ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-233/20 от 23.11.2020 Оконешниковского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-233/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Оконешниково 23 ноября 2020г.

Оконешниковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Трофименко А.А., при секретаре судебного заседания Чукановой Т.В., с участием ст. помощника прокурора Гравит Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Оконешниковского района Омской области в интересах Сердюк Н.Н. к Администрации Оконешниковского городского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести капитальный ремонт жилого помещения в части установления инженерных систем водоснабжения и водоотведения в жилом доме,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оконешниковского района Омской области обратился с административным исковым заявлением, в интересах Сердюк Н.Н. к Администрации Оконешниковского городского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести капитальный ремонт жилого помещения в части установления инженерных систем водоснабжения и водоотведения в жилом доме, указав в обоснование заявления, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности администрации Оконешниковского городского поселения Оконешниковского муниципального район, в ходе которой установлено, что ..., расположенная по адресу: р...., принадлежит на праве собственности администрации Оконешниковского городского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области.

Указанная квартира предоставлена по договору социального найма жилого помещения от <дата обезличена> Сердюк Н.Н..

Фактически в настоящее время в указанной квартире проживают Сердюк Н.Н., ФИО5

Из объяснения Сердюк Н.Н. следует, что при передаче указанной квартиры, а также в настоящий момент централизованное водоснабжение и водоотведение в квартире отсутствует полностью. Вода, необходимая для бытовых нужд, приобретается нанимателем самостоятельно либо путем сбора талой воды, жидкие бытовые отходы выносятся Сердюк Н.Н. самостоятельно в выгребную яму, расположенную на улице.

Просил: признать бездействие администрации Оконешниковского городского поселения Оконешниковского муниципального района по непроведению капитального ремонта ..., расположенной по адресу: р.... части установления инженерных систем водоснабжения и водоотведения, незаконным. Обязать администрацию Оконешниковского городского поселения Оконешниковского муниципального района провести капитальный ремонт ..., расположенной по адресу: р.... части установления инженерных систем водоснабжения и водоотведения.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Гравит Е.Ю. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика - Администрации Оконешниковского городского поселения Авдеева О.В., просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что с требованиями прокурора согласны.

Заинтересованное лицо, Сердюк Н.Н., в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежаще.

Выслушав ст. пом. прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч.1 ст.672 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Из положений ст.ст.673 и 676 ГК РФ следует, что предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, при этом наймодатель обязан осуществить надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (ст.681 ГК РФ).

В соответствии с ч.4 ст.30 ЖК РФ обязанность по поддержанию жилого помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдению прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, возложена на собственников жилых помещений.

Согласно ст.65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Как следует из ч.2 ст.66 ЖК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

Согласно п.5 ч.1 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон №185-ФЗ) предусмотрено, что в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства за счет средств Фонда предоставляется финансовая поддержка субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

Статьей 2 Федерального закона №185-ФЗ определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Часть 3 статьи 15 Федерального закона №185-ФЗ содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- водоснабжения, водоотведения; ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа; ремонт фундаментов многоквартирных домов.

Согласно приложению №8 к постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, включены ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров; замена внутриквартальных инженерных сетей; ремонт встроенных помещений в зданиях.

Согласно п.3.8 Общих положений по определению стоимости строительства МДС 81-35.2004, утвержденному постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 №15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износами разрушением на более долговечные и экономические, улучшающие их эксплуатационные показатели.

Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В судебном заседании установлено, что ..., расположенная по адресу: р...., принадлежит по праву собственности администрации Оконешниковского городского поселения Оконешниковского муниципального района ....

Указанная квартира предоставлена по договору социального найма жилого помещения от <дата обезличена> Сердюк Н.Н..

Фактически в настоящее время в указанной квартире проживают Сердюк Н.Н., ФИО5.

Из пояснений Сердюк Н.Н. прокурору следует, что при передаче указанной квартиры, а также в настоящий момент централизованное водоснабжение и водоотведение в квартире отсутствует полностью. Вода, необходимая для бытовых нужд, приобретается нанимателем самостоятельно либо путем сбора талой воды, жидкие бытовые отходы выносятся Сердюк Н.Н. самостоятельно в выгребную яму, расположенную на улице.

Объяснением главы Оконешниковского городского поселения Авдеевой О.В. подтверждается, что квартира передана нанимателю при отсутствии системы водоснабжения и водоотведения.

Актом обследования жилого помещения, используемого Сердюк Н.Н. на основании договора социального найма, от 08.10.2020 подтверждается, что централизованное водоснабжение и водоотведение в квартире отсутствуют.

04.09.2020 прокуратурой района в адрес главы Оконешниковского городского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого мер к устранению вышеуказанных нарушений не предпринято.

Информацией Регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов от 02.09.2020 подтверждается отсутствие у администрации Оконешниковского городского поселения задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за жилое помещение, расположенное по адресу: р......

Таким образом, бездействие администрации Оконешниковского городского поселения, выразившееся в непроведении капитального ремонта, существенно нарушает жилищные права нанимателя Сердюк Н.Н., гарантированные Конституцией РФ.

Согласно ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Предъявление настоящего заявления обусловлено необходимостью устранения нарушений жилищного законодательства в деятельности администрации Оконешниковского городского поселения, а также защиты жилищных прав нанимателя по договору социального найма.

Кроме того, согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Вместе с тем, в силу ст. 333.36 НК РФ, суд полагает обоснованным ответчика от взыскания государственной пошлины в госдоход освободить, исходя из имущественного положения ответчика, его организационно-правовой формы.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные прокурором Оконешниковского района требования – удовлетворить.

Признать бездействие администрации Оконешниковского городского поселения Оконешниковского муниципального района по непроведению капитального ремонта ..., расположенной по адресу: р.... части установления инженерных систем водоснабжения и водоотведения, незаконным.

Обязать администрацию Оконешниковского городского поселения Оконешниковского муниципального района провести капитальный ремонт ..., расположенной по адресу: р.... части установления инженерных систем водоснабжения и водоотведения.

От судебных издержек в виде оплаты госпошлины административного ответчика - освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд, через Оконешниковский районный суд, в течение одного месяца.

Судья _____________ А.А. Трофименко