Дело № 2а-234/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2021 года ст. Клетская Волгоградской области
Клетский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Беляковой С.А.,
с участием:
представителя административного истца – помощника прокурора Клетского района Волгоградской области Генералова Д.Н.,
при секретаре судебного заседания Ващейкиной Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Клетского района Волгоградской области Е.В. Черячукиной в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности к опубликованию в сети «Интернет» обязательной информации
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – и.о. прокурора Клетского района Волгоградской области Е.В. Черячукина обратился в суд с вышеуказанными административными исковыми требованиями.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Клетского района Волгоградской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при предоставлении муниципальных услуг в деятельности администрации Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области (далее – администрация), по результатам которой выявлены нарушения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон) настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Согласно ст. 2 Закона портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Частью 1 ст. 10 Закона предусмотрено, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме предусмотрено, в том числе подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Статьей 11 Закона определено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
При этом, реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 цитируемого Федерального закона; об услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 цитируемого Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
Согласно ст. 20 Закона ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем.
Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая ведение федерального реестра государственных услуг в электронной форме, содержит сведения, указанные в частях 2 - 6 статьи 11 настоящего Федерального закона. Правила ведения федерального реестра государственных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы, в том числе порядок размещения в ней сведений, указанных в ч.ч. 4 и 6 ст. 11 цитируемого Федерального закона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 21 Закона единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в ч. 3 ст. 1 цитируемого Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:
1) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг;
2) доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
3) возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
4) возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
5) возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом, а также результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
6) возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами;
6.1) возможность предоставления заявителям информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) реализацию иных функций, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждены Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Правила ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).
В силу п.п. 1, 2, 5 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - федеральный реестр) создается для обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, а также функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - функции).
Федеральный реестр состоит, в том числе из раздела «реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления», который содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления; об услугах, предоставляемых участвующими в предоставлении муниципальных услуг учреждениями (организациями) и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления; об услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни таких услуг; о функциях, исполняемых органами местного самоуправления.
В силу п. 4 Требований, сведения, размещаемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на региональных порталах, должны быть тождественны сведениям, представляемым ими для размещения в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».
Однако, проверкой установлено, что соблюдение обозначенных выше требований действующего законодательства должностными лицами администрации Клетского сельского поселения не обеспечено.
Так, администрацией Клетского сельского поселения приняты следующие административные регламенты предоставления муниципальных услуг:
- постановление от 07 июня 2016 года № 77 об утверждении административного регламента « Предоставление порубочного билета (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников»;
- постановление от 30 августа 2010 года № 74 об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности Клетского сельского поселения»;
- постановление от 16 марта 2020 года № 66 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление в аренду имущества, включенного в перечень муниципального имущества, предназначенного для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- постановление от 17 декабря 2020 года № 156 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Клетского сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования»;
- постановление от 17 июня 2021 года № 56 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Клетского сельского поселения юридическим лицам в собственность бесплатно;
- постановление от 17 июня 2021 года № 58 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Рассмотрение заявления о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, о выдаче согласия на реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения».
Вместе с тем, по состоянию на 29.09.2021 на Интернет-портале «Госуслуги» (https://gosuslugi.ru/) в перечне муниципальных услуг, оказываемых администрацией Клетского сельского поселения отсутствуют сведения о вышеуказанных услугах.
Таким образом, муниципальным образованием оказываются указанные муниципальные услуги, однако на федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, отсутствует информация об их предоставлении.
В результате заинтересованные лица, в том числе субъекты предпринимательской деятельности, лишены возможности получения актуальной и достоверной информации о порядке предоставления соответствующих муниципальных услуг.
Отсутствие сведений об оказываемых муниципальных услугах нарушает права граждан и юридических лиц на информирование об оказываемых муниципальных услугах, приводит к невозможности получения муниципальных услуг физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, существенно затрудняет поиск места оказания муниципальных услуг.
Административный истец – прокурор Клетского района Волгоградской области просит суд: признать бездействие администрации Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области незаконным, выразившееся в неразмещении на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru сведений об оказываемых муниципальных услугах администрацией Клетского сельского поселения:
- « Предоставление порубочного билета (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников»;
- «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности Клетского сельского поселения»;
- «Предоставление в аренду имущества, включенного в перечень муниципального имущества, предназначенного для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- «Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Клетского сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования»;
- «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Клетского сельского поселения юридическим лицам в собственность бесплатно»;
- «Рассмотрение заявления о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, о выдаче согласия на реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения».
Возложить на администрацию Клетского сельского поселения Клетского муниципального района обязанность направить в адрес комитета экономики Волгоградской области, уполномоченного органа на ведение информационного ресурса регионального реестра информации об оказываемых муниципальных услугах на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, в течение 30 дней, со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Клетского района Волгоградской области, Генералов Д.Н. требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержал в полном объеме.
От административного ответчика - главы администрации Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области, Дементьева Г.И. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствие административного ответчика администрации Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области.
От административного ответчика – главы администрации Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области, Дементьева Г.И. до рассмотрения дела по существу поступило в суд письменное заявление о признании административных исковых требований прокурора Клетского района Волгоградской области в полном объеме, последствия признания административного иска, предусмотренные ст. ст. 46, 157 КАС РФ, понятны.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В силу ст. 65 КАС РФ, обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
Административный ответчик в лице главы администрации Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области Дементьева Г.И. требования прокурора Клетского района Волгоградской области признал в полном объеме, признание административного иска не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ч. 5 ст. 46 КАС РФ, суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Признание административного иска административным ответчиком выражено добровольно, осознанно, оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому у суда нет оснований для отказа в принятии признания иска административным ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора Клетского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности к опубликованию в сети «Интернет» обязательной информации подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 157, 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Клетского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности к опубликованию в сети «Интернет» обязательной информации удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области незаконным, выразившееся в неразмещении на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru сведений об оказываемых муниципальных услугах администрацией сельского поселения:
- «Предоставление порубочного билета (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников»;
- «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности Клетского сельского поселения»;
- «Предоставление в аренду имущества, включенного в перечень муниципального имущества, предназначенного для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- «Предоставление водных объектов или их частей, находящихся в собственности Клетского сельского поселения, в пользование на основании договоров водопользования»;
- «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Клетского сельского поселения юридическим лицам в собственность бесплатно»;
- «Рассмотрение заявления о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, о выдаче согласия на реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения».
Возложить на администрацию Клетского сельского поселения Клетского муниципального района обязанность направить в адрес комитета экономики Волгоградской области, уполномоченного органа на ведение информационного ресурса регионального реестра информации об оказываемых муниципальных услугах на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, в течение 30 дней, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Клетский районный суд Волгоградской области.
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2021 года.
Председательствующий С.А. Белякова