ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-233/2016 от 05.08.2016 Рамешковского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-233/2016 год

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Рамешки 05 августа 2016 года

Рамешковский районный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Марковой В.В.,

при секретаре Романовой В.Н.,

с участием помощника прокурора Рамешковского района Тверской области Савельева К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рамешковского района Тверской области в защиту неопределенного круга лиц, Министерства промышленности и информационных технологий Тверской области к администрации сельского поселения Некрасово Рамешковского района Тверской области об обязании в течении 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу сформировать и внести в государственную информационную систему Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» сведения о предоставляемых муниципальных услугах в полном объеме,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Рамешковского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, Министерства промышленности и информационных технологий Тверской области к администрации сельского поселения Некрасово Рамешковского района Тверской области об обязании сформировать и представить в Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области сведения о предоставляемых муниципальных услугах для последующего размещения в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций).

В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Рамешковского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности в части обеспечения доступа к предоставлению муниципальных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, закрепленных в п. 4 и п. 6 ст. 4 Закона, являются открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Пунктом 2 ст. 5 Закона предусмотрено право заявителя на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. В свою очередь, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона).

Как следует из п. 7 ст. 2, ч. 1 ст. 21 Закона Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Согласно подп. «а», «б» п. 1 Положения о Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861,. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг ( функций)» обеспечивает доступ физических лиц и организаций к сведениям о государственных и муниципальных услугах, функциях по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, содержащимся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» предоставление заявителям в электронной форме государственных и муниципальных. услуг, а также предоставление таких услуг учреждениями (организациями).

В соответствии с подп. «в» п. 2, подп. «а» п. 5 Положения о Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861, федеральный реестр состоит, в том числе из реестра муниципальных услуг(функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления, содержащего сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления.

На основании п. 7 Положения о федеральном реестре формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в федеральном реестре осуществляют, в том числе, органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции), на основании административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций) и стандартов предоставления муниципальных услуг.

В силу п.п. 15, 18, 20 Правил ведения Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который наделяется полномочиями по формированию, проверке и размещению в федеральном реестре сведений, указанных в п.п. 4 и 5 Положения о федеральном реестре, а также осуществляет ведение разделов «Б» и «В» федерального реестра (реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления).

Согласно постановлению Правительства Тверской области от 10 июля 2013 года № 313-пп «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и информационных технологий Тверской области» уполномоченным на ведение реестра органом является Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области.

Проведенной проверкой установлено, что постановлением администрации сельского поселения Некрасово Рамешковского района от 25 апреля 2016 года № 42-па утвержден реестр муниципальных услуг сельского поселения Некрасово Рамешковского района Тверской области, содержащий перечень предоставляемых администрацией сельского поселения Некрасово муниципальных услуг. Постановлением от 17 мая 2016 года № 58-па в указанный реестр внесены изменения.

Вместе с тем, соответствующие сведения о предоставляемых муниципальных услугах администрацией сельского поселения не сформированы, для размещения в федеральном реестре в Министерство не представлены. Как следствие, на портале государственных услуг Российской Федерации httрs://www.gоsuslugi.ru и версии портала httрs://bеtа.gоsuslugi.ru сведения о предоставляемых администрацией сельского поселения Некрасово муниципальных услугах отсутствуют.

Непринятие мер к размещению информации о муниципальных услугах влечет за собой нарушение установленных принципов их предоставления, в том числе в электронной форме, и получение информации о них неопределенным кругом лиц, включая субъектов предпринимательской деятельности, претендующих на получение муниципальных услуг для развития хозяйственной деятельности, что является нарушением их прав и законных интересов.

Просил обязать администрацию сельского поселения Некрасово Рамешковского района в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу сформировать и представить в Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области сведения о предоставляемых муниципальных услугах для последующего размещения в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций).

Административным истцом Министерством промышленности и информационных технологий Тверской области, представлено заявление об уточнении административных исковых требований, согласно которому в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 06 июня 2011 года № 250-па «О государственных информационных системах Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области является оператором государственных информационных систем Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» (далее также - региональный Реестр) и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области».

Сведения о муниципальных услугах формируются и вносятся в региональный Реестр ответственными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, предоставляющих муниципальные услуги, путем заполнения электронных форм регионального Реестра с использованием программно-технических средств.

Министерство осуществляет проверку и размещение сведений о муниципальных услугах в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Сводный реестр), ведение которого осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерством экономического развития Российской Федерации). Информация из Сводного реестра, после про верки ее уполномоченным органом, отображается в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В связи с вышеизложенным и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 45, статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Министерство ходатайствует об уточнении административных исковых требований путем изложения их в следующей формулировке: «обязать администрацию сельского поселения Некрасово Рамешковского района Тверской области в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу внести в государственную информационную систему Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» сведения о предоставляемых муниципальных услугах».

Прокурором Рамешковского района Тверской области представлено заявление об уточнении административных исковых требований, согласно которому прокуратура Рамешковского района 28 июня 2016 года обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Некрасово Рамешковского района о возложении обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу сформировать и представить в Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области сведения о предоставляемых муниципальных услугах для последующего размещения. в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций).

В связи с ходатайством административного истца Министерства промышленности и информационных технологий Тверской области в настоящее время возникла необходимость в уточнении административных исковых требований.

В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861, формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в федеральном Реестре осуществляют, в том числе, органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции), на основании административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций) и стандартов предоставления муниципальных услуг.

Порядок формирования таких сведений и предоставления их для размещения в Федеральном реестре в силу требований Правил ведения Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 24 октября 2011 года № 861, определяются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Так, согласно п. 8 Положения о государственных информационных системах Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области», утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 06.06.2011 № 250-па, сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях) и услугах государственных и муниципальных учреждений формируются и вносятся в Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области ответственными лицами исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, предоставляющих (исполняющих) государственные и муниципальные услуги (функции), путем заполнения электронных форм регионального Реестра с использованием программно-технических средств.

