дело №2а-234/2021
УИД 56RS0015-01-2021-000215-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кувандык 12 мая 2021 года
Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Полтевой В.А.,
при секретаре Юдиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области к ФИО1о восстановлении процессуального срока для обращения в суд, взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области (далее по тексту Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Оренбургской области, налоговый орган) обратилась в суд к ФИО1 с указанным административным иском, в обоснование требований ссылаясь на то, что в период с 29 ноября 2016 года по 22 ноября 2019 года ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН). За 2017 год ФИО1 должен был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 23 400 рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 4 590 рублей не позднее 31 декабря 2017 года. Решением арбитражного суда Оренбургской области от 24 декабря 2019 года с ФИО1 взысканы суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 1050 рублей 58 копеек, с учетом произведенной им частичной уплаты взносов по ОМС в сумме 3 539 рублей 42 копейки. Данные суммы налогоплательщиком не уплачены, поэтому начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 59 рублей 40 копеек (с учетом частичного погашения), на обязательное пенсионное страхование в размере 696 рублей 15 копеек.
Кроме этого, 27 апреля 2018 года плательщик представил налоговую декларацию по УСН за 2017 год, являлся, в силу положений п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, плательщиком УСН. Данный налог подлежал уплате по истечении налогового периода и должен был уплачен не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть, до 30 апреля 2018 года. Согласно представленной декларации, сумма налога составила 10 435 рублей. Однако, в установленные сроки ФИО1 налог не уплатил, в связи с чем, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ ему начислена пеня в размере 250 рублей 53 копейки.
В адрес ФИО1 направлено требование № 3603 17 января 2018 года и № 790 от 18 мая 2018 года о взыскании указанных сумм пени по взносам на ОПС, ОМС, задолженности и пени по УСН, на общую сумму 11 441 рубль 08 копеек и со сроком исполнения до 07 июня 2018 В указанный срок задолженность не погашена. Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Оренбургской области обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанной задолженности с административного ответчика. Определением мирового судьи от 17 августа 2020 года в выдаче судебного приказа отказано.
Со ссылкой на положения ст. 48 Налогового кодекса РФ межрайонная инспекция ФНС России №8 по Оренбургской области просит восстановить срок на обращение в суд с административным иском по тем основаниям, что несвоевременная подача заявления о выдаче судебного приказа произошла в результате выявления в ходе проведения налоговым органом внутреннего мониторинга полноты и своевременности обращения в судебные органы для взыскания неуплаченных в добровольном порядке сумм налогов и пени налогоплательщиками. Взыскать с ФИО1 задолженность по обязательным платежам в общем размере 11 441 рубль 08 копеек, в том числе: 59 рублей 40 копеек – пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование; 696 рублей 15 копеек – пеню по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 10 435 рублей – УСН, 250 рублей 53 копейки – пеню по УСН.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Оренбургской области, административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, административный истец письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ст.150, ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца и административного ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
В силу статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Установлено, что в период с 29 ноября 2016 года по 22 ноября 2019 года ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в силу подп.2 п.1 ст.419, подп. 1 и 2 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ) должен был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
В силу п.3 ст.420 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2017 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подп.3 п.1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абз.3 подп.1 п.1 ст. 419 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п.9 ст.430 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст. 430 Налогового кодекса РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование подлежали уплате в 2017 году в фиксированном размере 23 400,0 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование подлежат уплате в 2017 году в фиксированном размере 4 590 рублей.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 432 Налогового кодекса РФ).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
За расчетный период 2017 год ФИО1 как индивидуальному предпринимателю налоговым органом начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей.
В силу положений п.5 ст.432 Налогового кодекса РФ указанные суммы ФИО1 должен был уплатить не позднее 31 декабря 2017 года, однако данную обязанность не исполнил.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24 декабря 2019 года с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС № 8 по Оренбургской области взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 рублей и недоимка на обязательное медицинское страхование в размере 1 050 рублей 58 копеек за расчетный период начиная с 01 января 2017 года.
Согласно п.1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 4 ст.75 Налогового кодекса РФ определено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме (п.5 ст.75 Налогового кодекса РФ).
