ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-233/18КОПИ от 23.09.2018 Псковского гарнизонного военного суда (Псковская область)

Дело № 2а-233/2018 Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(мотивированное решение составлено 23 сентября 2018 года)

18 сентября 2018 года г. Псков

Псковский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Филиппова А.А., при секретаре Михайловой Н.Э., с участием представителя административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда административное дело № 2а-233/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части полковника ФИО2 об оспаривании решения федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» (далее – УФО) об отказе в возмещении командировочных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Псковский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:

- признать незаконным решение УФО, изложенное в письме от 23 мая 2018 года № 2469, об отказе в возмещении ФИО2 расходов по найму жилого помещения в период выполнения служебного задания в Республике Беларусь с 12 по 22 сентября 2017 года;

- обязать УФО произвести выплату ФИО2 командировочных расходов по найму жилого помещения в период с 12 по 22 сентября 2017 года в размере 10910 рублей 59 копеек;

- взыскать с УФО судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.

В административном исковом заявлении ФИО2 указал, что в настоящее время он проходит военную службу по контракту в должности командира войсковой части . В сентябре 2017 года на основании указаний вышестоящего командования он был направлен в служебную командировку на территорию Республики Беларусь с целью обеспечения совместного стратегического учения «Запад-2017». В период нахождения в командировке с 12 по 22 сентября 2017 года бесплатным жильем он не обеспечивался и проживал в гостиничных номерах, оплачивая их за счет личных денежных средств. По прибытию из командировки он представил в УФО авансовый отчет для возмещения понесенных расходов по найму жилья, однако в его реализации было отказано по причине того, что за период участия в учении ему была выплачена ежемесячная надбавка за выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время. Считая указанные действия УФО незаконными, административный истец полагает, что в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) и п.126 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700 (далее – Порядок) он имеет право на возмещение расходов по найму жилья в период пребывания в служебной командировке на территории иностранного государства.

Административный истец ФИО2, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В поступивших возражениях начальник УФО административный иск не признал и просил в его удовлетворении отказать, указав, что согласно п. 2 Перечня мероприятий, проводимых вне пункта дислокации воинской части, за период непосредственного участия в котором выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 19.11.2014
№ 844дсп, п.125 Порядка, телеграммы заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15.05.2015 № 182/2/2966 и разъяснений Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации от 23.03.2018
№ 180/4/1820 участие ФИО2 в совместном стратегическом учении командировкой не являлось, в связи с чем за период участия в учениях он имел право лишь на получение вышеуказанной ежемесячной надбавки, которая была ему выплачена в мае 2018 года. Помимо этого, причинами для отказа в возмещении ФИО2 командировочных расходов послужили также отсутствие доведенных до УФО лимитов бюджетных ассигнований на соответствующие цели и законодательно закрепленного порядка возмещения командировочных расходов участникам совместных стратегических учений в период нахождения за пределами Российской Федерации, ненадлежащее оформление документов на выезд военнослужащих за пределы Российской Федерации (отсутствие выписки из плана международной деятельности Министерства обороны Российской Федерации относительно совместного стратегического учения «Запад 2017», доклада органа военного управления с указанием источника финансирования расходов либо определения порядка проезда, проживания, питания военнослужащих), непредставление документов, подтверждающих факт убытия к месту проведения учений и прибытия в пункт постоянной дислокации. Одновременно административный ответчик, сославшись на положения ст. 219 КАС РФ, указал на пропуск административным истцом процессуального срока обращения в суд.

Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании возражения начальника УФО поддержал по изложенным в них основаниям и просил в удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Из материалов административного дела следует, что оспариваемое решение финансового органа принято 23 мая 2018 года. Об этом решении административному истцу стало известно 25 мая 2018 года, когда он ознакомился с его содержанием, о чем расписался на документе.

Указанное обстоятельство административным ответчиком и его представителем не оспаривалось. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что об оспариваемом решении ФИО2 стало известно ранее 25 мая 2018 года, административным ответчиком в суд не представлено и в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что достоверно о нарушении своих прав оспариваемым решением административный истец узнал не ранее 25 мая 2018 года.

Административное исковое заявление направлено административным истцом в суд почтой 21 августа 2018 года, то есть в пределах установленного процессуального срока. В связи с этим указанный процессуальный срок административным истцом не пропущен.

