ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-233/2021 от 02.02.2021 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело (УИД) (номер обезличен)RS0(номер обезличен)-09

производство (номер обезличен)а-233/2021 (2а-2686/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2021 года (адрес обезличен)

Заводской районный суд (адрес обезличен) в составе председательствующего судьи Перепелицы М.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

с участием представителя административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу ФИО1, действующей на основании доверенности от (дата обезличена), представителя административного ответчика ФИО3 - ФИО2, действующего на основании доверенности от (дата обезличена),

рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда (адрес обезличен) административное дело по административному исковому заявлениюИнспекции Федеральной налоговой службы России по (адрес обезличен) к ФИО3 о взыскании пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция федеральной налоговой службы России по городу Орлу (далее – ИФНС России по (адрес обезличен), Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 (далее – ФИО3) о взыскании пени.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО3(дата обезличена) налоговым органом был доначислен налог в размере 46 250 руб. ФИО3 в установленный законом срок не оплачен налог на доходы физических лиц за 2012 год. Учитывая нарушение срока погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2012 год, ФИО3 за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) начислены пени в сумме 29 815, 35 руб. в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие общий срок давности выявления недоимки по пени. В адрес налогоплательщика по состоянию на (дата обезличена) было выставлено требование (номер обезличен) об уплате пени по НДФЛ в размере 29 815,35 руб., со сроком уплаты до (дата обезличена), которое в установленный срок исполнено не было. В связи с неисполнением требования в установленный срок ИФНС России по (адрес обезличен) обратилась в мировой суд судебного участка № (адрес обезличен), с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО3(дата обезличена) был выдан судебный приказ (номер обезличен)а-1347/2020, который определением от (дата обезличена) был отменен. На основании изложенного, просила суд взыскать с ФИО3 пени, начисленные на недоимку по НДФЛ за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 29 815,35 руб.

Представитель административного истца ИФНС по (адрес обезличен)ФИО1, действующая на основании доверенности от (дата обезличена),в судебном заседании поддержала административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие общий срок давности выявления недоимки по пени. Кроме того, указала, что в административном исковом заявлении неверно указан год образования задолженности, так с ФИО3 просят взыскать пени, начисленные на недоимку по НДФЛ за 2011 год. Доказательства обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по НДФЛ за 2011 год после отмены судебного приказа у налогового органа отсутствуют.

Административный ответчик ФИО3 о дате и времени судебного заседания надлежащим образом уведомлена, о причине неявки суду не сообщила.

Представитель административного ответчика ФИО3ФИО2 действующий на основании доверенности от (дата обезличена), в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований налогового органа, в представленных возражениях на административное исковое заявление указал, что суммы, заявленные административным истцом ко взысканию, не могут быть достоверно установлены, так как отсутствуют документы, подтверждающие основания возникновения задолженности и расчет заявленных истцом сумм. Представленный в материалы дела расчет сумм пени, включенной в требование, по уплате (номер обезличен) от (дата обезличена) не может быть принят во внимание, в связи с отсутствием указаний на документы, на которых административный истец основывает свои требования, не указаны ни размер пени, ни сумма с которой она начисляется. При таких обстоятельствах заявленные административным истцом требования ничем не обоснованы и не доказаны, вследствие чего исковые заявления по административному делу (номер обезличен)а-233/2021 не подлежат удовлетворению. Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. В Постановлении от (дата обезличена) N20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате. Из представленных в материалы дела документов следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился в апреле 2020 года, судебный приказ (номер обезличен)а-1347/2020 отменен (дата обезличена). Конституционный Суд РФ в определении от (дата обезличена)(номер обезличен)-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться. Задолженность по сведениям административного истца по налоговым обязательствам, у административного ответчика образовалась в 2012 году, таким образом, административный истец пропустил срок взыскания налога и пени. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований. На основании вышеизложенного просил в удовлетворении административного иска ИФНС по (адрес обезличен) к ФИО3, пени, начисленные на недоимку по НДФЛ за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 29 815,35 руб. отказать в полном объеме.

На основании положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд слушает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

На основании пункта 3 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

В соответствии с частью 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие доходы, с которых не был удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми днейс даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно пункта 3 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В соответствии с частью 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункта 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из представленных материалов дела следует, что (дата обезличена)ФИО3 был начислен налог в размере 46 250 руб.

Как следует из адресной справки от (дата обезличена), представленной УМВД России по Орловской области, ФИО3 зарегистрирована по месту жительства с (дата обезличена) по адресу: (адрес обезличен).

