ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-232/2017 от 11.04.2017 Новокузнецкого районного суда (Кемеровская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе: председательствующего: судьи Бычковой Е.А.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

11 апреля 2017 года

гражданское дело по административному иску ФИО2 к администрации Загорского сельского поселения и администрации Новокузнецкого муниципального района об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации Загорского сельского поселения и администрации Новокузнецкого муниципального района об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ им в Загорское сельское поселение было подано заявление о предоставлении в аренду для сенокошения земельного участка примерной площадью 1 550 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, вблизи с земельным участком с кадастровым номером . Данное заявление было согласовано с Главой Загорской сельской территории ФИО4ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка, однако, на заявление о согласовании схемы расположения земельного участка был дан ответ 18.01.2016г., в котором указано на необходимость получения согласия собственника земельного участка с кадастровым номером для дальнейшего оформления частного сервитута. ДД.ММ.ГГГГ данное согласие было предоставлено специалисту, но документ не приняли, пояснив, что в ответе от ДД.ММ.ГГГГ опечатка и требуется согласие от собственника другого земельного участка с кадастровым номером , хотя данный участок для прохода не нужен. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было повторно подано в Загорское сельское поселение заявление о предоставлении в аренду для сенокошения земельного участка, в котором площадь испрашиваемого земельного участка была уменьшена до На данное заявление ответа от администрации не последовало. 25.07.2016г. административным истцом в очередной раз было подано в Загорское сельское поселение заявление о предоставлении в аренду для сенокошения земельного участка с приложением схемы расположения испрашиваемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ от администрации Загорского сельского поселения был получен ответ о том, что испрашиваемый земельный участок принадлежит на праве собственности третьим лицам, поэтому в аренде земельного участка было отказано. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в очередной раз было подано в Загорское сельское поселение заявление о предоставлении в аренду для сенокошения испрашиваемого земельного участка с пояснениями, что данный земельный участок никому не принадлежит, поскольку даже не сформирован. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ по надуманным причинам административному истцу было отказано в предоставлении аренды на данный земельный участок, были предложены земельные участки в других населенных пунктах. Считая действия административного ответчика по отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным и нарушающим его права, административный истец ФИО2 обращается в суд с настоящим административным иском и просит суд признать незаконным отказ администрации Загорского сельского поселения в предварительном согласовании предоставления в аренду для сенокошения земельного участка примерной площадью 1013 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, вблизи с земельным участком с кадастровым номером , выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию Загорского сельского поселения принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка с примерной площадью 1013 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, вблизи с земельным участком с кадастровым номером утвердить схему расположения указанного земельного участка и выдать указанные документы ФИО2

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители административного истца ФИО5 и ФИО6, действующие на основании доверенности, поддержали доводы искового заявления, исковые требования уточнили, просили суд признать незаконным отказ администрации Загорского сельского поселения в предварительном согласовании предоставления в аренду для сенокошения земельного участка примерной площадью 1013 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, вблизи с земельным участком с кадастровым номером , выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию Новокузнецкого муниципального района принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка с примерной площадью 1013 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, вблизи с земельным участком с кадастровым номером , утвердить схему расположения указанного земельного участка и выдать указанные документы ФИО2

Представитель административных ответчиков - администрации Загорского сельского поселения и администрации Новокузнецкого муниципального района ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать в полном объеме, поскольку испрашиваемый административным истцом земельный участок длиной около 95 метров расположен на расстоянии от 4 до 15 метров от озера <адрес>, то есть непосредственно в береговой полосе озера. Предоставление данного земельного участка привело бы к нарушению прав неопределенного круга граждан на равный доступ к указанному водному объекту, поскольку использование земельного участка в прибрежной зоне для сенокошения противоречит интересам граждан на их доступ к водному объекту, гарантированный положениями Водного кодекса РФ. Использование гражданами береговой полосы будет противоречить использованию истцом земельного участка в целях сенокошения, поскольку травы будут вытаптываться гражданами.

Представитель третьего лица – <данные изъяты>ФИО8 в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Заслушав представителей административного истца, административных ответчиков, 3-го лица, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования административного истца ФИО2 не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания отказа администрации Загорского сельского поселения в предоставлении ФИО2 земельного участка в аренду для сенокошения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

Такой необходимой совокупности условий по настоящему делу судом не установлено, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ, со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования.

Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно ч.9 ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);

площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;

адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;

4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;

8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;

в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;

10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;

11) категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;

право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;

13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).

Согласно п. 16 ст. 10.11 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно п.п. 1-13, 15-19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования;

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, превышает предельный размер, установленный в соответствии с федеральным законом;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно ч. 1, ч.2 ст. 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Согласно ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 в Загорское сельское поселение было подано заявление о предоставлении в аренду для сенокошения земельного участка примерной площадью 1 550 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, вблизи с земельным участком с кадастровым номером , ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился с заявлением о согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом вновь было подано в Загорское сельское поселение заявление о предоставлении в аренду для сенокошения испрашиваемого земельного участка с пояснениями, что данный земельный участок никому не принадлежит, поскольку даже не сформирован. Ответом администрации Загорского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в предоставлении аренды на данный земельный участок по основаниям, предусмотренным ст. 6 Водного кодекса РФ, при этом, были предложены земельные участки в других населенных пунктах.

Как видно из представленной схемы, испрашиваемый административным истцом ФИО2 земельный участок находится на расстоянии от 4 до 15 метров от озера <адрес>, то есть непосредственно в береговой полосе озера, которая в соответствии со ст. 6 ВК РФ составляет 20 метров, что и не оспаривалось в судебном заседании представителями административного истца.

Таким образом, предоставление земельного участка в прибрежной (береговой) зоне противоречило бы требованиям, изложенным в ст. 6 ВК РФ, которая призвана обеспечивать публичные интересы общества, заключающиеся в предоставлении равного доступа к водному объекту любому гражданину, что обеспечивает реализацию принципов водного законодательства, включая принцип значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека.

При изложенных обстоятельствах, предоставление испрашиваемого административным истцом земельного участка, расположенного на расстоянии от 4 до 15 метров от озера <адрес>, то есть непосредственно в береговой полосе озера, привело бы к нарушению прав неопределенного круга граждан на равный доступ к указанному водному объекту, поскольку использование земельного участка в прибрежной зоне для сенокошения противоречит интересам граждан на их доступ к водному объекту. Испрашиваемый земельный участок имеет длину около 95 метров, то есть практически земельный участок расположен вдоль береговой линии озера.

При указанных обстоятельствах, администрацией Загорского сельского поселения законно принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для сенокошения вблизи с земельным участком с кадастровым номером

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО2 в удовлетворении административного иска к администрации Загорского сельского поселения и администрации Новокузнецкого муниципального района о признании незаконным отказа администрации Загорского сельского поселения в предварительном согласовании предоставления в аренду для сенокошения земельного участка примерной площадью 1013 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, вблизи с земельным участком с кадастровым номером выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, и обязании администрации Новокузнецкого муниципального района принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка с примерной площадью 1013 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, вблизи с земельным участком с кадастровым номером , утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории и выдаче указанных документов ФИО2, в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.А.Бычкова

Копия верна. Судья: Е.А.Бычкова