Строка отчета: 3.198 Дело № 2а-333/2022 (№2а-2338/2021)
УИД: 32RS0003-01-2021-003213-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 17 февраля 2022 года
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Копыловой О.В.,
при секретаре Меркушиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №5 по Брянской области обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что ФИО1 состоит на налоговом учете и является плательщиком земельного налога, однако установленную законом обязанность по уплате указанного налога самостоятельно в полном объеме не исполнил, несмотря на направленные в его адрес требования задолженность по налогам и пени в установленные сроки не погасил. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность в общей сумме 2635,91 руб., в том числе, земельный налог за 2016 год в сумме 995,46 руб., земельный налог за 2017 год в сумме 1153,36 руб., пени по земельному налогу за 2015 год в сумме 31,02 руб., пени по земельному налогу за 2016 год в сумме 304,33 руб., пени по земельному налогу за 2017 год в сумме 151,74 руб.
В ходе рассмотрения дела по существу от административного ответчика ФИО1 в материалы дела поступили письменные возражения относительно удовлетворения заявленных исковых требований в связи со своевременной оплатой налоговых уведомлений с приложением копий квитанций, кроме того, административный ответчик ссылался на истечение сроков давности относительно заявленных исковых требований и Указ Президента РФ «О налоговой амнистии в 2018 году».
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Суд в соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Давая оценку заявлению административного ответчика о применении судом пропуска срока исковой давности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При этом административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2 ст.286 КАС РФ).
Аналогичные положения закреплены в п.2 ст.48 НК РФ, которой предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено законом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ).
В силу п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, со дня истечения срока исполнения самого раннего требования № от 13.02.2018 г. (сроком исполнения до 27.03.2018 г.) сумма задолженности по налогу, сбору, страховым взносам, пени, штрафу, процентам (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) не превысила 10000 руб., в связи с чем заявление о вынесении судебного приказа могло быть подано в суд налоговым органом в период до 27.09.2021 г.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу за 2016-2017 г.г. и пени в общей сумме 2635,91 руб., Межрайонная ИФНС России №5 по Брянской области обратилась 21.06.2021 г., то есть в установленный законом срок.
Определением мирового судьи судебного участка №21 Брянского судебного района Брянской области от 28.07.2021 года судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате обязательных платежей и санкций в общей сумме 2635,91 руб. был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
В Брянский районный суд Брянской области административный истец обратился 16.09.2021 г. (согласно штампу на конверте), т.е. в пределах установленного законом шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по заявленным требованиям административным истцом не пропущен.
Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п.1 ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абз.2 п.7 ст.296 НК РФ, если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Согласно ст.397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.4 ст.391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Пунктом 4 ст.85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Исходя из материалов дела ФИО1 по настоящее время владеет земельным участком с 31.03.2002 г. с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, площадью 1274 кв.м..
В связи с чем, административному ответчику был начислен земельный налог за 2016-2017 г.г. на указанный объект недвижимого имущества в суммах 2149,46 руб. и 1154,00 руб. соответственно.
Налоговым органом ФИО1 направлены налоговые уведомления № от 07.08.2017 г., № от 04.07.2018 г. на уплату не позднее срока, установленного законодательством о налогах и сборах, в которые в том числе, были включены указанные выше суммы земельного налога за 2016-2017 г.г. В установленный срок вышеуказанный земельный налог административным ответчиком в полном объеме уплачен не был, а именно, земельный налог за 2016 год в сумме 2149,46 руб. был погашен частично в сумме 1154 руб., текущий остаток задолженности составил 995,46 руб., земельный налог за 2017 год в сумме 1154,00 руб. был погашен частично, текущий остаток задолженности составил 1153,36 руб.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) обязанности платить налоги в НК РФ предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
В силу положений п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается, для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
В силу ст.75 НК РФ, административному ответчику были начислены пени за неуплату земельного налога за 2015 г. за период с 02.12.2016 г. по 01.03.2017 г. в сумме 31,02 руб., пени за неуплату земельного налога за 2016 г. за период с 02.12.2017 г. по 29.06.2020 г. в сумме 304,33 руб., пени за неуплату земельного налога за 2017 г. за период с 04.12.2018 г. по 29.06.2020 г. в сумме 151,74 руб.
Согласно п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и пени послужило основанием для включения вышеуказанных сумм задолженности в требования № по состоянию на 13.02.2018 г., № по состоянию на 07.02.2019 г., № по состоянию на 30.06.2020 г., которые были направлено административному ответчику почтовой корреспонденцией, что подтверждается представленными налоговым органом почтовыми реестрами.
Административный истец в требовании № по состоянию на 07.02.2019 г. обязал административного ответчика в срок до 19.03.2019 г. уплатить земельный налог за 2017 г. в сумме 1154,00 руб. и пени, начисленные за его неуплату в сумме 19,25 руб. Указанное требование было направлено посредством почтового отправления, что подтверждается реестром заказных писем № от 27.02.2019 г. Требованием № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязал административного ответчика в срок до 23.11.2020 г. уплатить пени, начисленные за его неуплату в сумме 426,74 руб. Указанное требование было направлено посредством почтового отправления, что подтверждается сведениями из базы данных налогового органа. Требованием № по состоянию на 13.02.2018 г. обязал административного ответчика в срок до 27.03.2018 г. уплатить земельный налог за 2016 г. в сумме 2149,46 руб. и пени, начисленные за его неуплату в сумме 41,10 руб. Указанное требование было направлено посредством почтового отправления, что подтверждается реестром заказных писем № от 20.02.2018 г.