На основании п. 14 Положения по результатам проверки внесенных сведений ответственное лицо уполномоченного органа исполнительной власти Тверской области размещает сведения о государственных (муниципальных) услугах (функциях) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), ведение которого осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, для размещения сведений в федеральном Реестре органы местного самоуправления самостоятельно формируют и вносят в региональный Реестр сведения о предоставляемых муниципальных услугах (функциях).

Просил обязать администрацию сельского поселения Некрасово Рамешковского района в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу сформировать и внести в государственную информационную систему Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» сведения о предоставляемых муниципальных услугах в полном объеме.

Административный истец Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание на явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Помощник прокурора Рамешковского района Тверской области Савельев К.А. административные исковые требования с учетом уточнений поддержал полностью.

Административный ответчик администрация сельского поселения Некрасово Рамешковского района Тверской области о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела без участия администрации.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные системы включают в себя в том числе муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления.

В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона т 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; изъятие из предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа; создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией; учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных имуниципальныхуслугв электронной форме означает предоставление государственных имуниципальныхуслугс использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных имуниципальных услуги (или) региональных порталов государственных имуниципальныхуслуг.

Пункт 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Частью 3 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях ведения соответственно реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации и реестра муниципальных услуг в электронной форме вправе создавать региональные информационные системы и муниципальные информационные системы.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Тверской области от 26.07.2010 года № 64-ЗО «О государственных информационных системах Тверской области» порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу п. б, г ст. 11 Постановления администрации Тверской области от 06.06.2011 года № 250-па О государственных информационных системах Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в том числе: определить лиц, ответственных за внесение сведений о муниципальных услугах (функциях) и услугах муниципальных учреждений в региональный Реестр (далее - ответственные лица), и представить соответствующие сведения в Министерство промышленности и информационных технологий Тверской области; осуществлять контроль за внесением ответственными лицами сведений о муниципальных услугах (функциях) и услугах муниципальных учреждений в региональный Реестр.

Согласно п. 3 Положения о государственных информационных системах Тверской области "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области" и "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области", утвержденных постановлением администрации Тверской области от 06.06.2011 года № 250-па О государственных информационных системах Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» Региональный Реестр – это государственная информационная система Тверской области, содержащая регулярно обновляемые сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и о муниципальных функциях по осуществлению контроля, выполняемых органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.

Пунктом 8 указанного Положения закреплено, что сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях) и услугах государственных и муниципальных учреждений формируются и вносятся в региональный Реестр ответственными лицами исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, предоставляющих (исполняющих) государственные и муниципальные услуги (функции) и (или) имеющих подведомственные учреждения, предоставляющие услуги, подлежащие предоставлению в электронной форме, на основании государственного (муниципального) задания (заказа), выполняемого за счет средств областного бюджета Тверской области (за счет средств бюджетов муниципальных образований Тверской области), путем заполнения электронных форм регионального Реестра с использованием программно-технических средств.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст. 2 Устава муниципального образования сельское поселение Некрасово – муниципальное образование в пределах которого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами Тверской области и настоящим Уставом осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет, органы местного самоуправления .... Согласно ст. 32 Устава исполнительно-распорядительным органом поселения является администрация сельского поселения Некрасово Рамешковского района Тверской области.

Администрацией сельского поселения Некрасово Рамешковского района Тверской области 29 декабря 2012 года вынесено постановление № 58-па «Об утверждении Реестра муниципальных услуг сельского поселения Некрасово Рамешковского района Тверской области» .... 11 декабря 2013 года, 25 августа 2014 года, 05 апреля 2016 года, 17 мая 2016 года постановлениями администрации сельского поселения Некрасово Рамешковского района Тверской области №№ 12-пг, 38-па, 42-па, 58-па внесены изменения и дополнения в Реестр услуг, утвержденных постановлением от 29 декабря 2012 года № 65 .... Таким образом, данными постановлениями сформирован и определен перечень муниципальных услуг, предоставляемых муниципальным образованием ....

При проведении прокуратурой Рамешковского района Тверской области проверки исполнения законодательства о защите субъектов предпринимательской деятельности в части обеспечения доступа к предоставлению муниципальных услуг установлено, что соответствующие сведения не внесены в государственную информационную систему Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области», что не оспаривалось административным ответчиком.

Судом установлено, что в реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области сведения о муниципальных услугах, предоставляемых сельским поселением Некрасово Рамешковского района Тверской области, в определенном реестрами объеме отсутствуют ....

Таким образом, выявленные в ходе судебного заседания нарушения, допущенные администрацией сельского поселения Некрасово Рамешковского района Тверской области, дают суду основание сделать вывод о том, что бездействия администрации вобластиобеспечения предоставления муниципальныхуслугв электронной форме, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Учитывая, что обязанность по устранению указанных нарушений законодательства лежит на муниципальном образовании, суд считает необходимым обязать администрацию сельского поселения Некрасово Рамешковского района устранить данные нарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Рамешковского района Тверской области, Министерства промышленности и информационных технологий Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Некрасово Рамешковского района Тверской области об обязании в течении 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу сформировать и внести в государственную информационную систему Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» сведения о предоставляемых муниципальных услугах в полном объеме удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Некрасово Рамешковского района Тверской области в течении 10 рабочих дней со момента вступления решения суда в законную силу сформировать и внести в государственную информационную систему Тверской области «Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области» сведения о предоставляемых муниципальных услугах в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись

Решение в законную силу не вступило.