ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
город Севастополь Гагаринский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Кириленко Е.А., секретарь судебного заседания Арутюнян Е.В., при участии: представителя административного истца – Ветровой Д.И., представителя административного ответчика – Фарышева В.А., представителя заинтересованного лица – Борзова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нахимовского района города Севастополя к Департаменту капитального строительства города Севастополя, заинтересованное лицо – Правительство Севастополя, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, у с т а н о в и л: В мае 2019 года прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия. Просит признать бездействие административного ответчика выразившееся в неисполнении государственной программы г. Севастополя «Жилище» на 2017-022 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 № 1010-ПП в части длительного не расселения жильцов квартир №№ № в жилом доме <адрес>; обязать Департамент капитального строительства города Севастополя осуществить в установленном законом порядке расселение граждан – жильцов квартир № в жилом доме <адрес> не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. В обоснование исковых требований истец ссылается на невыполнение административным ответчиком региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2017-2022 годы на территории города федерального значения Севастополь в отношении жильцов квартир № в жилом доме <адрес>. В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Представитель административного ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать, пояснил, что Департаментом приняты все меры по выполнению адресной программы, более того в настоящее время срок выполнению программы продлен до конца 2019 года, предоставил письменные возражения. Представитель заинтересованного лица полагал требования не подлежащими удовлетворению, ссылался на продление государственной программы города Севастополя «Жилище». Указал на то, что иск заявлен преждевременно, а выполнение названной программы должно осуществляется и без судебного акта. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что прокуратурой Нахимовского района города Севастополя в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства выявлен факт бездействия Департамента капитального строительства города Севастополя при расселении граждан из аварийного жилья. На основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06.10.2016 года № 546-РП «О признании многоквартирных домов, расположенных в городе Севастополе, аварийными и подлежащими сносу», с учетом заключения от 19.09.2016 года № 37 межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Севастополе, многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 года № 1010-ПП утверждена государственная программа города Севастополя «Жилище» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2017-2022 годы на территории города федерального значения Севастополь (далее - Программа). Ответственным исполнителем Программы является Департамент капитального строительства города Севастополя. Задачами Программы является ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из помещений непригодных для проживания, и аварийных многоквартирных жилых домов. Ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, создающего угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в таком фонде, осуществляется путем реализации Подпрограммы 4 государственной программы города Севастополя «Жилище». В соответствии с приложением № 1 к Подпрограмме 4, названный многоквартирный жилой дом включен Программу, дом подлежал расселению в 2018 году, однако Программа в данной части до настоящего времени не выполнена. Таким образом, срок реализации Подпрограммы 4 на момент обращения прокурора с настоящим иском – до конца 2018 года. Постановлением Правительства Севастополя от 15.04.2019 года № 242-ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Севастополя от 27.10.2016 года № 1010-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Жилище», установлен срок реализации Программы: 2018 – 2019 годы, без выделения этапов. Согласно паспорту Подпрограммы 4 с учетом изменений, срок переселения граждан из помещений, непригодных для проживания, и аварийного жилого фонда определен: август 2018 года – декабрь 2019 года. В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). В силу пункту 10 указанной нормы признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. В соответствии с пунктом 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (пункт 8 статьи 32 ЖК РФ). Следовательно, собственник жилого помещения имеет право выбора способа обеспечения его жилищных прав. Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Из установленных обстоятельств по делу, анализа указанных норм права и разъяснений, следует, что Департамент капитального строительства обязан выполнитесь переселение граждан из аварийного жилья. В нарушение указанных положений действующего законодательства Департаментом капитального строительства города Севастополя на протяжении длительного времени не принято достаточных мер для расселения граждан из аварийного дома. То обстоятельство, что Департаментом предпринимаются меры по переселению жильцов квартир № в жилом доме <адрес>, не свидетельствует о выполнении Программы. Доводы представителей ответчика и заинтересованного лица о том, что постановлением Правительства Севастополя от 15 апреля 2019 года № 242-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 27 июня 2016 года №1010-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Жилище» продлены сроки программы, не могут быть приняты во внимание, поскольку на протяжении длительного времени Департамент капитального строительства города Севастополя реальных действий по переселению жильцов из указанного дома не предпринимал до настоящего времени, а как следует из Подпрограммы № 4 срок реализации Программы в части переселения граждан из помещений, непригодных для проживания, и аварийного жилого фонда установлен с августа 2018 года по декабрь 2019 года. Следовательно, переселение жильцов из аварийного дома необходимо было осуществлять с августа 2018 года, продление сроков выполнения Программы, не свидетельствует о том, что переселение жильцов должно быть осуществлено в конце 2019 года, а начиная с августа 2018 года ответчиком не должны предприниматься реальные действия для реализации задач Программы. В данном случае, при переселении жильцов квартир № в жилом доме <адрес>, который признан аварийным и подлежащим сносу в 2016 году, административным ответчиком принимаются во внимание сроки исполнения Программы без выяснения реального состояния дома и возможности дальнейшего проживания граждан в нем. Несвоевременная реализация Программы в отношении конкретного дома, влечет нарушение жилищных прав граждан-собственников жилых помещений и членов их семей, в том числе несовершеннолетних и малолетних детей, нанимателей и членов их семей, создает угрозу их жизни и здоровью. В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно статье 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия). Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. На основании установленных обстоятельств по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не предоставлены доказательства, подтверждающие принятия достаточных мер выполнение Программы в части переселения жильцов квартир № в жилом доме <адрес>, о чем свидетельствует отсутствие заключенных договоров социального найма с преимущественным количеством лиц, являющихся собственниками или нанимателями квартир в аварийном доме. С исками о выселении граждан из жилых помещений в аварийных домах, подлежащих сносу также административный ответчик не общался. Получение от лиц, являющихся собственниками или нанимателями квартир в аварийном доме, согласия на переселение в 2017 году не свидетельствует о достаточности мер, принятых для реализации Программы. При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления. Также учитывая требования административного истца и в соответствии с положением пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ суд устанавливает трехмесячный срок для сообщения об исполнении настоящего решения, полагая его достаточным для исполнения решения суда. Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л: Административное исковое заявление прокурора Нахимовского района города Севастополя удовлетворить. Признать незаконным бездействие Департамента капитального строительства города Севастополя, выразившееся в непринятии мер по расселению квартир № в жилом доме <адрес>. Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя исполнить обязанность по расселению квартир № в жилом доме <адрес> не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Департаменту капитального строительства города Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и истцу в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированное решение составлено 16 июля 2019 года Копия верна Судья Е.А. Кириленко |