ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2336/19 от 19.04.2019 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а – 2336/2019

Мотивированное решение суда

изготовлено 19.04.2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата> г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Хасановой И.Р.,

при секретаре судебного заседания Трембач Д.И.,

представителя административного истца Амировой И.Г.,

представителя административного ответчика Администрации г. Нижневартовска – Роговой М.Н., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица ПАО «ФСК ЕЭС» – Зиборовой А.В., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица АО энергетики и электрофикации «Тюменьэнерго» - Стрижак Е.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садово-огороднического некоммерческого товарищества «Химик» к Администрации г. Нижневартовска о признании отказа незаконным и обязании согласования проекта планировки и межевания территории,

у с т а н о в и л:

СОНТ «Химик» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Нижневартовска о признании отказа незаконным и обязании согласования проекта планировки и межевания территории, в обоснование требований указав, что <дата> между администрацией города Нижневартовска и СОНТ «Химик» был заключен договор аренды земельного участка , относящегося к категории земель «земли населенных пунктов», площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , в целях использованиядля размещения садовых участков (расширение существующей территории СОНТ «Химик»), расположенного по адресу: <адрес>. Срок аренды земельного участка по настоящее договору установлен с <дата> по <дата>. На основании приказа департамента муниципальной собственности земельныхресурсов администрации города от <дата> администрация г. Нижневартовска сдает в аренду садово-огородническому некоммерческому товариществу «Химик» сроком с <дата> по <дата> год земельные участки площадями: <данные изъяты> (с кадастровым номером ); <данные изъяты> (с кадастровым номером ); <данные изъяты> (с кадастровым номером ); <данные изъяты> (с кадастровым номером ) для размещения садовых участков, относящихся к категории земель «земли населенных пунктов», расположенных по адресу: <адрес>. На основании распоряжения администрации города Нижневартовска подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории садово-огороднического некоммерческого товарищества «Химик» от <дата>, был разработан проект планировки территории и проект межевания территории СОНТ «Химик», который был направленна утверждение в управление архитектуры и градостроительства администрации г. Нижневартовска. Проект планировки территории и проект межевания территории выполнен на земельные участки, предоставленные СОНТу «Химик» администрацией города в долгосрочную аренду на основании договора аренды и вопрос о прохождении охранных зон линий электропередачи решен при заключении договоров аренды. Согласно п. 13 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок, находящийся государственной или муниципальной собственности, полностью или частично расположен в охранной зоне, установленной вотношении линейного объекта, договор аренды такого земельного участка должен содержать условия допуска представителей собственника линейного объекта или представителей организации, осуществляющей эксплуатацию линейного объекта, к данному объекту в целях обеспечения его безопасности. Проект планировки территории и проект межевания территории был изготовлен с целью соблюдения требований Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачныхнекоммерческих объединениях граждан» (в ред. от 03.07.2016 года), всоответствии с которыми распределение земельных участков междучленами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории. При этом, действующее земельное, гражданское, градостроительное законодательство Российской Федерации, а также специальные нормы не наделяют электросетевые организации полномочиями по согласованию проектов планировки территории и проектов межевания территории садовых, огороднических и дачных объединений граждан. С целью всестороннего изучения вопроса в отношении размещения СОНТ «Химик» в границах охранных зон высоковольтных линий был сделан запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для предоставления информации о дате внесения сведений в государственный кадастр недвижимости охранных зон , , линейных объектов ВЛ 220 кВ и ВЛ 110 кВ. Результаты запроса показали, что сведения об охранной зоне 86. «Охранная зона ВЛ-220 кВ Сибирская-НВГРЭС III, IV в городе Нижневартовске ХМАО - Югры» внесена в Единый государственный реестр недвижимости <дата>; сведения об охранных зонах 86 «Охранная зона ВЛ-220 кВ Сибирская-НВГРЭС» и 86.<дата> «Охранная зона ВЛ-220 кВ Сибирская-НВГРЭС-1, в том числе ВЛ-220 кВ Эмтор-НВГРЭС (опоры 15а-76), ВЛ-220 Сибирская-Эмтор (опоры 1-15а)» внесены в Единый государственный реестр недвижимости <дата>. По данным публичной кадастровой карты сведения о земельных участках, предоставленных СОНТ «Химик» с кадастровыми номерами , и , внесены в Единый государственный реестр недвижимости <дата> и <дата>. В управлении архитектуры и градостроительства администрации города Нижневартовска находится подготовленный и направленный на утверждение проект планировки и проект межевания территории СОНТ «Химик». Проект разработан на основании распоряжения администрации города Нижневартовска «О подготовке проекта планировки территории и проектамежевания территории садово-огороднического товарищества «Химик» от <дата>. Считает отказ в согласовании проекта планировки и проекта межевания СОНТ «Химик» необоснованным и незаконным, поскольку проект планировки и проект межевания выполнен на земельные участки с кадастровыми номерами , и , предоставленные СОНТ «Химик» администрацией г. Нижневартовска в долгосрочную аренду на основании договора аренды земельных участков от <дата>, вопросопрохождении охранных зон линий электропередачи был решен при предоставлении указанных земельных участков в аренду СОНТ «Химик». Проект планировки и проект межевания территории СОНТа «Химик» подготовлен с целью выполнения требований ФЗ от 15.04.1998 года №66-ФЗ, в соответствии с которым распределение земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерчес объединения, осуществляются на основании проекта планировка, проекта межевания.Следовательно,проект планировки и проект межевания являются документами по планировки территории, а документами о предоставлении земельных участков на каком-либо праве. Охранная зона внесена в Единый государственный реестр недвижимости <дата>, охранные зоны и внесены в Единый государственный реестр недвижимости <дата>, по данным публичной кадастровой палаты сведения о земельных участках, предоставленных СОНТ «Химик» с кадастровыми номерами , и , внесены в Единый государственный реестр недвижимости <дата> и <дата>. Из чего следует, что земельные участки СОНТ «Химик» были внесены в Единый государственный реестр недвижимости раньше, чем вышеуказанные охранные зоны.

