ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2324/2018 от 21.06.2018 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело -----

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата. адрес

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Мурадовой С.Л.

при секретаре судебного заседания Ильиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мариинско - Посадского района г.Чебоксары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной

у с т а н о в и л :

Административный истец - прокурор Мариинско – Посадского района г.Чебоксары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной. Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Мариинско-Посадского района посредством выхода в телекоммуникационную сеть «Интернет» проведена проверка, в ходе которой установлено, что в свободном доступе на интернет-сайте ------co размещена информация о продаже поддельных полисов ОСАГО.Данный сайт не является официальным сайтом страховых организаций, которые предлагают к продаже официальные электронные полисы ОСАГО, а является сайтом, на котором размещены объявления о продаже различных документов, в том числе и полисов ОСАГО. Согласно информации, размещенной на сайте в теме купить полис ОСАГО: «У нас вы можете купить готовый заполненный полис ОСАГО с печатями и квитанцией дешево, если не хотите оплачивать страховой компании по официальному тарифу. Наши дубликаты полисов ОСАГО на защищенных бланках ГОЗНАК полностью идентичны оригинальным, по базе РСА числятся как действующие. Предлагаемые полисы ОСАГО пригодны для предъявления инспекторам ГИБДД на дорогах. Единственное отличие от настоящего официально оформленного полиса ОСАГО - по нашим полисам не выплачивается страховое возмещение в случае ДТП». На Интернет-сайте отсутствует информация о лице, разместившем данные сведения в сети Интернет. В разделе «------» указаны лишь электронные адреса. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, с его содержанием может ознакомиться любой желающий. Полисы ОСАГО являются поддельными, не предназначенными для страхования автогражданской ответственности лиц, их приобретающих, и не предназначены для получения страхового возмещения пострадавшему в случае ДТП.Данное обстоятельство подтверждается скриншотом сайта, приложенным к заявлению. Содержащаяся на сайте информация свидетельствует о противоправности услуг, предлагаемых владельцем сайта, поскольку в силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона №40-ФЗ, обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.Информация о продаже полисов ОСАГО любым лицам, по сути, является рекламой продукцией.Сведения, размещенные на вышеуказанном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования поддельного полиса ОСАГО. Информация о продаже поддельных полисов ОСАГО по заниженной стоимости, размещенная в сети Интернет, побуждает граждан к совершению противоправных действий, направленных на приобретение незаконных документов.Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38- ФЗ «О рекламе», реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.В силу части 6 статьи 10 Закона, запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.Таким образом, информация, распространенная на Интернет-сайте запрещена к распространению в Российской Федерации, носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно подлинности приобретаемого полиса ОСАГО. Статья 39 КАС РФ предусматривает право прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На дату проверки дата данный указатель страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует (------ Истец со ссылкой на ст. п. 3 ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», ст. 39 КАС РФ, просит признать информацию, размещенную на странице сайта с URL- адресом ------.coинформацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Административный истец извещен, явку представителя не обеспечил, просит рассмотреть без участия представителя.

Административный ответчик - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике в суд явку представителя не обеспечило, представило отзыв, просило рассмотреть дело без участия представителя.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и применении информационных технологий, обеспечении защиты информации, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2006 г. №149. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон).

Согласно статье 3 Закона, правовое регулирование отношений возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; достоверности информации и своевременности ее предоставления.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (статья 5 Закона).

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (части 1 и 2 статьи 7 Закона).

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 8 Закона).

Статьей 9 Закона предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона №40-ФЗ, обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

Согласно части 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с абзацем 7 пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 «О правилах дорожного движения», запрещается эксплуатация транспортных средств, транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о продаже полисов ОСАГО любым лицам, по сути, является рекламой продукцией.

Сведения, размещенные на вышеуказанном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования поддельного полиса ОСАГО. Информация о продаже поддельных полисов ОСАГО по заниженной стоимости, размещенная в сети Интернет, побуждает граждан к совершению противоправных действий, направленных на приобретение незаконных документов.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38- ФЗ «О рекламе», реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 10 Закона, запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Содержащаяся на сайте информация свидетельствует о противоправности услуг, предлагаемых владельцем сайта, поскольку в силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Прокуратурой Мариинско-Посадского района посредством выхода в телекоммуникационную сеть «Интернет» проведена проверка, в ходе которой установлено, что в свободном доступе на интернет-сайте ------ размещена информация о продаже поддельных полисов ОСАГО.

Данный сайт не является официальным сайтом страховых организаций, которые предлагают к продаже официальные электронные полисы ОСАГО, а является сайтом, на котором размещены объявления о продаже различных документов, в том числе и полисов ОСАГО. Согласно информации, размещенной на сайте в теме купить полис ОСАГО: «У нас вы можете купить готовый заполненный полис ОСАГО с печатями и квитанцией дешево, если не хотите оплачивать страховой компании по официальному тарифу. Наши дубликаты полисов ОСАГО на защищенных бланках ГОЗНАК полностью идентичны оригинальным, по базе РСА числятся как действующие. Предлагаемые полисы ОСАГО пригодны для предъявления инспекторам ГИБДД на дорогах. Единственное отличие от настоящего официально оформленного полиса ОСАГО - по нашим полисам не выплачивается страховое возмещение в случае ДТП».

На Интернет-сайте отсутствует информация о лице, разместившем данные сведения в сети Интернет. В разделе «------» указаны лишь электронные адреса.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, с его содержанием может ознакомиться любой желающий.

Таким образом, информация, распространенная на Интернет-сайте запрещена к распространению в Российской Федерации, носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно подлинности приобретаемого полиса ОСАГО. Полисы ОСАГО являются поддельными, не предназначенными для страхования автогражданской ответственности лиц, их приобретающих, и не предназначены для получения страхового возмещения пострадавшему в случае ДТП.

На дату проверки дата данный указатель страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует (------

Соответственно, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ с внесением обнаруженных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено».

К материалам дела приложены скриншоты страницы вышеуказанного сайта, акт проверки от датаг. составленного старшим помощником прокурора Мариинско – Посадского района ЧР ФИО2, которым подтверждается наличие на Интернет – сайте ------.coинформации о продаже поддельных полисов ОСАГО, не предназначенные для страхования автогражданской ответственности лиц, их приобретающих, и не предназначеные для получения страхового возмещения пострадавшему в случае ДТП.

Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 вышеуказанного ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Основаниями для включения в Реестр сведений являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд

решил:

Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL- адресом ------.coинформацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии, расположенного по адресу: адрес, адрес, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья Мурадова С.Л.

Мотивированное решение составлено датаг.