ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-233/19 от 30.04.2019 Горьковского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-233/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Горьковское Омской области 30 апреля 2019 года

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., с участием прокурора Быковой Н.И., при секретаре судебного заседания Кулишовой М.В., представителя административного ответчика Кобзевой О.В., третьего лица ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горьковского муниципального районного суда Омской области об обжаловании бездействия, выразившегося в непринятии мер по определению выкупной стоимости жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Горьковского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горьковского муниципального района Омской области о признании бездействия в непринятии мер по определению выкупной стоимости жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, незаконным, возложении соответствующей обязанности. В обоснование иска указал, что вышеуказанные помещения заключениями межведомственной комиссии Горьковского муниципального района Омской области признаны аварийными и подлежащими сносу, собственникам квартир на основании Постановления о переселении от 03.08.2015 направлены проекты договоров мены, принято решение о изъятии для муниципальных нужд земельные участки, однако проживающие лица игнорируют предложение ответчика о предоставлении жилых помещений, фактически отказались от предложенных жилых помещений. По настоящее время каких - либо мер по определению выкупной стоимости жилых помещений ответчик не принимает, соглашения об изъятии жилых помещений для муниципальных нужны не направляют. Просит признать бездействие администрации муниципального района в непринятии мер по определению выкупной стоимости жилых помещений, незаконным, возложить обязанности на администрацию муниципального района по определению выкупной стоимости жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес> а также направить проекты соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, содержащих предусмотренные ч. 6 ст. 32 ЖК РФ условия.

Помощник прокурора Горьковского муниципального района Омской области Быкова Н.И. исковые требования поддержала в части объекта недвижимости по адресу <адрес>, в оставшейся части требований отказалась в связи с реализацией своего права ФИО6 до вынесения решения по существу.

Представитель административного ответчика Кобзева О.В., действующая по доверенности, в судебном заседании административный иск не признала.

Третьи лица без самостоятельных требований ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, будучи надлежаще уведомленные о дате и времени судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении не просили. В ходе подготовке к судебному заседанию выразили несогласие на заключение соглашений с административным ответчиком о предоставления им другого помещения взамен им принадлежащего.

Третье лицо без самостоятельных требований ФИО6 сообщила суду о желании переехать в предлагаемое администрацией района жилое помещение, для чего решила заключить соответствующее соглашение.

Выслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

На основании ст. 235 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.

Как следует из ч. 2 ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 4 названной статьи собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно ч.ч. 6, 8 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Исходя из ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъясняет, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч. 7 названной статьи при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в ранее приведенным постановлении, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания ч. 5 ст. 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.

В силу п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В судебном заседании установлен и не оспаривается сторонами, что на праве общей долевой собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> принадлежит ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) сделаны соответствующие записи.

На основании заключения межведомственной комиссии Горьковского муниципального района Омской области от 22.10.2009 № 81 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу.

18.11.2010 ФИО3 обратилась к главе Горьковского муниципального района Омской области с заявлением включении названной квартиры в программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, построен многоквартирный жилой дом, общей площадью 104,8 кв.м., который принят в собственность Горьковского муниципального района Омской области.

Во исполнение региональной программы постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от 03.08.2015 № 355 «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда» принято решение о переселении ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4 из аварийного жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 53,1 кв.м.

Также названным постановлением главы района отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Горьковского муниципального района Омской области предписано заключить договоры социального найма и договоры мены в соответствии с составом и правами граждан переселяемых из жилищного фонда, принять меры к списанию жилых помещений.

08.09.2016 ФИО2 направлено уведомление об указанном решении администрации района и требование выселении и сносе объекта недвижимости в срок до 01.03.2017.

Согласно Региональной программе планируемая дата окончания переселения жилого помещения, расположенного в д. Богданово, установлена на 4-ый квартал 2014 года, а дата сноса - на 4-ый квартал 2016 года.

Несмотря на то, что по состоянию на 20.07.2018 граждане в добровольном порядке из аварийного жилого помещения не выселились, органами местного самоуправления Горьковского муниципального района Омской области в нарушение ч.ч. 4, 10 ЖК РФ решение об изъятии объектов недвижимости для муниципальных нужд принято не было, соответствующие уведомления и соглашения собственникам также не направлялись, выкупная стоимость квартиры не определялась.

Вследствие чего 20.07.2018 прокурором района в адрес главы Горьковского муниципального района Омской области вносилось соответствующее представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

В целях устранения выявленных нарушений постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от 31.08.2018 № 246 аварийное жилое помещение, а также земельный участок под ним изъяты для муниципальных нужд, о чем ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО4 направлены соответствующие уведомления.

