Дело № 2а-2346/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2016 года г. Сафоново
Сафоновский районный суд Смоленской области в составе председательствующего федерального судьи Кривчук В.А., при секретаре Полуэктовой С.А., с участием представителя административного истца -помощника Сафоновской межрайонной прокуратуры - ФИО1, представителя административного ответчика - Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области - по доверенности - ФИО2, третьих заинтересованных лиц - ФИО3, ФИО4, рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному иску Сафоновского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области об оспаривании действий муниципального органа при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на территории Сафоновского городского поселения,
У С Т А Н О В И Л:
Сафоновский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с учетом уточненных требований к Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области об оспаривании действий муниципального органа при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на территории Сафоновского городского поселения. В обоснование иска указал, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ИП З. по вопросу нарушения законодательства о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского района. При проведении проверки были выявлены нарушения по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на территории Сафоновского городского поселения, поскольку его победители были определены с существенными нарушениями требований законодательства, регламентирующего порядок организации пассажирских перевозок, а также потенциальных претендентов на участие в конкурсе, не подавших заявок в связи с существенными нарушениями срока для подачи заявок на участие в открытом конкурсе. В частности нарушения требований действующего законодательства выражаются в следующем:
- Постановлением главы МО «Сафоновский район» Смоленской области от 19.05.2016 г. № 550 утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения <адрес> (далее по тексту Положение о порядке проведения открытого конкурса).
- Постановлением главы МО «Сафоновский район» Смоленской области от 19.04.2016 г. № 423 Администрация МО «Сафоновский район» Смоленской области определена как уполномоченный орган на осуществление функций по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области.
Таким образом, функции по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, в том числе и по проведению отбора победителя посредством конкурса, по результатам которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту возложены исключительно на уполномоченный орган - Администрацию МО «Сафоновский район» Смоленской области. Вместе с тем Постановлением главы МО «Сафоновский район» Смоленской области от 11.05.2016 г. № 511 «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок» создана комиссия, в состав которой входит заместитель главы МО «Сафоновский район» Смоленской области, являющийся председателем комиссии, председатель комитета по экономике Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области, ведущий специалист Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области, являющийся секретарем комиссии, а также члены комиссии: старший государственный инспектор Сафоновского представителя УГАН по Смоленской области, ведущий специалист Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области, начальник юридического отдела Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области, государственный инспектор ОГИБДД МО МВД России «Сафоновский».
Таким образом, в состав конкурсной комиссии включены лица: старший государственный инспектор Сафоновского представителя УГАН по Смоленской области, государственный инспектор ОГИБДД МВД России «Сафоновский» - не являющиеся должностными лицами органа местного самоуправления. Вместе с тем, по мнению административного истца, в состав конкурсной комиссии уполномоченного органа не могут входить должностные лица, осуществляющие контрольные и надзорные функции в сфере безопасности дорожного движения и транспортной безопасности в сфере пассажирских перевозок.
На официальном сайте Администрации МО «<адрес>» <адрес>дд.мм.гггг в 09 часов 19 минут размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок согласно Приложению № ххх конкурсной документации. Вместе с тем, согласно извещению, датой окончания приема заявок является дд.мм.гггг, при этом изменения в извещение о времени окончания подачи заявок организатором конкурса не вносились, что является нарушением, поскольку срок со дня опубликования извещения о проведении открытого конкурса до даты окончания подачи заявок должен быть не менее 20 дней.
Согласно п. 8.15 Положения о проведении открытого конкурса установлен четкий перечень оснований, по которым претенденты не допускаются к участию в конкурсе, в том числе одним из оснований является наличие в представленных документах недостоверной документации. Однако согласно протоколу № ххх от дд.мм.гггг оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории <адрес>, по лоту № ххх при сопоставлении заявок требованиям документации было выявлено, что ИП З. в сводной информации указаны недостоверные сведения в части количества календарных дней, отработанных участником открытого конкурса в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в связи с чем, конкурсная комиссия признала победителем простое товарищество «Десяточка». Предоставление недостоверных сведений, как отмечено в указанном протоколе, является основанием для не допуска претендентов к участию в конкурсе, однако ИП З. была допущена к участию в конкурсе, о чем имеется соответствующее уведомление.
