ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2337/2016 от 28.09.2016 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Северская, Краснодарского края 28 сентября 2016 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Емельянова А.А.,

при секретаре Ермотик Г.Г.

с участием представителя административного истца прокуратуры Северского района – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Северского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации к Администрации и Совету Григорьевского сельского поселения о признании незаконным бездействия Совета Григорьевского сельского поселения и администрации Григорьевского сельского поселения по несоблюдению требований Федерального закона «О противодействии коррупции», законодательства о муниципальной службе и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

прокурор Северского района Краснодарского края обратилось в Северский районный суд Краснодарского края в интересах Российской Федерации к Администрации и Совету Григорьевского сельского поселения о признании незаконным бездействия Совета Григорьевского сельского поселения и администрации Григорьевского сельского поселения по несоблюдению требований Федерального закона «О противодействии коррупции», законодательства о муниципальной службе и возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснованности исковых требований административный истец пояснил, что прокуратурой района на основании поступившего задания прокуратуры Краснодарского края в апреле 2016 года проведена проверка исполнения органом местного самоуправления законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

В ходе проверки установлено, что администрацией Григорьевского сельского поселения утверждена целевая программа о противодействии коррупции.Изучением Программы установлено, что вопросы правоприменительной практики администрацией Григорьевского сельского поселения ежеквартально не рассматриваются, порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений не принят.

Кроме того, проверка показала, что органом местного самоуправления в нарушение ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ, Федеральных законов от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 03.12.2012 № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2015 №650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельныегосударственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», не приняты нормативные правовые акты, утверждающие: порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), принимаемых Советом поселения; Положения о порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, расходах), Порядки размещения сведения о доходах, расходах лиц, замещающих муниципальные должности, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

При этом нормативные правовые акты, подлежащие принятию представительным органом местного самоуправления, должна разработать администрация поселения и внести на утверждение Совета Григорьевского сельского поселения.

Для устранения выявленных нарушений законодательства, пробелов в муниципальном нормотворчестве прокурором района 29.04.2016 главе Григорьевского сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено и предоставлен ответ о проведении работы по разработке необходимых проектов.

Однако этого до настоящего времени вышеуказанные нормативные правовые акты не приняты и не утверждены, проекты нормативных правовых актов в прокуратуру района не направлялись, порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений не принят.

Таким образом, фактически вышеуказанные требования законодательства не выполняются, основные принципы противодействия коррупции администрацией Григорьевского сельского поселения не соблюдаются.

Вышеизложенные факты подтверждаются объяснениями должностного лица администрации и прилагаемыми материалами.

По истечении длительного времени со дня вступления закона в законную силу Федерального закона от 25.12.2008 Ш73-Ф3 «О противодействии коррупции» администрация поселения не приняла мер по реализации установленных федеральным законом требований по противодействию коррупции, что нарушает интересы Российской Федерации. Так, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности России. В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся и настоятельной необходимостью. Бездействие администрации органа местного самоуправления является незаконным.

В силу ч.б ст.5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции,установленные федеральными законами.

В связи с вышеизложенным административный истец просит суд признать незаконными бездействие администрации Григорьевского сельского поселения по несоблюдению требований ст. 3, 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», выразившееся в не разработке и не представлении на рассмотрение Совета сельского поселения муниципального нормативных правовых актов, утверждающих: порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), принимаемых Советом поселения; Положения о порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, расходах), Порядки размещения сведения о доходах, расходах лиц, замещающих муниципальные должности, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, а также в непринятии администрацией нормативного правового акта, утверждающего порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, отсутствии в программе противодействия коррупции меры по рассмотрению не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) администрации Григорьевского сельского поселения, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; возложить обязанность на администрацию Григорьевского сельского поселения в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», предусмотрев впрограмме противодействия коррупции такую меру как рассмотрение не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) администрации Григорьевского сельского поселения, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, а также принять нормативный правовой акт, утверждающий порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;возложить обязанность на администрацию Григорьевского сельского поселения в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить пробелы в муниципальном путем разработки, представления на утверждение Совета Григорьевского сельского поселения и принятия нормативных правовых актов, утверждающих: порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), принимаемых Советом поселения; Положения о порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, расходах), Порядки размещения сведения о доходах, расходах лиц, замещающих муниципальные должности, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

В судебное заседание представитель административного истца ФИО1, настаивала в удовлетворении заявленных требований, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Административный ответчикв судебное заседание не явился, о дне и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.

