ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2340(2021 от 17.05.2021 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0005-01-2021-002242-55

Дело № 2а-2340(2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 17 мая 2021 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Паньковой И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Кузнецовой М.Е.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Мотовилихинского района г. Перми Выголовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению Прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, в качестве запрещенной к распространению в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Мотовилихинского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, указывая, что в ходе проведенной проверки установлены факты размещения в сети Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Так, на Интернет-сайтах, расположенных по адресам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> информация о свободной продаже ядовитых и сильнодействующих веществ, в том числе дистанционным способом. На данных сайтах предоставлена информация о веществах, включенных в список сильнодействующих и ядовитых веществ, описание их действия на организм, описание внешнего вида, способах употребления, аналогах. Каждая товарная позиция имеет стоимость, вес вещества в нетто. На сайтах осуществляется функционирование электронной корзины для оформления и оплаты товаров, их последующего отправки и получения покупателем.

Таким образом, беспрепятственный доступ к вышеуказанным Интернет сайтам способствует незаконному обороту ядовитых и сильнодействующих веществ, что в свою очередь влечет совершение правонарушений и уголовнонаказуемых деяний. Также указанная информация может причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних. В связи с этим, распространение в сети Интернет информации, содержащей сведения о дистанционной продаже ядовитых и сильнодействующих веществ, их доставке покупателю недопустимо.

В целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов прав граждан и несовершеннолетних, и во исполнение действующего законодательства доступ к вышеуказанным сайтам следует ограничить.

В настоящее время к указанным сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, незаконную на территории Российской Федерации, доступ не ограничен, что наносит значительный ущерб публичным и частным интересам, нарушает права неограниченного круга лиц, на защиту от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Прокурор Мотовилихинского района г.Перми просит признать информацию о свободной продаже сильнодействующих веществ, в том числе дистанционным способом, содержащуюся в сети Интернет на сайтах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

не поддержала, производство по делу в этой части иска просила прекратить, в остальной части на иске настаивала.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Пермскому краю просил рассматривать дело в его отсутствие, в письменном отзыве указали, что административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с требованиями статей главы 27.1 КАС РФ выделены в отдельное производство.

Статьей 265.2 КАС РФ определены требования к административному исковому заявлению о признании информации запрещенной и документам, прилагаемым к данному заявлению.

В исковом заявлении в нарушение и. 5 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ не указаны сведения о соблюдении досудебного порядка признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в случае, если такой порядок установлен законом.

Между тем, заявленные информационные ресурсы в сети «Интернет» содержат признаки распространения информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, и (или) информации, содержащей предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, лицами, не имеющими лицензии и разрешения на осуществление такой деятельности, если получение лицензии и разрешения предусмотрено законодательством об обращении лекарственных средств.

В соответствии с п. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и п. 5 «Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, основанием для принятия мер по ограничению доступа к указанным ресурсам и включению сетевого адреса в единый реестр является решение уполномоченного органа исполнительной власти, а именно Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Должностным лицом Управления Роскомнадзора по Пермскому краю 26.04.2021 заполнена форма электронного обращения, размещенная на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет» <данные изъяты> в разделе «Прием обращений», в отношении интернет-ресурсов:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

для рассмотрения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения вопроса о наличии или отсутствии оснований для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» в Единый реестр и принятия дальнейших мер, направленных на ограничение доступа к содержащейся на них информации.

Управлением Роскомнадзора по Пермскому краю 26/04/2021 проведена проверка на сети оператора связи ПАО «Ростелеком» доступности заявленной информации, размещенной на указанных информационных ресурсах, в ходе которой установлено:

- к информации, размещенной на интернет-ресурсе <данные изъяты> доступ ограничен, в связи с внесением в Единый реестр запрещенной информации на основании решения Росздравнадзора -ПЛ от 24.03.2021;

- к информации, размещенной на интернет-ресурсе <данные изъяты> доступ ограничен, в связи с внесением в Единый реестр запрещенной информации на основании решения Росздравнадзора -ПЛ от 24.03.2021;

- к информации, размещенной на интернет-ресурсе <данные изъяты> доступ ограничен, в связи с внесением в Единый реестр запрещенной информации на основании решения Росздравнадзора -ПЛ от 24.03.2021;

- к информации, размещенной на интернет-ресурсе <данные изъяты> доступ ограничен, в связи с внесением в Единый реестр запрещенной информации на основании решения Росздравнадзора -ПЛ от 19.03.2021;