Кроме того, в соответствии с п. 8.15 Положения о проведении открытого конкурса претенденты, допущенные к участию в открытом конкурсе, и претенденты, не допущенные к участию, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с момента оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте. Вместе с тем согласно п. 9.2 документации по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения <адрес> заявителям, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе и не допущенным к участию в открытом конкурсе, направляются уведомления о принятом решении в письменной форме или форме электронного документа в срок не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем подписания указанного протокола. Таким образом, правила, установленные документацией, являющейся приложением к Положению о проведении открытого конкурса противоречат нормам самого Положения, регулирующего порядок проведения открытого конкурса, что по мнению административного истца является коррупциогенным фактором, предусмотренным подп. «и» п. 3 Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № ххх, выражающимся в противоречиях, в том числе внутренних, между нормами, создающими для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Согласно п. 9.6 Положения о порядке проведения открытого конкурса установлено, что при вскрытии конверта с заявками могут присутствовать претенденты конкурса, а также с разрешения председателя конкурсной комиссии представители средств массовой информации. С разрешения конкурсной комиссии также претендент может производить аудио и видеозапись, разрешение фиксируется в протоколе. В случае выявления данного нарушения, заявка претендента снимается с конкурса, и в течение 2 (двух) дней выносится письменный отказ с указанием нарушения. Заявка и письменный отказ направляется претенденту по почте.
Однако, по мнению административного истца, разрешительный порядок использования аудио и видеозаписи нарушает принципы по противодействию коррупции, направленные на открытость проведения конкурсных процедур.
Проверкой установлено, что в соответствии со ст. 9.3 Положения о проведении открытого конкурса конкурсная комиссия в срок, не превышающий 2 (двух) дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, рассматривает заявки на участие в открытом конкурсе на соответствие требованиям, установленным документацией по проведению открытого конкурса. Указанное положение по мнению административного истца носит неопределенный характер, так как не устанавливает рабочие или календарные дни, что также предполагает возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. Такой же неопределенный срок установлен п. 9.6 Положения о проведении открытого конкурса. По мнению административного истца, административным ответчиком нарушен срок рассмотрения заявок.
В соответствии со п. 9.5 Положения о проведении открытого конкурса, в случае, если открытый конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе на подано ни одной такой заявки или по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе все такие заявки были признаны не соответствующими требованиям настоящей документации, организатор открытого конкурса вправе принять решение о повторном проведении открытого конкурса или об отмене предусмотренного настоящей документацией муниципального маршрута регулярных перевозок. По мнению административного истца, указанная норма не устанавливает определенный Порядок действия органа местного самоуправления в случае признания конкурса не состоявшимся, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подп. «б» п. 3 Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг№ ххх, выражающимся в диспозитивном установлении возможности действия органа местного самоуправления, и носит неопределенный характер, что также предполагает возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Согласно протоколу № ххх от дд.мм.гггг оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения <адрес> по критерию «Опыт осуществления регулярных перевозок» конкурсная комиссия присвоила уполномоченному участнику простого товарищества «Десяточка» З. 10 баллов, что соответствует опыту работы от 5 и более лет. Вместе с тем лицензия № АСС-67-025816 от дд.мм.гггг выдана Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в соответствии с требованиями Федерального закона от дд.мм.гггг № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг№ ххх. Вместе с тем административный истец считает, что вышеуказанную лицензию нельзя признать документом, выданным в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ, в связи с чем заявку ИП З. по критерию «опыт осуществления регулярных перевозок» следует оценить на 0 баллов. Помимо этого ИП З. к копии лицензии № АСС-67-025816 от дд.мм.гггг не предоставлено приложение № ххх, являющееся неотъемлемой частью лицензии. В связи с этим, по мнению истца оценка заявок по лоту № ххх проведена с нарушением требований Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ и Положения.
