Дело № 2а-2349/2020
УИД: 51RS0003-01-2020-003938-10
Решение в окончательной форме изготовлено 28 августа 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Лобановой О.Р.,
при секретаре Ерченко И.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска о признании информации запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной. В обоснование требований указал, что прокуратурой Ленинского административного округа города Мурманска проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в ходе которой установлено, что по электронному адресу: <данные изъяты>, размещены картины святотатства, отражающие явное неуважение к правилам жизни или обрядам христианства, оскорбляющие религиозные чувства верующих, а также изображения порнографического характера. Информация, размещенная на вышеуказанном сайте, оскорбляет религиозные чувства верующих, призывает к насилию. Указанный Интернет-ресурс предоставляет возможность свободного и безвозмездного доступа к информации неограниченного круга лиц, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь, включая несовершеннолетних. Информация о владельце сайта отсутствует. На момент проверки указанный Интернет-ресурс в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен, что подтверждается сведениями Роскомнадзора.
Просил признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца – помощник прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июня 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральными законами.
На основании части 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из преамбулы к Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (далее - Конвенция), ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
В силу части 1 статьи 3 Конвенции во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одними из целей государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пунктами 3 и 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ) к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям, оправдывающая противоправное поведение.
Кроме того, положения статьи 4 закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» содержат запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека по признакам отношения к религии образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 КоАП РФ, при повторном совершении указанного правонарушения действия лица подлежат квалификации по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ.
Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий образует состав уголовно - наказуемого деяния, предусмотренного статьей 148 УК РФ.
Российской Федерацией гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, убеждений, иных обстоятельств, запрещены любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности, а также разжигание религиозной розни (часть 5 статьи 13 и статья 19 Конституции Российской Федерации).
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в сети Интернет по электронному адресу: <данные изъяты>, размещены картины святотатства, отражающие явное неуважение к правилам жизни или обрядам христианства, оскорбляющие религиозные чувства верующих, а также изображения порнографического характера.
Таким образом, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, оскорбляет религиозные чувства верующих, призывает к насилию.
Согласно содержанию пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами признается информация, призывающая к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающая или оправдывающая необходимость осуществления такой деятельности, в том числе оправдывающая практику совершения преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо религиозной группы.
Пунктом 1 статьи 1 указанного закона определено, что экстремистская деятельность включает в себя возбуждение религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии.
Принятие профилактических мер, обращенных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе в молодежной среде, на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, статьей 3 ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ, отнесено к основным направлениям противодействия экстремизму.
Страница опубликована в сети Интернет и открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц, ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетний.
Информация о владельце сайта отсутствует.
На основании статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проведения проверки указанный Интернет-ресурс в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен, что подтверждается сведениями Роскомнадзора.
При таких обстоятельствах заявление прокурора Ленинского административного округа города Мурманска подлежит удовлетворению.
Данное решение является основанием для включения вышеуказанной страницы Интернет-сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Частью 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ленинского административного округа города Мурманска о признании информации запрещенной – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу:
<данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для внесения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указанной информации в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.Р. Лобанова