ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2323/18 от 15.02.2019 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-427/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

С. Долгодеревенское 15 февраля 2019 года

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Е.В. Боднарь

при секретаре Е.Е. Пономаревой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 22 по Челябинской области (далее – МИФНС России № 22) обратилась к ФИО1 с административным иском, в котором просила взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу за 2015-2016 гг. в размере 199966 руб., транспортный налог за 2016 год в размере 40800 руб., пени по нему в сумме 211,14 руб., итого 240977,14 руб.

В качестве основания административного иска указано, что ФИО1 в указанные налоговые периоды имел в собственности земельные участки и транспортные средства, в связи с чем ответчику был исчислены к уплате указанные земельный и транспортный налоги, о чем налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 09.09.2017 г. в сумме 240766 руб. (транспортный налог в сумме 40800 руб., земельный налог в сумме 199966 руб.) со сроком уплаты 01.12.2017 г. В связи с неисполнением указанной обязанности в срок до 01.12.2017 г. было выставлено требование от 21.12.2017 г. по уплате недоимки по земельному налогу за 2015-2016 гг. в сумме 199966 руб., транспортному налогу за 2016 год в сумме 40800 руб., пени в сумме 211,14 руб. за период со 02.12.2017 г. по 20.12.2017 г.

Представитель административного истца Х.Т.А. в судебном заседании требования административного иска поддержала, указав, что в связи со снижением решением комиссии при Управлении Росреестра по Челябинской области кадастровой стоимости земельных участков ФИО1 обращался 07.02.2019 г. в налоговый орган с заявлением о перерасчете земельного налога, однако оснований для перерасчета земельного налога за 2015-2016 гг. не имеется, поскольку решения комиссии приняты в 2017-2018 годах. В случае, если бы такие решения комиссии были приняты после 01.01.2019 г., то уменьшенная кадастровая стоимость земельных участков могла быть применена для перерасчета земельного налога за три налоговых периодаа (2016-2018 гг.) с учетом положений п. 1.1 ст. 391 НК РФ, п. 15 ст. 378.2, п. 2 ст. 403 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ) и разъяснений МНС России.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен. В предыдущих судебных заседаниях против иска возражал в части размера задолженности по земельному налогу со ссылкой на имеющиеся решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области 2017-2018 гг.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В силу положений п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ (ст. 75 НК РФ).

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ и о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом статья 52 НК РФ позволяет налоговому органу исчислить налог, подлежащий уплате физическими лицами, не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

Из материалов дела следует, что ФИО1 согласно выписке из ЕГРН от 07.12.2018 г. был собственником ряда земельных участков, в связи с чем ему был начислен к уплате земельный налог за 2015-2016 гг. на сумму 199966 руб. со сроком уплаты 01.12.2017 г.

Налоговым органом за 2016 год также был исчислен ФИО1 транспортный налог на сумму 40800 руб. со сроком уплаты 01.12.2017 г. в связи с наличием в его собственности транспортного средства <данные изъяты>, г/н , что подтверждается соответствующим налоговым уведомлением от 09.09.2017 г.

Факт регистрации за ответчиком названного автомобиля в указанный период подтверждается карточкой учета транспортного средства, представленной по запросу суда РЭО ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области. Наличие и размер задолженности по транспортному налогу ответчиком не оспаривался.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В связи с неуплатой земельного и транспортного налога в срок до 01.12.2017 г. ФИО1 было сформировано требование от 21.12.2017 г. на общую сумму 240766 руб. (недоимка) и 1245,96 руб. (пени), со сроком уплаты до 06.02.2018 г., в том числе земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, со сроком уплаты 01.12.2017 г. – 199966 руб., транспортный налог с физических лиц в сумме 40800 руб. со сроком уплаты 01.12.2017 г., пени по нему – 211,14 руб., начисленной за период со 02.12.2017 г. по 20.12.2017 г.

Соответствующее требование от 21.12.2017 г. было выгружено в личный кабинет налогоплательщика 22.12.2017 г., что подтверждается скриншотом с личного кабинета ФИО1

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ если физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок не исполнена обязанность по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей установленных настоящей статьей.

В силу п. 2 ст. 48 НК PФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Частью 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

МИФНС № 22 по Челябинской области обратилось к мировому судьей судебного участка № 2 с заявлением о выдаче судебного приказа. 23.07.2018 г. вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу и пени в сумме 240977,14 руб., а также госпошлины в сумме 2804 руб. 89 коп.

В связи с возражениями должника судебный приказ мировым судьей отменен, о чем 31.07.2018 г. вынесено соответствующее определение. Административный иск о взыскании налога, пеней в порядке административного производства истец подал в Сосновский районный суд 16.11.2018 г., то есть в пределах шести месяцев с даты отмены мировым судьей судебного приказа.

Таким образом, судом установлено, что административным истцом соблюдена процедура и сроки взыскания с административного ответчика недоимки и пени по земельному и транспортному налогу.

Как отмечалось выше, по заявлению ФИО1 комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области в 2017-2018 гг. были приняты решения о снижении кадастровой стоимости ряда земельных участков.

В связи с чем судом направлялся соответствующий судебный запрос в налоговый орган о том, обращался ли ФИО1 с заявлениями о перерасчете земельного налога в связи с принятием решений вышеуказанной комиссией.

Из ответа МИФНС России № 22 по Челябинской области от 30.01.2019 г. следует, что с заявлениями о перерасчете земельного налога за налоговые периоды 2016-2019 гг. ФИО1 не обращался.

Из представленных ответчиком в судебном заседании 12.02.2019 г., а также представителем административного истца 15.02.2019 г. документов следует, что с таким заявлением о перерасчете земельного налога ФИО1 обратился в МИФНС № 22 по Челябинской области 07.02.2019 г., приложив решения комиссии при Управлении Росреестра по Челябинской области о снижении кадастровой стоимости земельных участков от 2017-2018 гг.

Вместе с тем оснований для перерасчета задолженности по земельному налогу за 2015-2016 гг. у налогового органа и суда не имеется, исходя из следующего.

Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, и в частности в ст. 391 НК РФ (Порядок определения налоговой базы по земельному налогу).

Названным Федеральным законом в ст. 391 НК РФ введена ч. 1.1, согласно которой изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При этом в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Поскольку решения комиссии при Управлении Росреестра по Челябинской области были приняты в 2017-2018 гг., то оснований для применения уменьшенной кадастровой стоимости земельных участков к налоговым периодам 2015-2016 гг. не имеется.

Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При этом в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Нормами Бюджетного кодекса РФ (п.2 ст. 61.1) предусмотрено, что суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в доход муниципального района.

Учитывая, что административный истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход бюджета Сосновского муниципального района Челябинской области подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии с размером удовлетворенных требований в сумме 5609,77 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по АДРЕС, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Челябинской области задолженность в общей сумме 240977,14 руб., в том числе 40800 руб. - недоимка по транспортному налогу за 2016 год, 99096 руб. - недоимка по земельному налогу за 2015 год, 100870 руб. - недоимка по земельному налогу за 2016 год.

Взыскать с ФИО1 в доход Сосновского муниципального района Челябинской области государственную пошлину в сумме 5609 (Пять тысяч шестьсот девять) руб. 77 коп.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Боднарь