- к информации, размещенной на интернет-ресурсе <данные изъяты> доступ ограничен, в связи с внесением в Единый реестр запрещенной информации на основании решения Росздравнадзора -ПЛ от 19.03.2021;

- к информации, размещенной на интернет-ресурсе

<данные изъяты> доступ ограничен, в связи с внесением в Единый реестр запрещенной информации на основании решения Росздравнадзора -ПЛ от 19.03.2021;

- к информации, размещенной на интернет-ресурсе

<данные изъяты> доступ ограничен, в связи с внесением в Единый реестр запрещенной информации на основании решения Росздравнадзора -ПЛ от 31.03.2021;

- к информации, размещенной на интернет-ресурсе

<данные изъяты> доступ ограничен, в связи с внесением в Единый реестр запрещенной информации на основании решения Росздравнадзора -ПЛ от 31.03.2021;

- к информации, размещенной на интернет-ресурсе

<данные изъяты> доступ ограничен, в связи с внесением в Единый реестр запрещенной информации на основании решения Росздравнадзора -ПЛ от 23.03.2021;

- к информации, размещенной на интернет-ресурсе

<данные изъяты> доступ ограничен, в связи с внесением в Единый реестр запрещенной информации на основании решения Росздравнадзора -ПЛ от 23.03.2021.

Обращают внимание суда на п. 6 ст. 265.3 КАС РФ, на основании которого судья прекращает производство по административному делу, если указанные в нем доменное имя, указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» включены в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На основании вышеизложенного, полагаем, что на момент подготовки настоящего отзыва имеются основания для применения указанных норм.Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст.15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149).

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).

Положения п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ содержат прямой запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 234 Уголовного кодекса РФ незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработка запрещен.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 964 установлен список сильнодействующих и ядовитых веществ для целей ст. 234 УК РФ, а также их крупный размер.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» (ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).

В указанный реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).

Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).

Согласно ст. 85 Федерального закона от 21.11.2011 № 232-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство осуществляет контроль за обращением лекарственных средств, в том числе, сильнодействующих.

Исходя из положений ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 №12-ФЗ «Об основных гарантиях право ребенка в Российской Федерации» в Российской Федерации должна обеспечиваться защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29.10.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации.

В соответствии с названным Федеральным законом, а также с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» доступ детей к информации – возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

Таким образом, беспрепятственный доступ к вышеуказанным Интернет сайтам способствует незаконному обороту ядовитых и сильнодействующих веществ, что в свою очередь, влечет совершение правонарушений и уголовно-наказуемых деяний. Также указанная информация может причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних. В связи с этим, распространение в сети Интернет информации, содержащей сведения о дистанционной продаже ядовитых и сильнодействующих веществ, их доставке покупателю недопустимо.

Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми осуществлены мероприятия по надзору за исполнением законодательства, обеспечивающего защиту граждан, в том числе несовершеннолетних лиц, от информации, наносящий вред их здоровью, нравственному и духовному развитию путем мониторинга размещенной на сайтах сети Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно акту от 24.03.2021 в ходе проверки выявлены электронные адреса:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

на данных сайтах содержится информация о свободной продаже ядовитых и сильнодействующих веществ с возможностью их приобретения на территории РФ и предоставлением услуг по их доставке. Установить владельцев сайтов не представилось возможным. Регистраторы доменных имен находятся за пределами Российской Федерации либо не установлены.

В соответствии со Списком сильнодействующих веществ для целей статьи 234 УК РФ и Списком ядовитых веществ для целей статьи 234 УК РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации» станозолол относится к сильнодействующим веществам, за незаконные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт которого, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 234 Уголовного кодекса РФ

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Таким образом, судом признается, что информация, находящаяся на сайтах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

в качестве запрещенной к распространению на территории РФ не имеется, поскольку информация, размещенная на данных интернет - страницах удалена, производство по делу в данной части подлежит прекращению на основании ч.6 ст.265.3 КАС РФ, о чем вынесено отдельное определение.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать информацию о свободной продаже ядовитых и сильнодействующих веществе, в том числе дистанционным способом, содержащуюся в сети Интернет на сайтах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27.05.2021.

Судья: подпись. Копия верна. Судья:

Решение не вступило в законную силу.

Секретарь: