ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-233/17 от 26.08.2017 Лермонтовского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-233/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2017 г. г. Лермонтов

Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Курдубанова Ю.В.

при секретаре Лейбутиной А.Е.

с участием:

заинтересованного лица - ФИО1,

представителя заинтересованного лица ФИО1 – адвоката Сорока А.Ю. <данные изъяты> края по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

старшего помощника прокурора г. Лермонтова Герасимовой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова об отмене регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова шестого созыва по избирательному округу № 6 и об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова № 42/207 от 28.07.2017 г. о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова шестого созыва,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова (далее ТИК г. Лермонтова) и, уточнив заявленные требования, просит отменить регистрацию ФИО1 кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова шестого созыва по избирательному округу № 6, а так же отменить постановление ТИК г. Лермонтова № 42/207 от 28.07.2017 г. о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова шестого созыва по избирательному округу № 6.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что 32-я статья Конституции устанавливает, что каждый гражданин РФ обладает правом стать народным избранником или участвовать в выборах органов власти. В ходе предвыборной агитационной кампании по выборам депутатов Совета г. Лермонтова шестого созыва кандидатом в депутаты ФИО1 (избирательный округ № 6) производятся работы и оказание благотворительных услуг жителям избирательного округа, нарушающие требования ч. 2 ст. 56 ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В силу ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» под подкупом понимается: вручение избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, предоставление услуг безвозмездно, оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. Любая благотворительная и безвозмездная деятельность на стадии предвыборной агитации запрещена. В соответствии с п. 5 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года (с изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. В соответствии с п. 3 ст. 45 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, любым лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, а именно:

- вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;

- проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;

- предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Поскольку именно выборы часто приводят людей к власти, здесь нередки всевозможные нарушения. Закон подобные ситуации учитывает и часто трактует как преступления. Систематически, с начала агитационной кампании кандидатом в депутаты ФИО1 на территории избирательных округов ведутся работы по уничтожению деревьев без соблюдения установленного порядка и оформления документов, установленных Приказом Госстроя, в том числе и выдачи уполномоченными органами так называемого порубочного билета на уничтоженные деревья. Не были представлены такие документы и по требованию представителя экологической организации «Экология и право» ФИО3 По заявлению председателя комиссии по зеленым насаждениям ФИО4, он подписывает любые разрешения, которые ему нужно. Это нарушение Федеральных законов и установленного порядка. Работы по уничтожению деревьев производятся в рабочее время с привлечением специальной техники. По избирательному округу № 6 (кандидат ФИО1) идет спиливание и обрезка крон деревьев, окраска без ремонта малых архитектурных форм. При этом избирательный фонд кандидата в депутаты ФИО1 имеет минимальный размер в 2 тысячи рублей. За какие средства и чьими силами выполняются работы в округах неизвестно. Все производимые действия подтверждают, что фактически речь идёт о преступлении против гражданских избирательных прав: человеку буквально мешают кого-либо избрать или избираться самому. В этой ситуации подтверждаются квалифицирующие признаки правонарушения. Их можно обозначить как помеху в реализации гражданских избирательных прав плюс: обман, подкуп, насилие, принуждение; злоупотребление должностными полномочиями; групповые действия (по сговору или организованные). В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67 решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом. Пунктом 7 ст. 76 указанного Федерального Закона предусмотрено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных п. 1 или 1.1 ст. 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных п. 5. ч. 2 ст. 56 настоящего Федерального закона. Имеет место нарушение принципа равенства прав кандидатов в депутаты. Закон предусматривает, что при установлении фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания кандидатов (списков кандидатов), может быть отменена регистрация кандидатов (списков кандидатов) (п. 1 ст.64 Федерального закона «Об основных гарантиях...»). Регистрация кандидата может быть отменена и в случае установления фактов незаконной благотворительной деятельности, проводимой кандидатом или по его просьбе или поручению. Кроме того, за подкуп избирателей и осуществление благотворительной деятельности лицами, которым это запрещено в период проведения выборов, установлена административная ответственность (ст. 40.16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и ст. 8 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц...»). Имеет место политическая электоральная коррупцию, которая заключается в создании преимуществ представителям бизнеса и политических сил и групп, для подавление их политических конкурентов и искажение свободного волеизъявления граждан посредством противоправного использования в ходе избирательного процесса, должностных лиц и финансовых ресурсов. Субъективная сторона состава правонарушения характеризуется наличием только прямого умысла.

Административный истец ФИО2, надлежаще, под роспись, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, что в силу ч.3 ст. 243 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии города Лермонтова председатель комиссии ФИО5, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие и возражения относительно административного иска, в которых просит отказать в удовлетворении требований ФИО2, по следующим основаниям: в самом административном исковом заявлении истец не представил ни одного доказательства подкупа или каких-либо других правонарушений, допускаемых ФИО1 кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова по одномандатному избирательному округу № 6. Работа по благоустройству на своем избирательном округе не является правонарушением и никакого отношения к выборам не имеет. Тем более, ответчиком по данному вопросу не может быть ТИК г. Лермонтова, в компетенции которой не входит контроль за соблюдением установленного порядка и оформление документов при рубке деревьев, обрезке крон и окраске малых архитектурных форм.

