Дело № 2а-232/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 03 мая 2018 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Аблеевой Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО2, действующий на основании доверенности в интересах ФИО1, обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений РК об оспаривании решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Административный иск мотивирован тем, что 12.12.2017 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с выпиской из ЕГРН вышеуказанный земельный участок был сформирован на землях сельскохозяйственного назначения, и в 2007 году поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием «под дачное строительство». Участок находится в государственной собственности, не обременен правами третьих лиц. 09.02.2018 года ответчиком был дан ответ, из которого следует, что в силу п.2 ст.7, ст.77-78 ЗК РФ у Министерства имущественных и земельных отношений РК отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления. Истец полагал указанное решение незаконным по следующим основаниям. Участок с кадастровым номером № не ограничен в обороте в силу ст.27 ЗК РФ или других федеральных законов. В своем ответе Министерство подменило понятие вида разрешенного использования: «под дачное строительство» на цель использования земельного участка: «строительство дома-дачи» и построило отказ именно на этом основании. Учитывая, что земельный участок с видом разрешенного использования под дачное строительство сформирован и поставлен на кадастровый учет до дня утверждения классификаторов вида разрешенного использования, то данный вид разрешенного использования признается действительным не зависимо от соответствия его классификатору, а т.к. разрешенное использование земельного участка под дачное строительство, то цель его использования не может быть ведение садоводства или ЛПХ. Согласно Генеральному плану Мийнальского сельского поселения (далее МСП) и Карте функциональных зон МСП, земельный участок с кадастровым номером № располагается в Зоне градостроительного использования. Зона градостроительного использования подразумевает использование земельного участка для размещения мест постоянного проживания (бытования) населения даже на землях сельскохозяйственного назначения. Соответственно, цель использования земельного участка с разрешенным использованием: под дачное строительство – для строительства дома-дачи, не противоречит законодательству. Ссылку на то, что ст.81 ЗК РФ предусматривающая предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для дачного строительства утратила силу с 01.03.2015г. в соответствии с ФЗ от 23.06.2014г. №171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ», истец считал не состоятельной в связи с тем, что ФИО1 подал заявление с просьбой о проведении аукциона на уже сформированный земельный участок, а не с просьбой предварительного согласования вновь оформляемого земельного участка. Указал, что ст.39.18 ЗК РФ посвящена особенностям предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Ссылаясь на положения ст.66 ФЗ, ст.78 ЗК РФ, п.1 ст.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ, истец полагал, что при детальном изучении данных ЕГРН, сведений о расстояниях до каких-либо населенных пунктов, не содержится. Так же нет сведений о границах того самого населенного пункта <адрес>.
На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным решение административного ответчика за №29509/12-4-21 от 09.02.2018 года принять новое решение.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представили отзыв, в котором возражали против удовлетворения административного иска, приведя фактически те же основания, что изложены в оспариваемом отказе.
Заинтересованное лицо – представитель администрации Мийнальского сельского поселения, в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрение дела в отсутствие их представителя.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании установлено следующее.
12.12.2017 года административный истец ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 27).
09.02.2018 года Министерство имущественных и земельных отношений направило в адрес ФИО1 ответ в котором, ссылаясь на положения п.2 ст.7, п.п.1, 2 ст.77, ст.78, 81 ЗК РФ в удовлетворении заявления отказали по следующим основаниям. Указали, что исходя из сведений ЕГРН испрашиваемый земельный участок расположен в пределах тридцати километров от границ сельского населенного пункта – п.Харвиа, в связи с чем, в соответствии с ч. 4 ст. 78 ЗК РФ земельный участок не может быть предоставлен под строительство дома-дачи, так как категория земель, на которых расположен земельный участок - земли сельскохозяйственного назначения. Статья 81 ЗК РФ предусматривающая предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для дачного строительства утратила силу с 01.03.2015г. в соответствии с ФЗ от 23.06.2014г. №171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (л.д. 4-5).
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, юго-восточная часть кадастрового квартала №. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – под дачное строительство. Право собственности на указанный участок не зарегистрировано, участок имеет статус ранее учтенный (л.д. 22-23).
В соответствии с выкопировкой из Карты функциональных зон Генерального плана Мийнальского сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне градостроительного использования (л.д. 21).
В силу пункта 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), граждане вправе обращаться за предоставлением земельного участка для ведения садоводства и дачного хозяйства в индивидуальном порядке.
Согласно пункту 1 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Подпунктом 6 пункта 4 ст. 39.11 ЗК РФ определено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка.
На основании пункта 5 ст. 39.11 ЗК РФ заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В пункте 7 ст. 27 ЗК РФ указано, что пункт 6 настоящей статьи не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.
В п. 4 ст. 78 ЗК РФ указано, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
В соответствии с п. 9 ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГрК РФ) виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В абзаце 3 статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определено, что дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению. Оспариваемый отказ является незаконным, так как приведенные в нем доводы не правомерны и не являются основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства по результатам аукциона. Вопреки доводам ответчика, действующим законодательством, в том числе нормами права, приведенными в оспариваемом отказе, не установлено запрета на предоставление в аренду земельного участка для ведения дачного хозяйства на землях сельхозназначения.
Неправомерны ссылки административного ответчика на то, что участок не может быть предоставлен в аренду, так как испрашивается для строительства дома-дачи, тогда как на землях сельскохозяйственного назначения не разрешена деятельность, не связанная с сельским хозяйством. Действительно в заявлении административного истца указана цель использования земельного участка – для строительства дома-дачи. Между тем, необходимо учесть, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2007 году, то есть до утверждения Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 г. № 540 классификатора видов разрешенного использования, в связи с чем данный вид разрешенного использования признается действительным не зависимо от соответствия его классификатору.
Данным классификатором установлено наименование вида разрешенного использования «ведение дачного хозяйства». Также дано описание вида разрешенного использования, где, в том числе указано «размещение жилого дачного дома, осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля».
Кроме того, в соответствии с выкопировкой из Карты функциональных зон Генерального плана Мийнальского сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне градостроительного использования.
Фактически земельный участок испрашивается для ведения дачного хозяйства, на котором разрешено размещение (строительство) жилого дачного дома. Такого наименования вида разрешенного использования, как строительство дома-дачи либо под дачное строительство классификатором не предусмотрено.
Соответственно несостоятельны ссылки ответчика на положения пункта 4 ст. 78 ЗК РФ, в котором указано, что земельные участки, расположенные на расстоянии менее 30 км. от населенных пунктов не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства. Согласно абзацу 3 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и вышеназванному классификатору, на земельных участках, предоставленных для ведения дачного хозяйства, предусматривается ведение сельскохозяйственной деятельности (выращивание сельскохозяйственных культур).
Нарушенное право административного истца, по мнению суда, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, юго-восточная часть кадастрового квартала №, при отсутствии иных оснований для отказа ФИО1 в удовлетворении его заявления от 12.12.2017 г. вх. № 28470.
К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в аренду для ведения дачного хозяйства. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №29509/12.4-21 от 09.02.2018 года об отказе ФИО1 в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № незаконным.
При отсутствии иных оснований для отказа ФИО1 в удовлетворении заявления от 12.12.2017 г. вх. № 28470, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, юго-восточная часть кадастрового квартала №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: А. Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено 08 мая 2018 года.
Председательствующий: А. Б. Каменев