В соответствии с п.п. 33 и 260 Руководства о финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 07.05.2008
№ 250дсп, Порядком организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения в Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.03.2017 № 150, а также Положением о федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» начальник финансового органа обеспечивает проверку у подотчётных лиц наличия полученных ими под отчёт денежных средств и документов на их расходование, представления подотчётными лицами авансовых отчётов в установленные сроки, а также законности произведенных расходов, правильности оформления документов, обосновывающих произведенные расходы, осуществляет организацию документооборота со штабами, кадровыми органами состоящих на обслуживании воинских частей для обеспечения предусмотренными выплатами личного состава этих воинских частей, на УФО возлагается ведение бюджетного учета воинской части, состоящей на финансовом обеспечении, в том числе начисление и выплата денежного довольствия, отдельных и иных выплат военнослужащим, при этом документы, связанные с расчетами по указанным выплатам, направляются в УФО воинской частью.

В приложении № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 28.03.2008 № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» приведена форма авансового отчета (код формы 0504049). В пояснениях к указанной форме указано, что авансовый отчет применяется для учета расчетов с подотчетными лицами. Подотчетные лица приводят сведения о себе на лицевой стороне и заполняют графы 1-6 на оборотной стороне авансового отчета о фактически израсходованных суммах с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете. В финансовом органе авансовые отчеты проверяются на предмет правильности оформления и наличия документов, целевого расходования средств и заполняются графы 7-10 оборотной стороны авансового отчета, содержащие сведения о расходах, принимаемых финансовым органом к учету. Проверенные авансовые отчеты утверждаются командиром воинской части. Суммы полученного аванса приводятся с указанием даты получения и кодов соответствующих аналитических счетов бюджетного учета.

Аналогичные положения содержатся в приказе Минфина России от 30.03.2015
№ 52н (ред. от 17.11.2017) «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Как следует из письма УФО от 23 мая 2018 года № 2469, авансовые отчёты военнослужащих, в том числе в отношении административного истца, возвращены в адрес командования войсковой части без реализации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что УФО вопрос об отказе в возмещении командировочных расходов разрешен в соответствии с предоставленными полномочиями.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от 27.07.2017
№ 163 ФИО2 зачислен в списки войсковой части и на все виды обеспечения.

Как видно из копий телеграмм начальника штаба войсковой части от 01.09.2017 № 75/7/2396 и от 18.09.2017 № 65/4/2137, в соответствии с указаниями начальника штаба <данные изъяты> от 29.07.2017 № 3/2952Ш с целью обеспечения совместного стратегического учения «Запад-2017» командиру войсковой части надлежит выделить авиационную технику с подготовленными экипажами и перебазировать её на аэродром <данные изъяты>, командировать туда в период с 11 по 25 сентября 2017 года ряд военнослужащих войсковой части и убыть в командировку лично. Оплата командировочных расходов должна быть осуществлена согласно плану служебных командировок в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований на командировочные расходы за 2017 год.

Согласно выпискам из приказов командира войсковой части от 12.09.2017 № 174 и от 22.09.2017 № 182, командир войсковой части полковник ФИО2 12 сентября 2017 года убыл в служебную командировку в Республику Беларусь (<данные изъяты>) для обеспечения совместного стратегического учения «Запад-2017» и прибыл из указанной командировки 22 сентября 2017 года.

Указанное обстоятельство, вопреки доводам административного ответчика, подтверждается копиями командировочного удостоверения ФИО2 от 10.09.2017 № 1470 с отметками о прибытии в пункты назначения – войсковые части и , дислоцированные в п. <адрес> и в <адрес>, а также о выбытии из них, служебного задания для направления в командировку с отчетом о его выполнении в полном объеме и полетного листа.

Согласно справке войсковой части от 20.09.2017 № 440 полковник ФИО2 в период нахождения в служебной командировке с 12 по 22 сентября 2017 года на территории Республики Беларусь бесплатным проживанием не обеспечивался.

Как видно из копий кассовых чеков и счетов о проживании от 12.09.2017 № 4896, от 16.09.2017 № 5031, от 20.09.2017 № 3590 и от 21.09.2017 №№ 5177 и 5191, авансового отчета от 22.09.2017, в период с 12 по 22 сентября 2017 года ФИО2 проживал в гостиницах «<данные изъяты>» в <данные изъяты> и «<данные изъяты>» в <данные изъяты> с оплатой за наличный и безналичный расчет, общая сумма оплаты составляет 319 белорусских рублей.

Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что 12 сентября 2017 года в соответствии с приказом командира войсковой части ФИО2 убыл в Республику Беларусь с целью обеспечения совместного стратегического учения «Запад-2017», где выполнял служебное задание до 22 сентября 2017 года. В указанный период времени ФИО2 понесены расходы по найму жилья в размере 319 белорусских рублей.

Как усматривается из содержания письма УФО от 23.05.2018 № 2469, адресованного командиру войсковой части , авансовые отчеты военнослужащих данной воинской части возвращены без реализации в связи с невозможностью принятия их к учету по причине наличия существенных недостатков. При этом в письме указано, что совместное стратегическое учение «Запад-2017» в силу положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 19.11.2014 № 844дсп является мероприятием, проводимым вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в котором выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время. Суточные расходы и расходы по найму жилого помещения за период участия не выплачиваются.

