ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-232/2016 от 05.08.2016 Рамешковского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-232/2016 год

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Рамешки 05 августа 2016 года

Рамешковский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Марковой В.В.,

при секретаре Романовой В.Н.,

с участием помощника прокурора Рамешковского района Тверской области Савельева К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рамешковского района Тверской области в защиту неопределенного круга лиц, Министерства промышленности и информационных технологий Тверской области к администрации городского поселения – поселок Рамешки об обязании в течении 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу сформировать и внести в государственную информационную систему Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» сведения о предоставляемых муниципальных услугах и исполняемых функциях в полном объеме,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Рамешковского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, Министерства промышленности и информационных технологий Тверской области к администрации городского поселения – поселок Рамешки об обязании сформировать и представить в Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области сведения о предоставляемых муниципальных услугах и исполняемых функциях для последующего размещения в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций).

В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Рамешковского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности в части обеспечения доступа к предоставлению муниципальных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, закрепленных в п. 4 и п. 6 ст. 4 Закона, являются открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Пунктом 2 ст. 5 Закона предусмотрено право заявителя на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. В свою очередь, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона).

Как следует из п. 7 ст. 2, ч. 1 ст. 21 Закона Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Согласно подп. «а», «б» п. 1 Положения о Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861,. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг ( функций)» обеспечивает доступ физических лиц и организаций к сведениям о государственных и муниципальных услугах, функциях по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, содержащимся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» предоставление заявителям в электронной форме государственных и муниципальных. услуг, а также предоставление таких услуг учреждениями (организациями).

В соответствии с подп. «в» п. 2, подп. «а» п. 5 Положения о Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861, федеральный реестр состоит, в том числе из реестра муниципальных услуг(функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления, содержащего сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления.

На основании п. 7 Положения о федеральном реестре формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в федеральном реестре осуществляют, в том числе, органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции), на основании административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций) и стандартов предоставления муниципальных услуг.

В силу п.п. 15, 18, 20 Правил ведения Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который наделяется полномочиями по формированию, проверке и размещению в федеральном реестре сведений, указанных в п.п. 4 и 5 Положения о федеральном реестре, а также осуществляет ведение разделов «Б» и «В» федерального реестра (реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления).

Согласно постановлению Правительства Тверской области от 10 июля 2013 года № 313-пп «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и информационных технологий Тверской области» уполномоченным на ведение реестра органом является Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области.

Проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации городского поселения – поселок Рамешки от 16 июня 2016 года № 73 в новой редакции утвержден реестр муниципальных услуг, содержащий перечень предоставляемых администрацией городского поселения муниципальных услуг. Кроме того, администрацией городского поселения исполняются функции по осуществлению муниципального контроля (решение Совета депутатов городского поседения – поселок Рамешки от 20 марта 2012 года № 24).

Вместе с тем, соответствующие сведения о предоставляемых муниципальных услугах (исполняемых функциях) администрацией городского поселения не сформированы, для размещения в федеральном реестре в Министерство не представлены. Как следствие, на портале государственных услуг Российской Федерации httрs://www.gоsuslugi.ru и версии портала httрs://bеtа.gоsuslugi.ru сведения о предоставляемых администрацией городского поселения – поселок Рамешки муниципальных услугах (исполняемых функциях) отсутствуют.

Непринятие мер к размещению информации о муниципальных услугах влечет за собой нарушение установленных принципов их предоставления, в том числе в электронной форме, и получение информации о них неопределенным кругом лиц, включая субъектов предпринимательской деятельности, претендующих на получение муниципальных услуг для развития хозяйственной деятельности, что является нарушением их прав и законных интересов.

Просил обязать администрацию городского поселения – поселок Рамешки в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу сформировать и представить в Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области сведения о предоставляемых муниципальных услугах и исполняемых функциях для последующего размещения в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций).

Административным истцом Министерством промышленности и информационных технологий Тверской области, представлено заявление об уточнении административных исковых требований, согласно которому в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 06 июня 2011 года № 250-па «О государственных информационных системах Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области является оператором государственных информационных систем Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» (далее также - региональный Реестр) и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области».

Сведения о муниципальных услугах формируются и вносятся в региональный Реестр ответственными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, предоставляющих муниципальные услуги, путем заполнения электронных форм регионального Реестра с использованием программно-технических средств.

Министерство осуществляет проверку и размещение сведений о муниципальных услугах в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Сводный реестр), ведение которого осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерством экономического развития Российской Федерации). Информация из Сводного реестра, после про верки ее уполномоченным органом, отображается в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В связи с вышеизложенным и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 45, статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Министерство ходатайствует об уточнении административных исковых требований путем изложения их в следующей формулировке: «обязать администрацию городского поселения - поселок Рамешки Рамешковского района Тверской области в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу внести в государственную информационную систему Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» сведения о предоставляемых муниципальных услугах».

Прокурором Рамешковского района Тверской области представлено заявление об уточнении административных исковых требований, согласно которому прокуратура Рамешковского района 28 июня 2016 года обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения – поселок Рамешки о возложении обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу сформировать и представить в Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области сведения о предоставляемых муниципальных услугах для последующего размещения. в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций).

В связи с ходатайством административного истца Министерства промышленности и информационных технологий Тверской области в настоящее время возникла необходимость в уточнении административных исковых требований.

В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861, формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в федеральном Реестре осуществляют, в том числе, органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции), на основании административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций) и стандартов предоставления муниципальных услуг.