Произведенный Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области расчет земельного налога, а также пени, начисленной за его несвоевременную уплату, суд признает верным. Указанный расчет административным ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен, доказательства оплаты указанных налогов и пени, представленные ФИО1 не опровергают, а напротив, подтверждают сведения налогового органа.
Так, доводы стороны административного ответчика об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в связи со своевременной оплатой налоговых уведомлений с приложением копий квитанций, а также о предоставлении Указом Президента РФ налоговой амнистии в 2018 году, суд считает несостоятельными, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Однако, указанные ответчиком доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Частью 1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Из заявленных к взысканию административным истцом исковых требований самым ранним периодом к взысканию заявлена пеня по земельному налог за 2015 год, данный налог был начислен налоговым уведомлением № от 05.08.2016 г. со сроком уплаты по 01.12.2016 г. Указанная задолженность образовалась 02.12.2016 г., то есть после 01.01.2015 г., в связи с чем данная задолженность и соответствующие пени не могут быть признаны безнадежными к взысканию на основании вышеуказанного Федерального закона.
Кроме того, ФИО1 в качестве подтверждающего оплату налогового уведомления № от 05.08.2016 г. представлен чек-ордер от 02.03.2017 г. на сумму 1433,19 руб., в качестве подтверждающего оплату налогового уведомления № от 04.07.2018 г. представлен чек от 04.09.2018 г. на сумму 1184, 00 руб., в качестве подтверждающего оплату налогового уведомления № от 04.07.2019 г. представлены чеки-ордера от 18.09.2019 г. на сумму 1154,00 руб. и 243,00 руб., в качестве подтверждающего оплату налогового уведомления № от 01.09.2020 г. представлен чек-ордер от 03.11.2020 г. на сумму 1154,00 руб., в качестве подтверждающего оплату налогового уведомления № от 01.09.2021 г. представлен чек-ордер от 16.11.2021 г. на сумму 974,00 руб.
Согласно налоговому уведомлению № от 05.08.2016 г. со сроком уплаты по 01.12.2016 г. налогоплательщику был начислен земельный налог за 2015 год в размере 1433,19 руб. Согласно представленному административным ответчиком чеку-ордеру на сумму 1433,19 руб., оплата налога была произведена 02.03.2017 года, то есть по истечении установленного срока оплаты (01.12.2016 г.). В связи с чем, в требовании № по состоянию на 30.06.2020 г. за несвоевременную оплату указанного налога ответчику было начислены и выставлены к оплате соответствующие пени в размере 31,02 руб.
Согласно налоговому уведомлению № от 04.07.2018 г., налогоплательщику предлагалось уплатить земельный налог за 2017 год в сумме 1154,00 руб. со сроком уплаты по 03.12.2018 г. Согласно представленному административным ответчиком кассовому чеку на сумму 1154,00 руб., оплата налога была произведена 04.09.2018 г. При этом представленная квитанция не свидетельствует о погашении задолженности за 2017 год, в связи с чем указанный платеж учтен налоговым органом в счет погашения недоимки по налогам за предыдущие периоды, поскольку в представленном платежном документе не указан период оплаты, в связи с чем, налоговый орган вправе был осуществить зачет поступившего платежа в счет имеющейся у ФИО1 недоимки за 2016 год, о чем административный истец указывает в представленном суду отзыве на возражения ответчика. При этом сведений об обращении административного ответчика в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа в материалы дела не представлено.
Одновременно, суд не может признать в качестве относимых и допустимых доказательств по делу следующие документы: чеки от 18.09.2019 г. на сумму 1154,00 руб. и 243,00 руб. по налоговому уведомлению № от 04.07.2019 г., чек от 03.11.2020 г. на сумму 1154,00 руб. по налоговому уведомлению № от 01.09.2020 г., чек от 16.11.2021 г. на сумму 974,00 руб. по налоговому уведомлению № от 01.09.2021 г., поскольку административным истцом не заявлено исковых требований за период с 2019 по 2021 г.г. и указанные платежные документы не имеют отношения к существу настоящего спора.
В соответствии с положением о МИФНС России №5 по Брянской области, утвержденным приказом УФНС России по Брянской области от 05.04.2017 г. №2.14-03/55@, инспекция осуществляет свои полномочия, в том числе, на территории Брянского района Брянской области.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, заявленные Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области исковые требования о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом положений ч.1 ст.114 КАС РФ и пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ, а также отсутствием в материалах дела сведений об освобождении ФИО1 от уплаты госпошлины, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №5 по Брянской области обязательные платежи и санкции в общей сумме 2635,91 руб., в том числе, недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 995,46 руб., недоимку по земельному налогу за 2017 год в сумме 1153,36 руб., пени, начисленные за неуплату земельного налога за 2015 года в сумме 31,02 руб., пени, начисленные за неуплату земельного налога за 2016 год в сумме 304,33 руб., пени, начисленные за неуплату земельного налога за 2017 год в сумме 151,74 руб.,
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Копылова
Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2022 года.