Данное оспариваемое административным истцом решение УФО, связанное с отказом в возмещении расходов по найму жилого помещения, суд находит необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Статьей 13 Закона установлено, что военнослужащим федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учётом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Согласно ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов российской федерации, федеральных государственных учреждений» Министерству финансов предписано по согласованию с Министерством иностранных дел устанавливать предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения для работников, находящихся в служебных командировках на территориях иностранных государств, исходя из стоимости однокомнатного (одноместного) номера в гостинице среднего разряда.

В соответствии с п.126 Порядка военнослужащим, направленным в служебные командировки на территории иностранных государств, возмещаются расходы по найму жилых помещений в стране пребывания в размерах, устанавливаемых Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Направление в служебные командировки на территории иностранных государств производится в установленном порядке в пределах выделенных органам военного управления, объединениям, соединениям, воинским частям и организациям Вооруженных Сил лимитов денежных средств на оплату служебных командировок. Нормы суточных и возмещения расходов по найму жилых помещений в служебных командировках на территории иностранных государств доводятся до войск (сил) Департаментом финансового планирования Министерства обороны.

Как установлено пунктом 3 приложения № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 03.06.2016 № 323, служебная командировка – это направление личного состава по решению командира воинской части (руководителя органа военного управления) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (органа военного управления), в которой личный состав проходит военную службу (государственную гражданскую службу), работает.

Таким образом, поскольку ФИО2 выполнял служебное задание в период с 12 по 22 сентября 2017 года вне пункта постоянной дислокации войсковой части на территории Республики Беларусь на основании указаний вышестоящего командования и приказа командира войсковой части , при этом бесплатным проживанием не обеспечивался, он имеет право на возмещение расходов, понесенных в связи с наймом жилья.

Основания для отказа в возмещении ФИО2 командировочных расходов, указанные в оспариваемом решении, суд признает несостоятельными, поскольку приказ Министра обороны Российской Федерации от 19.11.2014 № 844дсп не определяет порядок возмещения военнослужащим командировочных расходов по найму жилого помещения на территории иностранного государства и не исключает их возмещение в случае выплаты ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время.

Ссылки административного ответчика на п.125 Порядка, а также на телеграмму заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15.05.2015 № 182/2/2966 и разъяснения Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации от 23.03.2018 № 180/4/1820 являются необоснованными, так как названный пункт Порядка регламентирует оплату служебных командировок на территории Российской Федерации, а телеграмма и разъяснения носят рекомендательный характер.

Доводы административного ответчика об отсутствии законодательно закрепленного порядка возмещения командировочных расходов участникам совместных стратегических учений в период нахождения за пределами Российской Федерации и лимитов бюджетных ассигнований на эти цели, равно как и доводы о ненадлежащем оформлении органами военного управления документов на выезд военнослужащих за пределы Российской Федерации, не могут являться основанием для нарушения или ограничения законных прав и интересов административного истца, гарантированных федеральным законом и вышеприведенными нормативными актами.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что законных оснований для отказа ФИО2 в возмещении расходов по найму жилого помещения не имелось, поэтому оспариваемое решение финансового органа не может быть признано законным и обоснованным.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым и достаточным возложить на УФО обязанность истребовать из войсковой части документы, подтверждающие понесенные ФИО2 расходы по найму жилого помещения в период выполнения служебного задания в Республике Беларусь с 12 по 22 сентября 2017 года, и повторно рассмотреть вопрос о выплате ФИО2 денежных средств в счет возмещения расходов по найму жилого помещения в период выполнения служебного задания в Республике Беларусь с 12 по 22 сентября 2017 года

В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика – УФО в пользу ФИО2 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 174-180, 227-228 КАС РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям», изложенное в письме от 23 мая 2018 года № 2469, об отказе в возмещении ФИО2 расходов по найму жилого помещения в период выполнения служебного задания в Республике Беларусь с 12 по 22 сентября 2017 года.

Обязать федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» истребовать из войсковой части документы, подтверждающие понесенные ФИО2 расходы по найму жилого помещения в период выполнения служебного задания в Республике Беларусь с 12 по 22 сентября 2017 года, и повторно рассмотреть вопрос о выплате ФИО2 денежных средств в счет возмещения расходов по найму жилого помещения в период выполнения служебного задания в Республике Беларусь с 12 по 22 сентября 2017 года.

Установить федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» срок для устранения выявленных судом нарушений, а также срок для сообщения об исполнении решения суда – один месяц со дня вступления его в законную силу, о чем уведомить Псковский гарнизонный военный суд, а также административного истца ФИО2

Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» в пользу ФИО2 судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Псковский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Филиппов