В связи с чем, на основании ст.75 Налогового кодекса РФ налоговым органом налогоплательщику начислена пеня за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 19 января 2018 года по 18 мая 2018 года в общем размере 696 рублей 15 копеек и пеня за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 19 января 2018 года по 18 мая 2018 года в размере 59 рублей 40 копеек (с учетом частичного погашения 19 февраля 2018 года в сумме 3 539 рублей 42 копейки).
Согласно п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ.
Статьей 346.14 Кодекса установлено, что объектом обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по выбору налогоплательщика признаются доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно п. 7 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 с. 346.23 Налогового кодекса РФ по итогам налогового периода налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации).
27 апреля 2018 года ФИО1 представил в налоговый орган декларацию по УСН, согласно которой сумма налога составляет 10 435 рублей.
Согласно карточкам расчетов с бюджетом в отношении налогоплательщика ФИО1, пени по страховым взносам ОПС, ОМС за 2017 год, налог УСН, указанный им в декларации 27 апреля 2018 года, не оплачены.
В соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ в связи с неуплатой налога УСН ФИО1 начислена пеня в размере 250 рублей за период с 26 апреля 2018 года по 18 мая 2018 года.
В соответствии со ст.69 и ст.70 Налогового кодекса РФ ФИО1 направлено требование № 3603 от 18 мая 2018 года об уплате в срок до 07 июня 2018 года указанных сумм пени по взносам на ОПС ( 696 рублей 15 копеек), ОМС ( 59 рублей 40 копеек), задолженности и пени по УСН ( 10435 рублей и 250 рублей соответственно), на общую сумму 11 441 рубль 08 копеек. В указанные сроки сумма задолженности не уплачена.
В административном исковом заявлении Межрайонной инспекцией ФНС России №8 по Оренбургской области заявлено требование о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд со ссылкой на то, что несвоевременная подача заявления произошла в результате выявления в ходе проведения налоговым внутреннего мониторинга полноты и своевременности обращения в судебные органы.
Данное заявление удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.
Согласно абз. 3 п.1 ст. 47 Налогового кодекса РФ, решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно абз.3 п.1 ст.58 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
При этом, в силу п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ в том случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога и пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога и пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Аналогичные положения содержатся в ч.2 ст.286 КАС РФ.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 22 ноября 2019 года.
Сумма взыскания со дня выставления административному ответчику последнего требования № 3603 от 18 мая 2018 года превысила 3000 рублей, срок исполнения по требованию истек 07 июня 2018 года.
Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Оренбургской области обратилась к мировому судье о восстановлении срока для взыскания задолженности по обязательным платежам и с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по обязательным платежам. Определением мирового судьи судебного участка № 1 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области от 17 августа 2020 года отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, так как налоговым органом пропущен срок для подачи заявления.
По состоянию на 22 ноября 2019 года административному истцу однозначно было известно о прекращении административным ответчиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с тем, чтобы соблюсти шестимесячный срок для подачи административного искового заявления в суд, и оснований рассчитывать на применение годичного либо двухгодичного срока, установленного п.1 ст. 47 Налогового кодекса РФ, у налогового органа не имелось. Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Оренбургской области на дату обращения с административным иском в Кувандыкский районный суд 24 февраля 2021 года утратила право на принудительное взыскание с ФИО1 задолженности по пеням по страховым взносам за 2017 год, налога и пени по УСН за 2017 год, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке и сроки, установленные ст.48 Налогового кодекса РФ.
Представитель административного истца указывает, что срок пропущен в результате выявления в ходе проведения налоговым органом внутреннего мониторинга полноты и своевременности обращения в судебные органы для взыскания неуплаченных в добровольном порядке сумм налогов и пени налогоплательщиками.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22 марта 2012 года № 479-0-0, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено. Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на обращение в суд с административным иском в срок, установленный законом.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч.2 ст.286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Оренбургской области к ФИО1 о восстановлении срока подачи административного искового заявления в суд, взыскании задолженности по пеням по страховым взносам, налогу и пени по УСН в общей сумме 11 441 рубль 08 копеек надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст.175-180, ст.290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Оренбургской области к ФИО1о восстановлении процессуального срока для обращения в суд, взыскании задолженности по обязательным платежам отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: В.А. Полтева
В окончательной форме решение принято 17 мая 2021 года.
Председательствующий: В.А. Полтева