ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2321/20 от 04.03.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2019-014652-61

Дело № 2а-2321/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 04 марта 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Бишаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Окружной администрации города Якутска, к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска об оспаривании бездействия,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском мотивируя тем, что по результатам публичных слушаний от ____, утвержденным ____, было принято положительное решение о перераспределении запрашиваемой им территории. Распоряжением заместителя главы городского округа «город Якутск» от ____ произведено перераспределение территории, право собственности на которую не разграничено, к земельному участку административного истца с кадастровым номером ____, утверждены изменения в проекты межевания кварталов г. Якутска. На обращение административного истца от ____ об учете изменений земельного участка с кадастровым номером ____ Департамент имущественных и земельных отношений направил ответ от ____ о нецелесообразности проведения учета границ земельного участка, поскольку они пересекают линии градостроительного регулирования (красные линии). До настоящего времени Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска не откорректировало красные линии вопреки вышеуказанным решениям. Данное бездействие препятствует проведению дальнейших процедур по исполнению принятых ранее актов органа местного самоуправления и результатов публичных слушаний, является незаконным и нарушает законные права и интересы административного истца по использованию земельного участка. На обращение административного истца от ____ о приведении красной линии в районе земельного участка с кадастровым номером ____ в соответствие измененным границам территории общего пользования ответа не получено. Бездействие ответчиков противоречит п. 11 ст. 1, ч. ч. 4 и 6 ст. 41, п. 1 ч. 3 ст. 42, ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требованиям Административного регламента предоставления Окружной администрации города Якутска муниципальной услуги по перераспределению земельных участков. Просит признать бездействие по внесению изменений в проекты межевания и планировки территории квартала «Хатынг-Юрях» незаконным, обязать Окружную администрацию города Якутска откорректировать (перенести) красные линии в соответствии с распоряжением от ____, взыскать судебные расходы.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании требования поддержала.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании просил в иске отказать, ссылаясь на те обстоятельства, что территории общего пользования, обозначенные «красными линиями» не подлежат передаче в частную собственность.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного выше процессуального закона приводит к выводу, что для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов

Согласно п.9 ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

В соответствии со ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии.

То есть, границы территорий общего пользования, а также земельных участков под линейные сооружения, в том числе планируемые, которые не подлежат передаче в собственность граждан в силу положений ст. 15 и п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, устанавливаются в документации по планировке территории.

Вместе с тем, Градостроительным кодексом РФ предусмотрена возможность изменения проектов планировки и межевания территории, в том числе с переносом «красных линий» по заявлениям заинтересованных лиц.

В соответствии с п.21 ст. 45 ГрК РФ внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

Согласно п. 5 ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В случае внесения изменений в указанные в части 5 настоящей статьи проект планировки территории и (или) проект межевания территории путем утверждения их отдельных частей общественные обсуждения или публичные слушания проводятся применительно к таким утверждаемым частям (п. 5.2).

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет"(п.14).

Приказом Минрегиона РФ от 30.08.2007 N 85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности" установлены требования к оформлению и ведению книг системы. Так п. 5 Приложения №2 к Приказу № 85 предусматривает, что в процессе ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности выполняются следующие процедуры: учет градостроительной документации, поступившей для размещения в ИСОГД; регистрация градостроительной документации для ее размещения в информационном фонде ИС ОГД; размещение градостроительной документации в информационном фонде ИСОГД; предоставление содержащихся в ИСОГД сведений заинтересованным лицам.

Поступление градостроительной документации в ИСОГД осуществляется в результате: проведения работ по инвентаризации и передаче в ИСОГД сведений о документах и материалах развития территорий и иных необходимых для градостроительной деятельности сведений, содержащихся в документах, утвержденных органами государственной власти или органами местного самоуправления; утверждения органами государственной власти или органами местного самоуправления градостроительной документации.

Документация размещается в информационных фондах ИСОГД при наличии сопроводительных писем, актов проведенных работ по инвентаризации, распоряжений органов МСУ.

Все поступившие документы проходят первичную регистрацию в Книге учета сведений, поступивших для размещения в ИСОГД. Проводится анализ поступившей документации и принятие решения по порядку ее учета в Книгах регистрации документов, размещаемых в системе, в соответствии с разделом ИСОГД (далее - Книги регистрации). Размещение полученной документации производится в Книгах хранения, которые предназначены для хранения копий документов, размещаемых в ИСОГД (далее - книга хранения), и формируются по разделам в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 9 июня 2006 г. N 363.

В соответствии с Классификатором, утвержденным указанным Положением, документы по планировке территории, включая нормативно-правовые акты по их утверждению, чертежи планировки территории, внесенные изменения в документы территориального планирования и проекты межевания территорий в их составе подлежат внесению в ИСОГД.

Судом установлено, что ____ административный истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска с заявлением о проведении учета изменений границ земельного участка с кадастровым номером ____, определенного в проекте межевания и планировки квартала «Хатынг-Юрях» под территорию общего пользования, в целях последующего перераспределения его части с земельным участком истца с кадастровым номером ____.

Согласно распоряжению заместителя главы городского округа «город Якутск» № от ____ назначены публичные слушания по рассмотрению изменений проектов планировок и проектов межевания территорий кварталов, микрорайонов, сел городского округа «город Якутск» ____, в том числе в части перераспределения территории право собственности на которую не разграничено к земельному участку с кадастровым номером ____. Территориальная зона ___ площадь существующего земельного участка ___ кв.м., площадь образуемого земельного участка ___ кв.м., по адресу: ____ согласно приложению №___ к настоящему распоряжению.