Порядок формирования таких сведений и предоставления их для размещения в Федеральном реестре в силу требований Правил ведения Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 24 октября 2011 года № 861, определяются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Так, согласно п. 8 Положения о государственных информационных системах Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области», утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 06.06.2011 № 250-па, сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях) и услугах государственных и муниципальных учреждений формируются и вносятся в Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области ответственными лицами исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, предоставляющих (исполняющих) государственные и муниципальные услуги (функции), путем заполнения электронных форм регионального Реестра с использованием программно-технических средств.

На основании п. 14 Положения по результатам проверки внесенных сведений ответственное лицо уполномоченного органа исполнительной власти Тверской области размещает сведения о государственных (муниципальных) услугах (функциях) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), ведение которого осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, для размещения сведений в федеральном Реестре органы местного самоуправления самостоятельно формируют и вносят в региональный Реестр сведения о предоставляемых муниципальных услугах (функциях).

Просил обязать администрацию городского поселения – поселок Рамешки в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу сформировать и внести в государственную информационную систему Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» сведения о предоставляемых муниципальных услугах и исполняемых функциях в полном объеме.

Административный истец Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание на явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Помощник прокурора Рамешковского района Тверской области Савельев К.А. административные исковые требования с учетом всех уточнений поддержал полностью.

Административный ответчик администрация городского поселения – поселок - Рамешки о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание на явился, суду представлено заявление с просьбой о рассмотрении дела без участия административного ответчика, требования прокурора признают в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные системы включают в себя в том числе муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления.

В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона т 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; изъятие из предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа; создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией; учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных имуниципальныхуслугв электронной форме означает предоставление государственных имуниципальныхуслугс использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных имуниципальных услуги (или) региональных порталов государственных имуниципальныхуслуг.

Пункт 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Частью 3 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях ведения соответственно реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации и реестра муниципальных услуг в электронной форме вправе создавать региональные информационные системы и муниципальные информационные системы.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Тверской области от 26.07.2010 года № 64-ЗО «О государственных информационных системах Тверской области» порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу п. б, г ст. 11 Постановления администрации Тверской области от 06.06.2011 года № 250-па О государственных информационных системах Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в том числе: определить лиц, ответственных за внесение сведений о муниципальных услугах (функциях) и услугах муниципальных учреждений в региональный Реестр (далее - ответственные лица), и представить соответствующие сведения в Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области; осуществлять контроль за внесением ответственными лицами сведений о муниципальных услугах (функциях) и услугах муниципальных учреждений в региональный Реестр.

Согласно п. 3 Положения о государственных информационных системах Тверской области "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области" и "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области", утвержденных постановлением администрации Тверской области от 06.06.2011 года № 250-па О государственных информационных системах Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» Региональный Реестр – это государственная информационная система Тверской области, содержащая регулярно обновляемые сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и о муниципальных функциях по осуществлению контроля, выполняемых органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.

Пунктом 8 указанного Положения закреплено, что сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях) и услугах государственных и муниципальных учреждений формируются и вносятся в региональный Реестр ответственными лицами исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, предоставляющих (исполняющих) государственные и муниципальные услуги (функции) и (или) имеющих подведомственные учреждения, предоставляющие услуги, подлежащие предоставлению в электронной форме, на основании государственного (муниципального) задания (заказа), выполняемого за счет средств областного бюджета Тверской области (за счет средств бюджетов муниципальных образований Тверской области), путем заполнения электронных форм регионального Реестра с использованием программно-технических средств.

В судебном заседании установлено, что главой администрации городского поседения – поселок Рамешки Рамешковского района Тверской области 19 октября 2012 года вынесено постановление № 84 «Об утверждении реестра муниципальных услуг» .... 16 июня 2016 года постановлением главы администрации городского поселения – поселок Рамешки внесены изменения в реестр муниципальных услуг, предоставляемых городским поселением – поселок Рамешки, утвержденных постановлением от 19 октября 2012 года № 84, реестр изложен в новой редакции .... Согласно решению совета депутатов городского поселения – поселок Рамешки от 27 февраля 2015 года на территории данного муниципального образования осуществляется функция муниципального земельного контроля .... Таким образом, данными актами сформированы и определены муниципальные услуги и функции, предоставляемые/исполняемые муниципальным образованием.

При проведении прокуратурой Рамешковского района Тверской области проверки исполнения законодательства о защите субъектов предпринимательской деятельности в части обеспечения доступа к предоставлению муниципальных услуг (функций), установлено, что соответствующие сведения не внесены в государственную информационную систему Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области», что не оспаривалось административным ответчиком.

Судом установлено, что в реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области сведения о муниципальных услугах и функциях, предоставляемых/исполняемых городским поселением – поселок Рамешки Рамешковского района Тверской области в определенном актами объеме, отсутствуют ....

Таким образом, выявленные в ходе судебного заседания нарушения, допущенные администрацией городского поселения – поселок Рамешки Рамешковского района Тверской области, дают суду основание сделать вывод о том, что бездействия администрации вобластиобеспечения предоставления муниципальныхуслуги функций в электронной форме, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Учитывая, что обязанность по устранению указанных нарушений законодательства лежит на муниципальном образовании, суд считает необходимым обязать администрацию городского поселения - пос. Рамешки Рамешковского района Тверской области устранить данные нарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Рамешковского района Тверской области, Министерства промышленности и информационных технологий Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского поселения – поселок Рамешки Рамешковского района Тверской области об обязании в течении 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу сформировать и внести в государственную информационную систему Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» сведения о предоставляемых муниципальных услугах и исполняемых функциях в полном объеме - удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения – поселок Рамешки Рамешковского района Тверской области в течении 10 рабочих дней со момента вступления решения суда в законную силу сформировать и внести в государственную информационную систему Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» сведения о предоставляемых муниципальных услугах и исполняемых функциях в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись

Решение в законную силу не вступило.