В декабре 2018 года районной администрацией собственникам квартиры направлены 4 аналогичных по содержанию соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд Горьковского муниципального района Омской области.

Из содержания данных соглашений следует, что гражданам предложено произвести обмен принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимости на построенную по вышеуказанному муниципальному контракту квартиру.

Вместе с тем вопреки требованиям ч.ч. 6, 7 ЖК РФ сведения о размере возмещения за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, о сроках его изъятия названные соглашения не содержат. Ответственными лицами администрации района меры по определению рыночной стоимости квартиры, стоимости общего имущества в доме, а также всех убытков, причиненных собственникам жилого помещения его изъятием, не приняты.

Также проведенная проверка показала, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., принадлежит на праве собственности ФИО6, о чем свидетельствует регистрационная запись ЕГРН от 28.05.2010.

Заключением межведомственной комиссии Горьковского муниципального района Омской области от 22.10.2009 № 83 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

15.11.2010 собственник данной квартиры обратился к главе Горьковского муниципального района Омской области с заявлением о признании жилого помещения аварийным и включении в программу по переселению из ветхого и аварийного жилья.

На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, построен многоквартирный жилой дом, общей площадью 92 кв.м., который принят в собственность Горьковского муниципального района Омской области.

Во исполнение региональной программы постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от 03.08.2015 № 355 «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда» принято решение о переселении ФИО6 из аварийного жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес>, общей площадью 46,3 кв.м., в квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 47,8 кв.м.

В судебное заседание представлено подписанное сторонами соглашение от 30.04.2019 которым ФИО6 и административный ответчик достигли договоренности относительно судьбы части аварийного много квартирного дома, принадлежащее ФИО6, последней передано в собственность равнозначное жилое помещение по вышеуказанному адресу.

В связи с вышеизложенным прокурор от требований, касающихся жилого помещения по адресу: <адрес>, отказался.

Положениями Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом ВС РФ 29.04.2014, разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на получение другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Непринятие мер по определению выкупной стоимости жилых помещений влечет за собой нарушение указанных положений закона, не позволяющих гражданам реализовать свои жилищные права, также препятствует исполнению нормативного документа, предусматривающего изъятие недвижимости для муниципальных нужд длительный период.

Таким образом, администрация Горьковского муниципального района Омской области, приняв меры к расселению граждан из аварийного многоквартирного дома более 3 лет, не принимает меры к определению выкупной стоимости жилых помещений, а также направлению ФИО2, ФИО3, ФИО1 (Казанцевой), ФИО4 проектов соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, содержащие предусмотренные ч. 6 ст. 32 ЖК РФ условия (возмещение за жилые помещения, сроки изъятия), что, в свою очередь, не позволяет реализовать жилищные права граждан.

Суд считает, что прокурор Горьковского района Омской области законно и обоснованно предъявил административный иск в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц к администрации Горьковского муниципального района Омской области с указанными требованиями.

В силу описанных выше обстоятельств настоящего дела и положений указанных норм законодательства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к однозначному выводу о том, что, поскольку бездействие Администрации Горьковского муниципального района Омской области влекут нарушения законодательства в области обеспечения органами местного самоуправления общественной безопасности граждан, грубо нарушает жилищные права граждан, а также противоречит интересам муниципального образования, связанным в изъятием недвижимости в свою пользу, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что ими принимаются меры для предоставления жилого помещения ведутся переговоры о необходимости освобождения жилых помещений и заключения соглашений о получении равнозначной жилой площади, основаны на неверном толковании норма права.

Собственники жилого помещения изъявили нежелание заключать соответствующее соглашение о предоставлении им равнозначного жилого помещения взамен аварийного, в связи с чем, неисполнение обязанности по определению выкупной цены жилого помещения ограничивает выбор способа обеспечения жилищных права указанных лиц, что недопустимо.

Разрешая в соответствии со ст. 114 КАС РФ вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горьковского муниципального района Омской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Горьковского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по определению выкупной стоимости жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию Горьковского муниципального района Омской области принять меры по определению выкупной стоимости жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>; по направлению ФИО2, ФИО3, ФИО1 (Казанцевой), ФИО4 проектов соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, содержащие предусмотренные ч. 6 ст. 32 ЖК РФ условия (возмещение за жилые помещения, сроки изъятия).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционных жалобы или представления через Горьковский районный суд Омской области.

Председательствующий О.В. Блохин

В окончательной форме решение принято 30.04.2019