Из утвержденного заключения результатов публичных слушаний от ____ следует, что по итогам публичных слушаний рекомендовано заместителю главы городского округа «город Якутск» утвердить проекты изменений в проекты планировки и проекты межевания территорий кварталов, микрорайонов, сел городского округа «город Якутск»: ____, в числе которых изменение в части перераспределения территории право собственности на которую не разграничено к земельному участку с кадастровым номером ____.

____ заместителем главы городского округа «город Якутск» вынесено распоряжение № о внесении изменений в проекты межевания территорий кварталов, микрорайонов, сел городского округа «город Якутск»: от ____ «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала «Хатынг-Юрях» города Якутска, в том числе в части перераспределения территории право собственности на которую не разграничено к земельному участку с кадастровым номером ____. Территориальная зона ___, площадь существующего земельного участка ___ кв.м., площадь образуемого земельного участка ___ кв.м., по адресу: , согласно приложению №___ к настоящему распоряжению».

Таким образом, по результатам публичных слушаний с учетом соблюдения баланса частного и публичного интересов уполномоченный орган посчитал возможным и целесообразным внесение изменений в проект межевания и планировки квартала ____, в соответствии с которыми часть территории общего пользования земельного участка ____ площадью ___ кв.м. перераспределяется в частную собственность к земельному участку истца с кадастровым номером ____.

Пунктом 2 Распоряжения № от ____ Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска поручено в течение ___ рабочих дней обеспечить внесение утвержденной документации по проектам межевания территорий в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.

Однако, согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МБУ «Главное архитектурно-планировочное учреждение» ГО «Город Якутск» от ____, в отношении испрашиваемого истцом к перераспределению земельного участка сохраняются ограничения по линии градостроительного регулирования (красные линии), решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды не принято, о развитии застроенных территорий не принято, проект планировки территории – объект индивидуальной жилой застройки территория общего пользования, проект межевания территории – соответствует.

То есть, распоряжение об утверждении изменений в проект планировки и межевания территории квартала с кадастровым номером ____ ответчиками исполнено не было, соответствующие сведения в ИСОГД внесены не были.

____ административным истцом на имя главного архитектора г. Якутска направлено обращение о внесении изменений в проект планировки и межевания территории квартала «Хатынг-Юрях», утвержденный распоряжением Окружной администрации от ____, в части перераспределения территории общего пользования участка с кадастровым номером ____ и земельного участка с кадастровым номером ____. В обращении также указано, что при принятии решения о перераспределении земельного участка красную линию, являющуюся границей территории общего пользования, не откорректировали, в связи с чем, просит привести ее в соответствие измененным границам территории общего пользования.

____ административным истцом подано заявление на имя начальника Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о проведении учета изменений земельного участка с кадастровым номером ____ для решения вопроса о перераспределении к земельному участку с кадастровым номером ____.

____ из муниципального казенного учреждения «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» на данное обращение направлен ответ № о том, что на сегодняшний день границы перераспределяемого земельного участка с кадастровым номером ____ пересекают линии градостроительного регулирования (красные линии), в связи с чем проведение учета изменений границ земельного участка с кадастровым номером ____ нецелесообразно.

Указанный отказ от ____ истцом оспорен в суде. Вступившим в законную силу решением суда от ____ отказ ответчика в проведении учета изменений земельного участка с кадастровым номером ____ признан незаконным.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При таких обстоятельствах бездействие ответчиков по внесению одобренных на публичных слушаниях изменений в чертежи проекта планировки и межевания территории квартала «Хатынг-Юрях» и в ИСОГД, вопреки утвержденному Окружной администрацией города Якутска распоряжению от 19 июля 2019 года и установленному Приказом Минрегиона РФ от 30.08.2007 N 85 порядку внесения сведений в ИСОГД, препятствует реализации истцом права на перераспределение земельного участка, следовательно, бездействие ответчиков не может быть признано законным, а административный иск подлежит удовлетворению с возложением на ответчиков обязанности произвести действия по внесению изменений в ППТ и МТ квартала «Хатынг-Юрях» г. Якутска, утвержденный ____, предусматривающие перераспределение земельного участка с кадастровым номером ____ с внесением сведений в Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности и направлением сведений об изменении проекта планировки и межевания территории квартала «Хатынг –Юрях» в ЕГРН.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.179-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Окружной администрации г. Якутска, Управления Архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска, выразившееся в неисполнении распоряжения заместителя главы ГО город Якутск № от ____ в части внесения изменений в проект планировки и межевания территории квартала «Хатынг-Юрях» г. Якутска предусматривающих перераспределение земельного участка с кадастровым номером ____.

Обязать Окружную администрацию г. Якутска, Управление Архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска произвести действия по внесению изменений в проект планировки и межевания территории квартала «Хатынг-Юрях» г. Якутска, утвержденный ____, предусматривающие перераспределение земельного участка с кадастровым номером ____ с внесением сведений в Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности и направлением сведений об изменении проекта планировки и межевания территории квартала «Хатынг –Юрях» в ЕГРН.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья п/п А.А. Кочкина

___

___

___

___

___

___