ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-234/19 от 06.05.2019 Лодейнопольского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-234/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лодейное Поле 06 мая 2019 года

Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Альшанниковой Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Лодейнопольского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на земельный участок,

установил:

Лодейнопольский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия в части непринятия мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в установленном законом порядке земельного участка на котором расположен объект культурного наследия регионального значения «Мемориал Печеницы», расположенный по адресу: <адрес> незаконным и обязании в срок до 31.12.2019 совершить предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2017 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральным законом от 13.07.2015 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке на государственный кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия регионального значения «Мемориал Печеницы», расположенный по <адрес>

В обоснование заявленных требований истец указал, что Лодейнопольской городской прокуратурой по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения требований законодательства об оказании ритуальных услуг, потребления и похоронного дела администрацией Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области. В ходе проведенной проверки установлено, что земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия регионального значения «Мемориал Печеницы» не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание данного земельного участка и не определены его границы, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано.

Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено воинское захоронение, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.

От административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, административный ответчик не возражал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, с заявленными требованиями согласен в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 291 КАС Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

В соответствии со ст. 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

В силу ст. 84 КАС Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 39 КАС Российской Федерации предусматривает право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.

В соответствии ст. 6 Земельного кодекса РФ земельные участки являются объектами земельных отношений. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи.

На основании ч.1,2 ст. 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статьей 33 названного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статьей 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В ч.3 названной федеральной нормы оговорено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Лодейнопольской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об оказании ритуальных услуг, потребления и похоронного дела администрацией Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области. В ходе проведенной проверки установлено, что решение Леноблисполкома от *** объект недвижимого имущества «Мемориал Печеницы», расположенный по адресу: <адрес> отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.

Областным законом Ленинградской области от 24.04.2007 № 69-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области» в муниципальную собственность Янегского сельского поселения передан объект недвижимого имущества «Мемориал Печеницы», расположенный по <адрес>

Земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия регионального значения «Мемориал Печеницы» не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание данного земельного участка и не определены его границы, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано.

Пунктом 9 ч.2 ст. 3 Устава Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области определено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов и культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (л.д.27).

Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельного участка, на котором расположено воинское захоронение, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве административных истцов или административных ответчиков, в связи с чем государственную пошлину с административного ответчика - администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, суд не взыскивает.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 174-180 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Лодейнопольского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать бездействие администрации Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в части непринятия мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в установленном законом порядке земельного участка на котором расположен объект культурного наследия регионального значения «Мемориал Печеницы», расположенный по адресу: <адрес>

Обязать администрацию Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области в срок до 31 декабря 2019 года совершить предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2017 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральным законом от 13.07.2015 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке на государственный кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия регионального значения «Мемориал Печеницы», расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Лодейнопольский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Л.В. Альшанникова