушены требования законодательства Российской Федерации, а именно ст.91 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 40 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также допущено нарушение устава НОУ ЦДПО «Фонд развития «Стратегии будущего»».

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

На основании пп. 30.10. п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313; п. п. 73, 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26; п. 12 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705; п.п. 78, 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы по результатам контроля за деятельностью некоммерческих организаций обращаются в суд с заявлением о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций.

При установленных судом обстоятельствах нарушения НОУ ЦДПО ««Фонд развития «Стратегии будущего»» ст.91 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 40 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также устава некоммерческой организации, выразившихся в отсутствии лицензий на осуществление образовательной деятельности, не осуществлением уставной деятельности с 2016 года, а так же тот факт, что единственный учредитель некоммерческой организации Павлов С.Н. просил решить вопрос о ликвидации указанной организации в судебном порядке, требования Управления Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю о ликвидации указанной некоммерческой организации являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п.2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

В силу п.3 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Из выписки из единого государственного реестра юридических лиц от следует, что единственным учредителем и директором НОУ «ЦДПО «Фонд развития «Стратегии будущего»» является Павлов С.Н.

В связи с чем, суд полагает необходимым возложить обязанность по осуществлению ликвидации некоммерческой организации, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством на ее руководителя – Павлова С.Н.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.

Поскольку административный истец на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с НОУ «ЦДПО «Фонд развития «Стратегии будущего»» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Негосударственному образовательному учреждению «Центр дополнительного профессионального образования «Фонд развития «Стратегии будущего»» о ликвидации некоммерческой организации - удовлетворить.

Ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение «Центр дополнительного профессионального образования «Фонд развития «Стратегии будущего»» (ОГРН №1132225900597).

Назначить ликвидатором Негосударственного образовательного учреждения «Центр дополнительного профессионального образования «Фонд развития «Стратегии будущего»» Павлова Сергея Николаевича, установив порядок и сроки ликвидации в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Негосударственного образовательного учреждения «Центр дополнительного профессионального образования «Фонд развития «Стратегии будущего»» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья К.Н. Турлиу