Проверкой установлено, что согласно протоколу № ххх от дд.мм.гггг победителем открытого конкурса по лоту № ххх (маршрут № ххх) признано простое товарищество «Десяточка», в связи с чем, конкурсной комиссией принято решение выдать победителю карты маршрута и свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения, по лоту № ххх (маршрут № ххх) победителем определен ИП ФИО4 и ООО «Сафоново-Авто», по лоту № ххх (маршрут № ххх) принято решение о проведении повторного открытого конкурса. Вместе с тем административный истец считает, что итоги проведения открытого конкурса являются недействительными в виду изложенного, так как определены неправомочной конкурсной комиссией и с существенными нарушениями требований законодательства, регламентирующего порядок проведения открытого конкурса.
В связи с изложенным, административный истец просит суд: признать итоги открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на территории Сафоновского городского поселения по лоту № ххх (маршрут № ххх), лоту № ххх (маршрут № ххх), по лоту № ххх (маршрут № ххх) недействительными. Признать незаконным Постановление главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок». Отменить Постановление главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок». Признать незаконными п. 9.3, п. 9.5, п. 9.6 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, утвержденного Постановлением главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от дд.мм.гггг№ ххх. Признать п. 9.2 документации по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области противоречащим п. 8.15 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, утвержденного Постановлением главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от дд.мм.гггг№ ххх. Отменить п. 8.15, п. 9.2, п. 9.3, п. 9.5, п. 9.6 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения <адрес>, утвержденного Постановлением главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх.
В судебном заседании представителем административного истца - помощником Сафоновской межрайонной прокуратуры ФИО1 были представлены уточненные административные исковые требования, которые были поддержаны в полном объеме с заявленными ранее требованиями.
Представитель административного ответчика - Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> - по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска с учетом уточненных требований.
Третьи заинтересованные лица, привлеченные по делу определением суда от дд.мм.гггг, ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения административного иска с учетом уточненных требований.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статьи 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Статья 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 7 и п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131) органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, к которым, в том числе, относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 11, частей 2, 4 ст. 12, ч. 1 ст. 25, частей 1, 2 ст. 39 Закона N 220-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено ведение реестров установленных соответствующими органами муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ: муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 220-ФЗ, предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса) (ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 220-ФЗ).
В суде установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением главы МО «Сафоновский район» Смоленской области от дд.мм.гггг№ ххх (л.д. 23) утверждено Положение о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области (далее по тексту Положение о порядке проведения открытого конкурса); документация по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области (л.д. 23-62).
Постановлением главы МО «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх Администрация МО «<адрес>» <адрес> (л.д. 65) определена как уполномоченный орган на осуществление функций по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории Сафоновского городского поселения <адрес>.
Таким образом, функции по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, в том числе и по проведению отбора победителя посредством конкурса, по результатам которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок, возложены исключительно на уполномоченный орган - Администрацию МО «Сафоновский район» Смоленской области, что не оспаривается административным истцом.
Руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, реализуя исключительное право, возложенное на административного ответчика в силу прямого указания закона, а именно организацию регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, муниципальным органом было вынесено постановление главы МО «<адрес>» Смоленской области от 11.05.2016 г. № 511 О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, одним пунктом которого создана комиссия по проведению открытого конкурса, в состав которой входят должностные лица муниципального образования, кроме того иные лица: старший государственный инспектор Сафоновского представителя УГАН по Смоленской области, государственный инспектор ОГИБДД МО МВД России «Сафоновский».
Вместе с тем прямого законодательного запрета о включении лиц, не являющихся должностными лицами органа местного самоуправления, не имеется.
В связи с чем, оспариваемое постановление отвечает требованиям закона, прав и законных интересов каких-либо лиц не нарушает.