Налоговым органом было выявлено, что в установленный законом срок ФИО3 налог на доходы физических лиц за 2011 год не был оплачен, в бюджет указанная сумма задолженности не поступила, налоговым органом были начислены пени по налогу на доходы физических лиц за 2011год (ОКТМО 54701000) за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 29 815,35 руб.

В связи с тем, что административный ответчик ФИО3 в установленный срок налоги не оплатила, ИФНС России по (адрес обезличен) было направлено требование (номер обезличен) об уплате налогов и пени по состоянию на (дата обезличена), о необходимости уплаты пени за несвоевременность уплаты налога на доходы физических лиц за 2011 год за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 29 815,53 руб., со сроком уплаты до (дата обезличена).

Указанное требование было направлено по месту регистрации ФИО3(дата обезличена) по адресу: г.Орёл, (адрес обезличен), что подтверждается списком заказной корреспонденции (номер обезличен).

В добровольном порядке требования налогового органа ФИО3 не исполнила.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

По заявлению административного истца (дата обезличена) мировым судьей судебного участка №(адрес обезличен) был вынесен судебный приказ 2а-1347/2020 о взыскании с ФИО3 пени в размере 29 815,35 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №(адрес обезличен) от (дата обезличена) судебный приказ (номер обезличен)а-1347/2020 от (дата обезличена) о взыскании с ФИО3 пени в размере 29 815,35 руб. был отменен в связи с поступившими возражениями от ФИО3

Как следует из ответа мирового судьи судебного участка №(адрес обезличен) от (дата обезличена) в производстве мирового судьи не находится дело в отношении ФИО3 о взыскании налоговой задолженности на сумму 46 250 руб. (по требованию налогового органа (номер обезличен) от (дата обезличена)). В производстве мирового судьи находилось дела в отношении ФИО3 о взыскании налоговой задолженности на сумму 29 815,35 руб.

Из ответа и.о. мирового судьи судебного участка № (адрес обезличен)ФИО6 от (дата обезличена) следует, что мировым судьёй судебного участка № (адрес обезличен) в отношении ФИО3 судебные приказы не выносились.

Согласно ответа начальника отделения – старшего судебного пристава Заводского РОСП УФССП России по Орловской области ФИО7 следует, что в отношении ФИО3 в пользу ИФНС по (адрес обезличен) о взыскании налоговой задолженности исполнительное производство на исполнении отсутствует.

Пени могут быть взысканы в порядке, установленном ст. ст.46,47,48 НК РФ (п. 6 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме

Конституционный Суд РФ в Определении от (дата обезличена)(номер обезличен)-О отметил, что принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи48 НК РФ). С учетом изложенного, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ (п. 57 Постановления от (дата обезличена) N 57) пени взыскиваются, только если инспекция своевременно приняла меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени не допустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

Как следует из представленной представителем ответчика в материалы дела копии определения и.о. мирового судьи судебного участка № (адрес обезличен) от (дата обезличена) судебный приказ о взыскании с ФИО3 задолженности по НДФЛ за 2011 год в сумме 56 548,33 руб., в том числе 46 250 руб., пени 1 048,33, штрафов 9 250 руб., государственной пошлины в размере 948,22 руб. от (дата обезличена) был отменен по заявлению ФИО3(дата обезличена).

Из пояснений представителя административного истца, данных в ходе рассмотрения дела, следует, доказательства обращения с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО3 задолженности по НДФЛ за 2011 год после отмены судебного приказа (номер обезличен) от (дата обезличена) у налогового органа отсутствуют.

Таким образом, из материалов дела следует, что заявленные ко взысканию пени, начислены на недоимку по НДФЛ за 2011 год, при этом, налоговым органом доказательств взыскания недоимки по НДФЛ за указанный период, на которую произведено начисление пени, не представлено, как и не представлено доказательств того, что право на их взыскание не утрачено.

В связи с этим, основания для взыскания с административного ответчика ФИО3 заявленной в настоящем административном иске суммы пени, начисленной на недоимку по НДФЛ за 2011 год в размере 29 815,35 руб. отсутствуют.

Кроме того, из материалов дела и представленных доказательств следует, что право на взыскание суммы налога на доходы физических лиц за 2011 год, на которую начислены пени, налоговым органом утрачено. В связи с этим, отсутствуют и основания для начисления административному ответчику и взыскания с него заявленной суммы пени.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по (адрес обезличен) к ФИО3 о взыскании пени начисленные на недоимку по НДФЛ за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 29 815, 35 руб. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по (адрес обезличен) к ФИО3 о взыскании пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд (адрес обезличен) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено (дата обезличена).

Судья М.В. Перепелица