Решение
Именем Российской Федерации
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Саговой Х.Т.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителей административного ответчика ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по по административному исковому заявлению Государственного бюджетного образовательного учреждения "Лицей - Детский сад <адрес>" (далее - Учреждение) к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций России по <адрес> о признании незаконными действий государственного инспектора по проведению внеплановой проверке и отмене предписания,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО4 (далее - Инспектор) на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ была проведена внеплановая проверка в отношении Учреждения на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. По итогам проверки инспектором составлен Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены факты нарушения требования норм и правил пожарной безопасности и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ по их устранению (далее по тексту Предписание). Срок устранения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Главным инспектором по пожарному надзору ФИО3ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 150000 руб. Считает действия инспектора ФИО4 незаконным и просит отменить Предписание.
ФИО1 поддержал заявленные требования и просил удовлетворить.
ФИО2 и ФИО3 просили в требованиях отказать, объяснив, что действия соответствуют требованиям законодательства.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и изучив доказательства дела, установлено следующее.
Ч.5 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" устанавливает, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Из положений ч.1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно п.2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к грубым нарушениям относятся, в том числе, нарушения требований в части оснований проведения внеплановой выездной проверки (п.2 ч.2, 3), в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 5).
В соответствии с ч.16 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п.2 ч.2 ст.10, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Согласно п.73 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности о проведении внеплановой проверки уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляется органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Инспектором на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту Распоряжение) была проведена внеплановая проверка в отношении Учреждения на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. По итогам проверки составлен Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Акт), время проведения проверки с 14:00 до 15:30, в котором отражены факты нарушения требования норм и правил пожарной безопасности и выдано предписание № по их устранению. Срок устранений установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Главным инспектором по пожарному надзору ФИО3ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление №, которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 150000 руб.
Между тем административным ответчиком не соблюден 24-х часовой срок уведомления внеплановой проверки, что усматривается из Распоряжения, где в графе уведомления указана дата ДД.ММ.ГГГГ и время 14 часов 31 минута, а из Акта усматривается начало проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 00 минут, то есть проверка начата за полчаса до истечения срока уведомления о внеплановой/выездной проверке, что влечет удовлетворение требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 226-227 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Государственного бюджетного образовательного учреждения "Лицей - Детский сад <адрес>" к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций России по <адрес> о признании незаконными действий государственного инспектора по проведению внеплановой проверке и отмене предписания удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными действия государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору по проведению внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения "Лицей - Детский сад <адрес>" на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
Признать недействительными и отменить предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья
Решение19.10.2021