Просит признать отказ от <дата> незаконным, и обязать администрацию города Нижневартовска согласовать проект планировки территории и проект межевания территории садовоогороднического некоммерческого товарищества «Химик», расположенного по адресу: г. Нижневартовск, по Самотлорской дороге в северном промышленном узле города.

От административного ответчика Администрации г. Нижневартовска поступили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, согласно которымпросят в удовлетворении административных исковых требований отказать. В соответствии с п.п 6 п.4 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему границ зон с особыми условиями использования территории. Сами границы зон с особыми условиями использования территорий отображаются на чертежах, включаемых в материалы по обоснованию проекта межевания территории (ст. 43 ГрК РФ). Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160. Указанными Правилами, в частности, установлено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; посадка и вырубка деревьев и кустарников; полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше трех метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи). Таким образом, обязанность учета таких зон ложится как на лиц, осуществляющих подготовку документации по планировке территории, так и на органы, осуществляющие проверку такой документации. В представленном на утверждение СОНТ «ХИМИК» проекте планировки и межевания территории не отображены линии электрических сетей, а также охранные зоны. Кроме того, согласно выписке из градостроительных регламентов видов разрешенного использования территории Правил землепользования и застройки на территории г. Нижневартовска, утвержденных решением Думы города от 26.10.2018 года №395, земельные участки, предоставленные в аренду СОНТ «ХИМИК», расположены в зоне дачного хозяйства и садоводства (СХЗ 704), что предполагает возведение объектов жилого назначения и возможность регистрации. Согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от <дата>, в ЕГРН внесены сведения об охранной зоне , и . Администрацией города Нижневартовска в целях определения местоположения вновь образуемого земельного участка в охранной зоне, проведено наложение охранных зон на границы образуемого земельного участка. В результате чего установлено, что границы вновь образуемого земельного участка попадают в охранную зону линейных объектов ВЛ 220 кВ и ВЛ 110 кВ. Согласно пункта 8 Правил "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов. Пунктом 4.6 "СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 года № 18-51) установлено, что запрещается размещение территорий садоводческих (дачных) объединений на землях, расположенных под линиями высоковольтных передач 35 кВА и выше, а также с пересечением этих земель магистральными газо- и нефтепроводами. Расстояние по горизонтали от крайних проводов высоковольтных линий (при наибольшем их отклонении) до границы территории садоводческого (дачного) объединения принимается в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Поскольку схема расположения земельного участка на карте планировочной структуры территории СОНТ «Химик» разработана с нарушением предусмотренных п.п. 6 п. 4 ст. 42, п.п. 2 п. 7 ст. 43 ГрК РФ требований к образуемым земельным участкам, а также расположение вновь образуемого земельного участка в охранной зоне линейных объектов, уполномоченным органом были выявлены основания для отказа СОНТ «Химик» в согласовании проекта планировки и межевания территории, в связи с чем отказ Департамента строительства администрации города Нижневартовска от <дата> является законным и обоснованным.

От заинтересованного лица ПАО «ФСК ЕЭС» поступили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, согласно которым просят в удовлетворении административных исковых требований отказать. Согласно статье 42 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Пункт 4 статьи 42 содержит требование о включении в материалы по обоснованию проекта планировки территориисхемы границ зон с особыми условиями использования территории. В предоставленном на утверждение в Администрацию города Нижневартовска проекте планировки территорий, разработанном в 2017 году ООО Компания «Земля», отсутствуют схемы границ зон с особыми условиями использования территории. Основная часть проекта планировки территорий также не содержит сведений о нахождении земельных участков и в охранной зоне BЛ 220кВ Сибирская-НВГРЭС, в том числе BЛ 220кВ Эмтор-НВГРЭС (опоры 15а-76), BJI 220кВ Сибирская-Эмтор (опоры 1-15а). Электросетевой комплекс BЛ 220 кВ «Сибирская-НВГРЭС, НВГРЭС- Космос, Космос-Мираж, Мираж-Надежда, Отпайка от BЛ220 кВ «Мираж- Надежда» на ПС 110/35/6 кВ «Кольцева», Надежда-Белозерная, Сибирская-Эмтор, Эмтор-НВГРЭС, НВГРЭС-Мираж, Мираж-Белозерная, Отпайка от BЛ 220 кВ «Мираж-Белозерная» на ПС 110/35/6 «Кольцева», протяженностью 84920 м, принадлежит ПАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности. Охранная зона (зона с особыми условиями использования территории) выше указанного электросетевого комплекса была поставлена кадастровый учет <дата>. Предоставленный на утверждение проект планировки и проект межевания территории разработан ООО Компания «Земля» в 2017 году, т.е. позже даты поставки на кадастровый учет зоны с особыми условиями использования территории вышеуказанного электросетевого комплекса ПАО «ФСК ЕЭС». Согласно статье 43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Материалы по обоснованию проекта межевания территории должны включать в себя чертежи, на которых отображаются: границы существующих земельных участков; границы зон с особыми условиями использования территорий; местоположение существующих объектов капитального строительства; границы особо охраняемых природных территорий; границы территорий объектов культурного наследия; границы лесничеств, лесопарков, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов. Предоставленный на утверждение в Администрацию города Нижневартовска проект межевания территорий, разработанный в 2017 году ООО Компания «Земля», не содержит границ зон с особыми условиями использования территории. В ответе Администрации города Нижневартовска от <дата> на письмо СОНТ «Химик» от <дата> четко изложена причина отказа в согласовании проекта планировки территории и проекта межевания территории - нахождение земельного участка в охранных зонах линейных объектов ВЛ 220кВ и BЛ 110 кВ. Из выше изложенного следует, что проект планировки и проект межевания территории, разработанный ООО Компания «Земля» в 2017 году, не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, т.к. не содержат обязательных условий, предусмотренных статьями 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ, следовательно, не могут быть согласованы Администрацией города Нижневартовска. Так как обязательные для включения сведения о границах охранных зон в проекте планировки и проекте межевания территории отсутствуют, утверждать, что планируемые межеванием земельные участки, из земельных участков и , не попадают в охранные зоны BЛ 220кВ Эмтор-НВГРЭС (опоры 15а-76), BЛ 220кВ Сибирская-Эмтор (опоры 1-15а), не представляется возможным.

От заинтересованного лица АО энергетики и электрофикации «Тюменьэнерго» поступили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, согласно которым просят в удовлетворении административных исковых требований отказать. Предметом спора является несогласие СОНТ «Химик» с отказом Администрации г. Нижневартовска утвердить проект планировки территории и проекта межевания земельных участков, предоставленных СОНТ «Химик» в аренду для ведения садовоогороднического хозяйства, а также требованием об исключении границ земельных участков, попадающих в охранные зоны линейных объектов. Отказывая в утверждении Проекта Администрация г. Нижневартовска руководствуется требованиями Постановления Правительства РФ от <дата> «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Согласно письму Администрации г. Нижневартовска от <дата>, земельные участки , , , , , , о которых упоминается в Проекте, а также в заявлении административного истца, расположены в границах охранных зон BЛ 220Кв и BЛ 110 кВ, с учетными номерами , . Одним из объектов электросетевого хозяйства, расположенного в непосредственной близости от земельных участков СОНТ «ХИМИК» является электросетевой комплекс «ПС 110/35/10 кВ Восток с прилегающими BЛ 110 кВ: Мегион-Восток, Эмтор-Восток-1, Мегион- Западная, Западная - Эмтор», кадастровый номер (далее - ЭСК), принадлежащий по праву собственности АО «Тюменьэнерго» (свидетельство о государственной регистрации права от <дата>). Данный ЭСК расположен на земельном участке с кадастровым номером , предоставленном АО «Тюменьэнерго» по договору аренды земельного участка от <дата> сроком до 2059 года. Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ХМАО-Югре от <дата>, сведения об охранной зоне ЭСК АО «Тюменьэнерго» внесены в государственный кадастр недвижимости, учетные номера зон , , . Из изложенного следует, что земельные участки, предоставленные СОНТ «ХИМИК», расположены вне охранной зоны ЭСК АО «Тюменьэнерго» и с указанной охранной зоной ЭСК не пересекаются, в связи с чем права и законные интересы АО «Тюменьэнерго» не затрагиваются, АО «Тюменьэнерго» не является заинтересованным лицом по данному делу. У АО «Тюменьэнерго» отсутствуют какие-либо сведения и документы, имеющие значение для рассмотрения административного искового заявления, по существу. Вместе с тем ознакомившись с Проектом, разработанным с целью определения, установления местоположения границ земельных участков, предназначенных для ведения садоводства СОНТ «Химик», считает его подготовленным с нарушением требований действующего законодательства РФ. Как следует из ст. 42, 43 ГрК, подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории также осуществляется с учетом сведений о границах зон с особыми условиями использования территории. В соответствии с п. 6 Порядка охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Согласно Проекту, новые земельные участки образуются из существующих с кадастровыми номерами , , , . Кроме того, часть земельных участков (условные номера ЗУ46-49, ЭУ53-80) образуются из существующего земельного участка с кадастровым номером , но в исходных данных Проекта данный земельный участок не фигурирует. Принимая во внимание, что для подготовки Проекта, общая информация о земельных участках СОНТ «Химик» получена из выполненной топографической съемки (март-апрель 2017), баз данных Росреестра (кадастровый план территории, информационный ресурс ГКН), а сведения об охранных зонах BЛ 220 кВ и ВЛ 110 кВ внесены в государственный кадастр недвижимости в 2015 году, следовательно, в Проекте должны быть отражены сведения о границах таких зон. Учитывая, что Проект не содержит сведений о зонах с особыми условиями использования, считает отказ Администрации г. Нижневартовска утвердить Проект законным и обоснованным, а требования СОНТ «Химик» не подлежащими удовлетворению.

Представитель административного истца по доверенности Амирова И.Г. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивалав полном объеме согласно доводам, изложенным в административном иске, дополнив, что земельные участки согласовывались с сетевыми компаниями, несмотря на то, что в законе нет указания, что СОНТ должен согласовывать проект со смежниками, при этом, при предоставлении земельных участков были учтены зоны по ВЛ.

Представитель административного ответчика Администрации г. Нижневартовска по доверенности Роговая М.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении, дополнив, что административному истцу требование о согласовании со смежными организациями не выставлялось.

Представитель заинтересованного лица ПАО «ФСК ЕЭС» по доверенности Зиборова А.В в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении, дополнив, что несмотря на то, что на момент заключения и передачи по договору аренды спорных земельных участков административному истцу, охранные зоны не состояли на кадастровом учете, это не означает, что их не было, поэтому увидеть их границы Администрация и не могла. Также указала, что охранная зона – это одна зона, зона ВЛ – это другая зона.

