ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-233/2021 от 27.12.2021 Чаа-хольского районного суда (Республика Тыва)

Административное дело № 2а-233/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Чаа-Холь 27 декабря 2021 года

Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Байыр-оол А.Е., с участием административного истца – помощника прокурора Чаа-Хольского района РТ Кендиван Б.В., представителя административного ответчика Ховалыга А.П., в открытом судебном заседании рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва к Администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва по созданию на территории Чаа-Хольского района маневренного жилищного фонда для временного проживания граждан, и об обязании администрации Чаа-Хольского района создать на территории Чаа-Хольского района маневренный жилищный фонд для временного проживания граждан,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва о о признании незаконным бездействия администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва по созданию на территории Чаа-хольского района маневренного жилищного фонда для временного проживания граждан, и об обязании администрации Чаа-Хольского района создать на территории Чаа-Хольского района маневренный жилищный фонд для временного проживания граждан, указывая на то, что прокуратурой Чаа-Хольского района проведена проверка соблюдения администрацией Чаа-Хольского района жилищного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из названного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В соответствии с пунктами 6, 7, 8, 9 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. При этом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Согласно п. 1 и п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. В муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный: для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся муниципальные жилые помещения; для граждан, несостоятельных должников, утративших жилые помещения, полученные за счет кредитов или целевых займов и заложенные в их обеспечение, если на момент обращения у них нет другого жилья; для граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Непригодность жилых домов для проживания является следствием естественного износа, природных условий, бесхозяйственного содержания дома. Признание жилых помещений непригодными для проживания находится в компетенции органа местного самоуправления в отношении муниципального жилищного фонда (п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ). Также к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона № 131). Порядок организации и проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) межмуниципального и регионального характера на территории Республики Тыва определяет Положение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, утвержденное постановлением Правительства Республики Тыва от 15.05.2020 № 212 (далее - Положение). В соответствии с п. 1.4 Положения эвакуационные мероприятия включают: эвакуацию (отселение) населения при ЧС, жизнеобеспечение населения в ЧС, эвакуацию материальных и культурных ценностей. К эвакуационным органам, создаваемым заблаговременно, относятся в том числе пункты временного размещения населения (далее - ПВР). В соответствии с п. 2.5 ПВР создаются для организации приема и временного (не более 1 - 3 суток) размещения эвакуируемого (отселяемого) из возможных зон ЧС населения с дальнейшим размещением в жилых помещениях маневренного фонда в муниципальном образовании Республики Тыва. По результатам ранее проведенной проверки установлено, что администрацией района выявлены нарушения при соблюдении требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, принятые меры для обеспечения безопасности граждан в случае подтопления жилого сектора были недостаточными при отсутствии маневренного жилищного фонда. Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории муниципального образования маневренного фонда для временного проживания граждан. В ходе настоящей проверки установлено, что в нарушение требований ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 14 Жилищного кодекса РФ на территории Чаа-Хольского района жилые помещения маневренного фонда отсутствует, органами местного самоуправления полномочия по строительству и содержания маневренного жилищного фонда не реализуются. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст.ст. 39, 124, 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит признать незаконным бездействия администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва по созданию на территории Чаа-хольского района маневренного жилищного фонда для временного проживания граждан, и обязать администрацию Чаа-Хольского района создать на территории Чаа-Хольского района маневренный жилищный фонд для временного проживания граждан.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Чаа-Хольского района РТ Кендиван Б.Ш. административное исковое заявление по указанным в нем основаниям поддержала полностью и просила установить срок для исполнения требований на 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» Ховалыг А.П. по административным исковым требованиям не возражал.

В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

24 мая 2021 года в адрес председателя администрации Чаа-Хольского района Республик Тыва Баз-оола Р.К. прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Из ответа председателя администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва Баз-оола Р.К. от 24 июня 2021 года на представление прокурора от 24 мая 2021 года следует, что администрацией Чаа-Хольского кожууна ведутся работы для устранения указанных в представлении прокуратуры нарушений. Изыскиваются средства для обеспечения количества коек-мест в ПВР в соответствии с требованиями. При выполнении данной работы в прокуратуру Чаа-Хольского района будет направлена дополнительная информация. В результате рассмотрения данного представления наложено дисциплинарное взыскание на специалиста ГО и ЧС администрации Чаа-Хольского кожууна.

Распоряжением и.о. председателя администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва С.С. Ондар от 24 июня 2021 года специалисту ГО и ЧС администрации Чаа-Хольского кожууна Седену К.А. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

17 ноября 2021 года прокурором района Монгуш С.Ю. в адрес председателя администрации Чаа-Хольского района Баз-оола Р.К. направлено требование о предоставлении в срок до 19 ноября 2021 года информацию и документы о том, имеется ли на территории Чаа-Холького района жилые помещения маневренного жилищного фонда, реализуются ли полномочия по организации строительства и содержания маневренного жилищного фонда, списки граждан, обеспеченных жилыми помещениями маневренного жилого фонда.

Из ответа на требование прокурора от 17.11.2021 года следует, что на территории Чаа-Хольского района жилые помещения маневренного жилого фонда не имеются, полномочия по организации строительства и содержания маневренного жилищного фонда не реализуются, граждан, обеспеченных жилыми помещениями маневренного жилищного фонда, не имеются.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ по данной категории дел установлен трехмесячный срок обращения в суд со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.5 ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В соответствии с ч.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку бездействие администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва является длящимся и не связано с моментом принятия мер реагирования со стороны прокуратуры Чаа-Хольского района Республики Тыва, и оно не было прекращено ни на момент предъявления иска, ни на момент рассмотрения дела судом, срок обращения в суд с административным иском суд считает соблюденным.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Исходя из положений пунктов 6, 7, 8, 9 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно пунктов 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Таким образом, доводы административного искового заявления нашли свое подтверждение представленными суду доказательствами, а также основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению, поскольку указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального района создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в поселках и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения. Также отсутствие маневренного жилого фонда (в том числе и по причине незавершенной процедуры оформления), нарушает конституционные права граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (в связи с утратой жилых помещений вследствие чрезвычайных ситуаций, при проведении капитального ремонта занимаемых гражданами жилых помещений, в случае утраты жилого помещения и по другим основаниям).

В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ Администрация Чаа-Хольского района Республики Тыва освобождена от уплаты государственной полшины.

Суд считает, что срок, на который представитель истца просит устранить нарушения законодательства в сфере жилищного законодательства, то есть в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, является достаточным. В этой связи, доводы представителя административного ответчика об увеличении указанного срока, являются необоснованными.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: сведения о необходимости сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва по созданию на территории Чаа-Хольского района маневренного жилищного фонда для временного проживания граждан незаконным, и обязать в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда создать на территории Чаа-Хольского района маневренный жилищный фонд для временного проживания граждан.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, обязать Администрацию Чаа-Хольского района Республики Тыва сообщить об исполнении решения суда в Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва и прокурору Чаа-Хольского района Республики Тыва по истечении 1 (один) года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2021 года.

Председательствующий Монгуш К.К.