Заинтересованное лицо ФИО1 и его представитель по доверенности адвокат Сорока А. Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска по тем основаниям, что доказательств того, что ФИО1 или его доверенные лица, либо иные лица по их поручению, или с их ведома, осуществляли организацию указанных административным истцом мероприятий, работы по спилу деревьев и окраске малых архитектурных форм в период избирательной кампании не представлено, как и того, что указанные действия использованы в качестве способа агитации избирателей за ФИО1

Суд, выслушав мнение заинтересованного лица ФИО1 и его представителя по доверенности адвоката Сорока А.Ю., заслушав заключение старшего помощника прокурора Герасимовой Э.В., полагавшей, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание административного истца ФИО2 и представителя административного ответчика ФИО5, считает, что административный иск удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления относится к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина Российской Федерации, важнейшую форму его участия в управлении делами государства. Специфика избирательных прав и особенности их реализации предполагают необходимость обеспечения надлежащих гарантий этих прав всему избирательному корпусу на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества в целом в соответствии с предписаниями Конституции Российской Федерации, ее статей 1,2,3,17,18,32 и 55.

Предусмотренные Конституцией РФ конституционные права на участие в выборах и референдумах установлены Федеральными законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с п. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Закрепленное ст. 32 Конституции РФ право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления как одно из неотчуждаемых прав гражданина реализуется в порядке и формах, предусмотренных избирательным законодательством, и может осуществляться гражданами Российской Федерации, в том числе в составе политических партий как основных коллективных участников избирательного процесса.

Статьей 39 Федерального закона № 67-ФЗ закреплен принцип равенства кандидатов, а именно все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом.

Названный принцип равенства кандидатов, в свою очередь, является составной частью одного из основных конституционных принципов участия граждан в выборах и референдуме, содержание которого раскрыто в статье 5 Федерального закона № 67-ФЗ, как равное избирательное право.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 23.03.2000 г. № 4-П и позднее неоднократно подтвержденной в других его решениях, предоставление равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов наряду с прочим обеспечивает участие в выборах на равных основаниях. Как отмечалось в Определении Конституционного Суда РФ от 12.03.2002 г. № 39-О, равенство кандидатов перед законом означает, прежде всего, равную защиту закона без всякой дискриминации в ходе выборов и не предполагает равенства результатов выборов.

Как видно из дела, решением Совета города Лермонтова от 21.06.2017 г. № 43 на 10.09.2017 г. назначены выборы депутатов Совета города Лермонтова шестого созыва.

Постановлением № 45/253 от 03.08.2017 года территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова ФИО2, выдвинутый Лермонтовским городским отделением политической партии «Коммунистическая партия РФ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6.

Постановлением № 42/207 от 28.07.2017 г. территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова ФИО1, выдвинутый Региональным отделением Всероссийской политической партии «Родина» в Ставропольском крае, зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6.

Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются исследовавшимися в судебном заседании доказательствами.

В соответствие с подпунктами "в" и "г" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Согласно п. 2 ст. 56 Федерального закона №67-ФЗ, кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

По смыслу приведенной нормы закона действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата или ставились в зависимость от результатов выборов.

Согласно п. 5 ст. 40 названного Федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

При этом в соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата в депутаты, а только перечисленные в п. 5 ст. 40 данного Федерального закона.

В силу подпункта 4 ст. 2 и п. 2 ст. 48 этого же Федерального закона предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 37 постановления Пленума от 31.03.2011 г. № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, судам надлежит выяснять:

- подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с п. 2 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию;

- совершены ли действия в период избирательной кампании и позволяет ли их характер сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей голосовать за кандидата или против него; в отношении каких лиц совершены действия, а если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом, то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;

- относятся ли лица, осуществившие перечисленные в названной выше норме Федерального закона № 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, так как подкуп избирателей лицами, указанными в п. 2 и 4 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.

Из смысла названных норм следует, что отмена регистрации кандидата является санкцией за допущенные кандидатом нарушения избирательного законодательства, которая может быть применима только тогда, когда будет установлена вина кандидата в нарушении закона.

В ходе рассмотрения дела административным истцом не представлены достоверные доказательства в подтверждение доводов о проведении ФИО1, по его поручению или с его ведома работ по окраске малых архитектурных форм и спилу деревьев, сопровождающихся призывами агитаторов голосовать за кандидата ФИО1

Кроме того, из представленных административным истцом фотоматериалов не представляется возможным с достоверностью установить, что указанные действия осуществлены ФИО1 или уполномоченными им на это лицами. Административным истцом не указаны суду какие-либо конкретные лица, которые совершили эти действия.