Суд, изучив доводы административного истца, материалы дела, приходит к тому, что требования административного истца подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В силу п.6 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЭ «О противодействии коррупции» (далее Закон № 273-Ф3) к основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации относится приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В силу ст.6 Закона № 273-Ф3 предусмотрены меры по профилактике коррупции, к которым относится рассмотрение в органах местного самоуправления, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Борьба с коррупцией является системным, комплексным действием, которое становится низкоэффективным без взаимодействия общества, исполнительной власти, правоохранительных органов, бизнес - структур и СМИ.

В соответствии с п.п. 1,2, 3 статья Закона №273-Ф3 противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе: признании, обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; законности; публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Северского района проведена проверка исполнения органом местного самоуправления законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой установлено, что администрацией Григорьевского сельского поселения имеется утвержденная целевая программа о противодействии коррупции. Однако,установлено, что имеющиеся вопросы в данной программе администрацией Григорьевского сельского поселения ежеквартально не рассматриваются, порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причинвыявленных нарушений не принят. Нормативные правовые акты, подлежащие принятию представительным органом местного самоуправления, должна разработать администрация поселения и внести на утверждение Совета Григорьевского сельского поселения.

29.04.2016 главе Григорьевского сельского поселения внесено представление для устранения выявленных нарушений законодательства, пробелов в муниципальном нормотворчестве прокурором района, которое рассмотрено и предоставлен ответ о проведении работы по разработке необходимых проектов.

Вышеуказанные нормативные правовые актыдо настоящего времени не приняты и не утверждены, проекты нормативных правовых актов в прокуратуру района не направлялись, порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений не принят, в связи с чем фактически вышеуказанные требования законодательства не выполняются, основные принципы противодействия коррупции администрацией Григорьевского сельского поселения не соблюдаются.

Вышеизложенные факты подтверждаются объяснениями должностного лица администрации и прилагаемыми материалами.

Таким образом, требованияпрокурора Северского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации к Администрации и Совету Григорьевского сельского поселения о признании незаконным бездействия Совета Григорьевского сельского поселения и администрации Григорьевского сельского поселения по несоблюдению требований Федерального закона «О противодействии коррупции», законодательства о муниципальной службе и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, суд находит законными и обоснованными, а поэтому подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Северского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации к Администрации и Совету Григорьевского сельского поселения о признании незаконным бездействия Совета Григорьевского сельского поселения и администрации Григорьевского сельского поселения по несоблюдению требований Федерального закона «О противодействии коррупции», законодательства о муниципальной службе и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – удовлетворить.

-признать незаконными бездействие администрации Григорьевского сельского поселения по несоблюдению требований ст. 3, 6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», выразившееся в не разработке и не представлении на рассмотрение Совета сельского поселения муниципального нормативных правовых актов, утверждающих: порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), принимаемых Советом поселения; Положения о порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, расходах), Порядки размещения сведения о доходах, расходах лиц, замещающих муниципальные должности, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, а также в непринятии администрацией нормативного правового акта, утверждающего порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, отсутствии в программе противодействия коррупции меры по рассмотрению не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) администрации Григорьевского сельского поселения, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

-возложить обязанность на администрацию Григорьевского сельского поселения в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», предусмотрев впрограмме противодействия коррупции такую меру как рассмотрение не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) администрации Григорьевского сельского поселения, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, а также принять нормативный правовой акт, утверждающий порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

-возложить обязанность на администрацию Григорьевского сельского поселения в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить пробелы в муниципальном путем разработки, представления на утверждение Совета Григорьевского сельского поселения и принятия нормативных правовых актов, утверждающих: порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, должности муниципальной службы, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), принимаемых Советом поселения; Положения о порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, расходах), Порядки размещения сведения о доходах, расходах лиц, замещающих муниципальные должности, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.

Председательствующий: А.А. Емельянов