Проверкой прокурора установлено, что на официальном сайте Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области дд.мм.гггг в 09 часов 19 минут размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществления перевозок согласно Приложению № ххх конкурсной документации. Вместе с тем, согласно извещению датой окончания приема заявок является дд.мм.гггг. По мнению истца, такое уменьшение срока подачи заявок на участие в конкурсе существенно нарушает права претендентов.
В силу ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса принимается его организатором не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение предмета открытого конкурса не допускается. Изменения, внесенные в извещение о проведении открытого конкурса, размещаются на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном организатором открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы со дня опубликования и (или) размещения изменений, внесенных в извещение о проведении открытого конкурса, до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем двадцать дней.
К числу сведений, размещаемых в рамках информации о проведении открытого конкурса, относятся сведения о предмете конкурса, который определен ст. 21 вышеуказанного Закона, - получение свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты на осуществление таких перевозок. При этом ст. 22 Закона позволяет организатору конкурса менять информацию о проведении открытого конкурса, например о времени, месте, дате проведения конкурса, то есть в целом любую информацию, за исключением информации о предмете открытого конкурса, поскольку он установлен в Законе. При этом указанная информация может быть изменена только таким образом и в такие сроки, чтобы перевозчики имели возможность подать заявку на участие в конкурсе. Иными словами, срок подачи таких заявок должен быть продлен. Как предусмотрено ст. 22 Закона, срок между датой опубликования изменений и датой истечения срока приема заявок на участие в конкурсе должен быть не менее чем двадцать дней.
В судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что каких-либо изменений организатором конкурса не проводилось, что также подтверждается отсутствием каких-либо сведений в журнале регистрации заявок, выкопировка которого приобщена в ходе судебного заседания в материалы административного дела. Кроме того, не подтвердилось существенное нарушение чьих-либо прав.
Административным истцом также оспаривается п. 8.15 Положения о проведении открытого конкурса, которым установлен четкий перечень оснований, по которым претенденты не допускаются к участию в конкурсе, в том числе одним из оснований является наличие в представленных документах недостоверной документации. Однако согласно протоколу № ххх от дд.мм.гггг (л.д. 84-89) при сопоставлении заявок требованиям документации было выявлено, что ИП З. в сводной информации указаны недостоверные сведения, между тем ИП З. была допущена к участию в конкурсе.
Вместе с тем, оспаривая данный пункт, административным истцом также не указано, чьи конкретно права нарушены допуском ИП З. к участию в открытом конкурсе.
Ссылаясь на положения, предусмотренные подп. «и» п. 3 Методики проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, административный истец указывает на то обстоятельство, что пунктом 8.15 Положения о проведении открытого конкурса установлено, что претенденты, не допущенные к участию, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с момента оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте (л.д. 33). Вместе с тем согласно п. 9.2 документации по проведению конкурса (л.д. 48) заявителям, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе и не допущенным к участию в открытом конкурсе, направляются уведомления о принятом решении в письменной форме или форме электронного документа в срок не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем подписания указанного протокола.
Учитывая вышеуказанный довод административного истца, суд считает необходимым отметить следующее: административное усмотрение осуществляется субъектами управления (государственного и муниципального) и представляет собой возможность при осуществлении действий и принятии решений, основанных на законе и направленных на исполнение закона, исходить из принципа целесообразности.
Довод административного истца о том, что в нарушение действующего законодательства, в частности ст. 52 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» административном ответчиком не проводилась аудиозапись при вскрытии конвертов с заявками на участие в торгах в целях обеспечения принципа открытости и гласности конкурса - был опровергнут в судебном заседании, к материалам дела был приобщен цифровой носитель с аудиозаписью.
Более того, административным ответчиком были приобщены к материалам дела документы, подтверждающие ненадлежащее поведение одного из участников конкурса, в связи с чем был составлен соответствующий акт, и комиссией был объявлен перерыв.
