ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2348/2021 от 07.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело №2а-2348/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2021 года г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего Фроловой С.Л.

при секретаре Юрьевой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, начальнику Департамента Смоленской области по социальному развитию о признании бездействия незаконным,

установил:

Административный истец Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что уставной целью Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» является способствование социальной реабилитации детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в связи, с чем Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось к Департаменту Смоленской области по социальному развитию с предложением о намерение взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Решение на предложение административным ответчиком не принято, что влечет нарушение прав, свобод и публичных интересов как детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в получении благотворительной помощи, так и благотворителей и добровольцев <адрес> в своей уставной добровольческой деятельности. Отмечает, что оспаривается нарушение административным ответчиком срока принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности, так как организаторы добровольческой деятельности, добровольческие организации имеют право осуществлять взаимодействие с органами государственной власти в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Просит признать бездействие Департаменту Смоленской области по социальному развитию, начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности незаконными.

Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, в поступившем в суд письменном отзыве на возражения административного ответчика, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 104-105).

Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал представленные возражения на иск (л.д. 93-95), пояснил, что обращение административного истца поступило в Департамент ДД.ММ.ГГГГ и было зарегистрировано, однако ответ на обращение дан не был с учетом содержания самого обращения, отсутствии предложений о форме сотрудничества, так же пояснил, что в Департаменте отсутствует какой либо утвержденный порядок взаимодействия с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями.

Начальник Департамента Смоленской области по социальному развитию, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Представитель Администрации Смоленской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и реализации законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.218 - КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, ми в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст. 226 КАС РФ).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшими оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).

Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.

Как следует из материалов дела, административный истец в лице организатора добровольческой деятельности ДД.ММ.ГГГГ за обратился письменно по электронной почте в Департамент Смоленской области по социальному развитию с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и запроса порядка взаимодействия (л.д. 9-41).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона 02.05.2006 № 59-ФЗ, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (п.1 ст. 12 ФЗ №59-ФЗ).

Согласно п.1.1. Положения о Департаменте Смоленской области, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 26.05.2014 г. № 391, Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере труда, его охраны, социальной защиты населения и социального обслуживания граждан.

Исходя из пунктов 2.1.-2.11 Положения о департаменте основными задачами Департамента являются: реализация государственной политики в сфере труда, его охраны, социальной защиты населения и социального обслуживания граждан в Смоленской области; разработка предложений и программ в сфере труда, социальной защиты населения и социального обслуживания граждан в Смоленской области; координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания граждан, в Смоленской области; Осуществление контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания граждан в Смоленской области; осуществление контроля за исполнением смоленским областным государственным казенным учреждением "Центр социальных выплат, приема и обработки информации" предусмотренных федеральным и областным законодательством полномочий Департамента; внедрение и использование в органах исполнительной власти Смоленской области и областной государственной системе социальных служб автоматизированной системы обработки отраслевой информации и совершенствование организации ее работы, интеграция отраслевой информационной системы в единое информационное пространство Смоленской области; осуществление внутреннего финансового контроля; осуществление внутреннего финансового аудита; обеспечение при реализации своих полномочий приоритета целей и задач по содействию развитию конкуренции на рынке социальных услуг.

В функции Департамента (п.3) входит в том числе: участие в разработке и реализации федеральной и областной государственных программ в сфере социальной поддержки граждан, областной социальной программы; обеспечение финансирования мероприятий в сфере труда, социальной защиты населения и социального обслуживания граждан в Смоленской области; внесение предложений по развитию сети организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Смоленской области, укреплению ее материально-технической базы; организация социального обслуживания граждан в Смоленской области в пределах полномочий, установленных федеральным и областным законодательством; формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг; обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания граждан в Смоленской области в соответствии с федеральными и областными законами; разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания граждан; оказание содействия гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере социального обслуживания граждан; осуществление мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организация индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; проведение мониторинга детских оздоровительных кампаний в Смоленской области; и другие.

В статье 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 259-ФЗ указано, что обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 259-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Судом установлено, и подтверждено в ходе судебного разбирательства пояснениями представителя административного ответчика, что обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ поступило в Департамент по электронной почте, зарегистрировано, вместе с тем ответ на данное обращение дан не был. При этом из возражений административного ответчика следует, что указанное письмо носило информационных характер о деятельности административного истца, в части проведения вебенара «Военный заем 1942-1945» для целевой аудитории, определенной Перечнем поручений Президента Российской Федерации, постановлением и распоряжением Правительства Российской Федерации, со ссылкой на возможность получения дополнительной информации о мероприятии и организаторе добровольческой деятельности на официальном сайте организации, вместе с тем обращение административного истца, с учетом его содержания, не содержит вопросов к Департаменту, так же не содержит предложений по форме сотрудничества; какие-либо соглашения о взаимодействии, которым Департамент брал на себя права и обязанности перед административным истцом отсутствуют.

Как следует из разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком ответ на обращение Благотворительного молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от ДД.ММ.ГГГГ в пределах компетенции соответствующим должностным лицом в установленный законом порядке и сроки, не дан, равно как и не дан на день рассмотрения настоящего административного дела, в связи, с чем имеет место нарушение прав административного истца.

Не рассмотрение обращения свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии и о признании указанного бездействия незаконным.

Довод истца в своих возражениях (л.д. 104), что ответчиком не исполнена обязанность, установленная ч.4.1 ст. 11 ФЗ №59-ФЗ, что если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, суд считает не состоятельным, поскольку из обращения следовало предложение провести вебинар.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской деятельности), добровольческими (волонтерскими) организациями», настоящий документ определяет общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций (далее соответственно - органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и (или) организации) с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее соответственно - организаторы добровольческой деятельности, добровольческие организации, добровольческая деятельность).

Организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит следующую информацию: а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо; б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо; в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц; г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии); д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии); е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон), с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации (п.2).

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.

Довод административного истца о том, что ответчик был обязан рассмотреть его обращение в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 №1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской деятельности), добровольческими (волонтерскими) организациями», суд считает не состоятельным, поскольку из содержания обращения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оно являлось не предложением об осуществлении межведомственного взаимодействия с ответчиком.

Учитывая все выше изложенное, считает заявленные исковые требования о признании бездействия Департамента Смоленской области по социальному развитию, начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, начальнику Департамента Смоленской области по социальному развитию о признании бездействия незаконным, удовлетворить.

Признать бездействия Департамента Смоленской области по социальному развитию, начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию, выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности незаконными.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.Л. Фролова

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи С.Л. Фролова

секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска

наименование должности уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

К.Ю. Юрьева

(Инициалы, фамилия)

8 июля 2021 г.

Мотивированное решение изготовлено 08.07.2021 г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0002-01-2021-002411-89

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-2348/2021