Представитель заинтересованного лица АО энергетики и электрофикации «Тюменьэнерго» по доверенности Стрижак Е.С. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что <дата> между администрацией города Нижневартовска и СОНТ «Химик» был заключен договор аренды земельного участка в соответствии с которым на основании приказа департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от <дата> Арендатору в лице СОНТа «Химик» был предоставлен в аренду земельный участок, относящийся к категории земель«земли населенных пунктов», площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , в целях использованиядля размещения садовых участков (расширение существующей территории СОНТ «Химик»), расположенного по адресу: г. Нижневартовск, северный промышленный узел города. Срок аренды земельного участка по договору был установлен с <дата> по <дата>.

<дата> между администрацией города Нижневартовска и СОНТ «Химик» был заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым на основании приказа департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города от <дата> Арендатору в лице СОНТа «Химик» были предоставлены в аренду земельные участки, относящиеся к категории земель «земли населенных пунктов», <данные изъяты> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенных по адресу: г. Нижневартовск, северный промышленный узел города. Срок аренды земельных участков по договору был установлен с <дата> по <дата>.

На основании распоряжения администрации города Нижневартовска о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территориисадово-огороднического некоммерческого товарищества «Химик» , <дата> был разработан проект планировки территории и проект межевания территории СОНТ «Химик», который был направленна утверждение в управление архитектуры и градостроительства администрации г. Нижневартовска.

В судебном заседании также установлено, что на основании распоряжения Администрации г. Нижневартовска от <дата> «О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории СОНТа «Химик» г. Нижневартовска» административный истец обратился в соответствующую организацию для составления проекта планировки и межевания территории СОНТа «Химик».

Как указывает административный истец в своем заявлении,разработанный проект планировки территории и проект межевания территории СОНТ «Химик» был направленна утверждение в управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижневартовска.

<дата> СОНТ «Химик» в лице председателя Р.Ф. Санатуллина обращается к административному ответчику с письмом об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории СОНТа «Химик» в редакции, ранее направленной в их адрес.

Из письма председателя СОНТа «Химик» от <дата>, направленного начальнику управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижневартовска, следует, что проект планировки и проект межевания территории СОНТа «Химик» ранее был не согласован, был направлен на доработку по причине прохождения охранных зон ВЛ 220 кВ и ВЛ 110 кВ по территории СОНТа «Химик» и отказа правообладателей данных линий электропередач в согласовании проекта планировки и проекта межевания (письмо Администрации г. Нижневартовска от <дата>), <дата> было получено повторное письмо об отказе в утверждении проекта планировки и проекта межевания территории СОНТа «Химик» по тем же основаниям.

<дата> письмом исх. Департамента строительства Администрации г. Нижневартовска административному истцу снова разъясняет о необходимости корректирования проектов путем исключения границ земельных участков, попадающих в охранные зоны линейных объектов.

Не согласившись с данным ответом, административный истец обратился в суд.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Органы местного самоуправления уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8).

Из содержания статьи 8, частей 1 и 2 статьи 46 ГрК РФ следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.

В соответствии со статьей 8.2 ГрК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные названным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В статье 2ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в частности, на принципе осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

В силу положений статей 9 и 18 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. К документам территориального планирования относятся документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований, в том числе схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений.

При этом документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ). Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (статья 41 ГрК РФ). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (части 1, 2, 3 статьи 43 ГрК РФ).

Согласно статье 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Пункт 4 статьи 42ГрК РФ содержит требование овключении в материалы по обоснованию проекта планировки территориисхемы границ зон с особыми условиями использования территории.

Сами границы зон с особыми условиями использования территорий отображаются на чертежах, включаемых в материалы по обоснованию проекта межевания территории (ст. 43 ГрК РФ).

Пунктом 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ предусмотрено установление охранных зон с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки, в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики.

Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160.

Указанными Правилами, в частности, установлено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; посадка и вырубка деревьев и кустарников; полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше трех метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Таким образом, обязанность учета таких зон ложится как на лиц, осуществляющих подготовку документации по планировке территории, так и на органы, осуществляющие проверку такой документации.

В представленном на утверждение СОНТом «ХИМИК» проекте планировки и межевания территории не отображены линии электрических сетей, а также охранные зоны.