Поскольку законодательством и вышеупомянутыми документами возложена организация открытого конкурса на административного ответчика, им обоснованно был применен разрешительный порядок использования аудио и видеозаписи.
В связи с изложенным, каких-либо положений, устанавливающих для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, (подпункт "а" пункта 3 Методики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96), на чем настаивает прокурор, в указанной норме (п. 9.6 Положения о проведении открытого конкурса) не имеется.
В соответствии со ст. 9.3 Положения о проведении открытого конкурса конкурсная комиссия в срок, не превышающий 2 (двух) дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, рассматривает заявки на участие в открытом конкурсе на соответствие требованиям, установленным документацией по проведению открытого конкурса. Такой же срок установлен и в пункте 9.6 Положения, в котором указано, что в случае выявления нарушения заявка претендента снимается с конкурса, и в течение 2 дней выносится письменный отказ, с указанием нарушения, что не противоречит требованиям ст. 190 ГК РФ, согласно которой, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а напротив строго соответствует данной норме.
Ссылка административного истца на то обстоятельство, что лицензию, представленную участником конкурса ИП З., нельзя признать документом, выданным в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ, в связи с чем заявку ИП З. по критерию «опыт осуществления регулярных перевозок» следует оценить на 0 баллов, суд находит несостоятельной, поскольку данным участником в установленном законом порядке представлена лицензия от дд.мм.гггг, выданная в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по <адрес> от дд.мм.гггг, и носит бессрочный характер.
Каких-либо обстоятельств, позволяющих сделать суду вывод о существенном нарушении прав и чьих либо интересов, в суде не установлено и административным истцом не представлено.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее: в силу положений пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса).
Приведенный в п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень оснований для признания торгов недействительными не является исчерпывающим.
По смыслу п. 1 ст. 449 названного Кодекса основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, а также нарушение императивных требований действующего законодательства. Действующее законодательство не определяет, какие именно обстоятельства могут являться нарушением правил проведения торгов (конкурсов, аукционов), влекущим возможность признания торгов недействительными. При этом не любое формальное нарушение установленных правил организации либо проведения торгов может служить основанием для признания их недействительными. Эти нарушения должны иметь существенный характер.
Нарушения признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Таким образом, в каждом конкретном случае при рассмотрении данной категории споров суду необходимо устанавливать не только факт нарушения правил проведения торгов, но и оценивать данное нарушение с точки зрения того, находится ли оно в причинной связи с нарушением прав и законных интересов истца.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов и заключенной по их результатам сделки недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и законные интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов, в настоящем случае, наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также, в рассматриваемом деле, публичные интересы.
Деятельность по перевозке пассажиров изначально является лицензируемой, что означает контроль при исполнении перевозок и отбор предпринимателей, принимающих на себя ответственность за безопасность пассажиров.
Проведение конкурса не нарушает законных прав предпринимателей, не устанавливает дополнительных условий, а выявляет из них наиболее профессионально подготовленных и ответственных лиц. Не имеется оснований также полагать, что оспариваемыми нормативными актами нарушены права пассажиров.
Итоги оспариваемого конкурса приняты в отношении перевозок по муниципальной маршрутной сети и не затрагивают иные маршруты и виды перевозок, не ограничивают и не распространяют на них свое действие.
Создание и согласование регулярных городских маршрутов пассажирского автотранспорта находится в компетенции органов местного самоуправления, а не является свободным выбором предпринимателей. Последние вправе принять участие в обслуживании этих городских маршрутов в результате конкурса на равных для всех условиях. Положение о конкурсе направлено неограниченному кругу лиц, имеющих лицензию.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процедуры либо существенных нарушений порядка и правил организации либо проведения спорного конкурса, которые могли бы повлечь признание конкурса недействительным, что исключает удовлетворение данного административного иска.
Руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Сафоновского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> об оспаривании действий муниципального органа при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок на территории Сафоновского городского поселения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд <адрес>. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: В.А. Кривчук