То, что расходы на проведение названных административным истцом работ не были оплачены из избирательного фонда кандидата ФИО1 следует из предъявленной выписки банковского лицевого счета являющегося счетом избирательного фонда кандидата в депутаты Совета г. Лермонтова шестого созыва ФИО1

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности, применяемой судом к лицам, виновным в совершении определенных нарушений законодательства о выборах, отмена регистрации применяется в целях наказания виновных лиц, которое состоит в принудительном отказе этим лицам в реализации пассивного избирательного права, суд полагает, что при отсутствии достоверных доказательств факта подкупа избирателей кандидатом ФИО1 или уполномоченными ими лицами, административное исковое заявление об отмене его регистрации по этому основанию не может быть удовлетворено.

В соответствии с подпунктом "б" п. 7 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ отмена регистрации кандидата может быть осуществлена судом в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

Вместе с тем, принимая во внимание, что судом не установлен факт расходования ФИО1 денежных средств на проведение работ по спилу деревьев и окраске малых архитектурных форм, оснований полагать, что расходы заинтересованного лица на выборах превысили 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда.

Согласно банковской выписке из лицевого счета расходования денежных средств избирательного фонда кандидата в депутаты Совета г. Лермонтова шестого созыва ФИО1 указанный предельный размер расходования средств избирательного фонда заинтересованным лицом не превышен.

Доказательств, опровергающих доводы ФИО1 и его представителя по доверенности ФИО6 о том, что им не были изготовлены и распространены иные агитационные материалы, кроме тех, о которых было им заявлено в ТИК г. Лермонтова, не содержащие установленных пунктом 2 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ сведений, суду не представлено.

Доказательств того, что ФИО1 привлек сотрудников муниципального предприятия или иных лиц к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей его выдвижению, суду не представлено, при том, что ФИО1 является временно не работающим.

Таким образом, каких-либо убедительных доказательств, подтверждающих факт подкупа избирателей как непосредственно самим кандидатом ФИО1, так и по его поручению или с его ведома другими лицами, не представлено.

Само по себе наличие фотоматериалов с изображением покрашенных малых архитектурных форм и спиленных деревьев на избирательном участке № 6 не свидетельствует о том, что указанные действия совершены кандидатом ФИО1 либо по его поручению или с его ведома другими лицами.

Доказательств того, что работы по покраске или спилу деревьев осуществлены по поручению ФИО1 или на основании заключенного с ним договора, под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата или ставились в зависимость от результатов выборов, не представлено и в судебном заседании не установлено.

В этой связи утверждение административного истца о нарушении ФИО1 порядка расходования средств избирательного фонда, несостоятельны.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, согласно ст. 5, ст. 39 Федерального закона N 67-ФЗ.

Закрепленное ст. 32 Конституции РФ право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления как одно из неотчуждаемых прав гражданина реализуется в порядке и формах, предусмотренных избирательным законодательством, и может осуществляться гражданами Российской Федерации, в том числе в составе политических партий как основных коллективных участников избирательного процесса.

Статьей 39 Федерального закона N 67-ФЗ закреплен принцип равенства кандидатов, а именно все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом.

При таких обстоятельствах, поскольку судом не получено бесспорных доказательств в подтверждение факта нарушения кандидатом ФИО1 норм избирательного законодательства, оснований для принятия решения об отмене его регистрации не имеется.

В соответствии с ч.ч. 4, 7 ст. 240 КАС РФ, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

Согласно ч. 2 ст. 78 ФЗ № 67 от 12.06.2002 г. (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.

В силу п. 1 ст. 11.1 названного Федерального закона № 67 от 12.06.2002 г., если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

При исчислении срока по правилам п. 1 ст. 11.1 названного Федерального закона № 67 от 12.06.2002 г. первым днём 10-ти дневного срока для подачи в суд заявления об отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты, является день принятия решения избирательной комиссией.

Поскольку оспариваемое административным истцом ФИО2 решение ТИК г. Лермонтова о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 было принято 28.07.2017 г., то последним днём для подачи заявления в суд является 07.08.2017 г.

Административный иск ФИО2 подписан 21.08.2017 г. и, согласно штампу о регистрации, подан в суд 22.08.2017 г., то есть с нарушением установленного законом 10-ти дневного срока, не подлежащего восстановлению.

Согласно разъяснений в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 г. №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», при установлении факта пропуска сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требования об отмене постановления ТИК г. Лермонтова от 28.07.2017 г. № 42/207 о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова об отмене регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова шестого созыва по избирательному округу № 6 и об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии г. Лермонтова № 42/207 от 28.07.2017 г. о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Совета г. Лермонтова шестого созыва по избирательному округу № 6 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Лермонтовский городской суд.

Председательствующий судья Ю.В. Курдубанов