При этом, как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, электросетевой комплекс BЛ 220 кВ «Сибирская-НВГРЭС, НВГРЭС-Космос, Космос-Мираж, Мираж-Надежда, Отпайка от BЛ220 кВ «Мираж-Надежда» на ПС 110/35/6 кВ «Кольцева», Надежда-Белозерная, Сибирская-Эмтор, Эмтор-НВГРЭС, НВГРЭС-Мираж, Мираж-Белозерная, Отпайка от BЛ 220 кВ «Мираж-Белозерная» на ПС 110/35/6 «Кольцева», протяженностью 84920 м., принадлежит ПАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности. Электросетевой комплекс «ПС 110/35/10 кВ Восток с прилегающими BЛ 110 кВ: Мегион-Восток, Эмтор-Восток-1, Мегион- Западная, Западная - Эмтор», кадастровый номер , принадлежит на праве собственности АО «Тюменьэнерго» (свидетельство о государственной регистрации права от <дата>).

Согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от <дата>, в ЕГРН внесены сведения об охранной зоне , и .

Вместе с тем, как следует из выписки из градостроительных регламентов видов разрешенного использования территории Правил землепользования и застройки на территории г. Нижневартовска, утвержденных решением Думы города от <дата>, земельные участки, предоставленные в аренду СОНТу «Химик», расположены в зоне дачного хозяйства и садоводства (СХЗ 704), что предполагает возведение объектов жилого назначения и возможность регистрации.

Администрацией города Нижневартовска в целях определения местоположения вновь образуемого земельного участка в охранной зоне, проведено наложение охранных зон на границы образуемого земельного участка. В результате чего установлено, что границы вновь образуемого земельного участка попадают в охранную зону линейных объектов ВЛ 220 кВ и ВЛ 110 кВ.

Согласно пункта 8 Правил "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

Пунктом 4.6 "СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 года № 18-51) установлено, что запрещается размещение территорий садоводческих (дачных) объединений на землях, расположенных под линиями высоковольтных передач 35 кВА и выше, а также с пересечением этих земель магистральными газо- и нефтепроводами. Расстояние по горизонтали от крайних проводов высоковольтных линий (при наибольшем их отклонении) до границы территории садоводческого (дачного) объединения принимается в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

Как было указано судом, материалы по обоснованию проекта межевания территории должны включать в себя чертежи, на которых отображаются: границы существующих земельных участков; границы зон с особыми условиями использования территорий;местоположение существующих объектов капитального строительства;границы особо охраняемых природных территорий; границы территорий объектов культурного наследия; границы лесничеств, лесопарков, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов.

Однако, предоставленный на утверждение в Администрацию города Нижневартовска Проект межевания территорий, разработанный в 2017 году ООО Компания «Земля», не содержит границ зон с особыми условиями использования территории.

Кроме того, согласно Проекту, новые земельные участки образуются из существующих с кадастровыми номерами , , , . Кроме того, часть земельных участков (условные номера , ) образуются из существующего земельного участка с кадастровым номером , но в исходных данных Проекта данный земельный участок не фигурирует.

Принимая во внимание, что для подготовки Проекта, общая информация о земельных участках СОНТ «Химик» получена из выполненной топографической съемки (март-апрель 2017), баз данных Росреестра (кадастровый план территории, информационный ресурс ГКН), а сведения об охранных зонах BЛ 220 кВ и ВЛ 110 кВ внесены в государственный кадастр недвижимости до 2017 года, следовательно, в Проекте должны быть отражены сведения о границах таких зон.

Поскольку схема расположения земельного участка на карте планировочной структуры территории СОНТ «Химик» разработана с нарушением предусмотренных п.п. 6 п. 4 ст. 42, п.п. 2 п. 7 ст. 43 ГрК РФ требований к образуемым земельным участкам, а также расположение вновь образуемого земельного участка в охранной зоне линейных объектов, уполномоченным органом обоснованно были выявлены основания для отказа СОНТ «Химик» в согласовании проекта планировки и межевания территории, в связи с чем признать незаконным отказ Департамента строительства администрации города Нижневартовска от <дата> по обращению СОНТа «Химик» оснований не имеется.

Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение, действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.

Согласно статье 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса.

В связи с тем, что в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме, судебные расходы по уплате государственной пошлины возмещению административному истцу не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Садово-огородническому некоммерческому товариществу «Химик» к Администрации г. Нижневартовска о признании отказа от <дата> незаконным и обязании согласования проекта планировки и межевания территории, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.

Председательствующий И.Р. Хасанова