ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-234/2022 от 13.10.2022 Заринского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-234/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2022 года г. Заринск

Заринский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Федорова И.А.

при секретаре Науменко Н.С.,

с участием административного истца: помощника прокурора Заринского района Алтайского края Рыбиной Т.И.,

представителя ответчика Сивухина Г.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Заринского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Заринского района Алтайского края о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор обратился с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Заринского района Алтайского края по принятию действенных мер по обращению животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания на территории муниципального образования Заринский район Алтайского края.

Обязать администрацию Заринского района Алтайского края в соответствии с Порядком осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 13.02.2020 №52, организовать работу по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания безнадзорных животных путем создания муниципального приюта, либо наделения соответствующими полномочиями муниципального учреждения, либо путем заключения муниципального контракта с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании ст. 187 КАС РФ установить администрации Заринского района Алтайского края срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено: в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о животном мире и ответственном обращении с животными.

Установлено, что Законом Алтайского края от 09.11.2015 №107-ЗС органы местного самоуправления городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов наделены государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания. Для осуществления государственных полномочий органы местного самоуправления получают финансовые средства в виде субвенций из бюджета Алтайского края. В целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались, создаются приюты. Деятельность по обращению с животными без владельцев в частности их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания осуществляется в порядке, установленном Правительством Алтайского края. Таким образом, на администрацию Заринского района возложено осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания.

Несмотря на предусмотренные краевым бюджетом расходы на реализацию государственных полномочий и выделенные субвенции на указанные цели в том числе в 2021, 2022 г.г., администрацией района денежные средства не реализованы, полномочия по отлову животных без владельцев не осуществлялись. Прокурором района вносилось представление об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени требования прокурора не исполнены.

Администрацией Заринского района объявляются аукционы на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных, которые признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок. Таким образом, бездействие администрации Заринского района, нарушает законные права населения муниципального образования, связанные с устранением или уменьшением вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также создает угрозу нападения животного на человека, проявление агрессии животных по отношению к человеку и другим животным, возникновения опасности для дорожного движения, проявления агрессии животного на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах.

Не принятие действенных мер администрацией Заринского района по организации мероприятий по отлову животных без владельцев нарушает права неопределенного круга лиц на создание благоприятной окружающей среды, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В судебном заседании помощник прокурора района заявленные требования поддержала в полном объеме, административное исковое заявление просила удовлетворить по основаниям в нем изложенным.

Представитель административного ответчика администрации Заринского района Алтайского края в судебном заседании указал, что не согласен с заявленными требованиями. В частности администрация не бездействует, объявлялись конкурсы, проводились процедуры по определению исполнителя оказания услуг по отлову, содержанию, возврату на прежние места обитания животных без владельцев. Не понятно, что за действенные меры имеются в виду. Полномочия по отлову, содержанию животных не относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Есть методика по расчету нормативов по определению общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета, сюда не включены размеры расходов по созданию приютов, своих доходов у района не достаточно для создания приюта. В ведении администрации района находятся образовательные учреждения или органы администрации района, которые не могут заниматься данным видом деятельности. Что кается муниципального контракта, то на площадку для этих целей ни кто не вышел, учреждений на которые можно возложить указанные обязанности нет. Количество животных без владельцев на территории района не возможно установить, на сегодняшний день бродячих собак на территории района не выявлено. Выделяемых из бюджета денежных средств для заключения муниципального контракта недостаточно, при этом какая необходима денежная суммы не известно. Обращений о дополнительном финансировании администрации района не было. За получением методической и консультативной помощи не обращались, планирование по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев на территории района не осуществляется.

От главы администрации Заринского района поступили возражения, где указаны те же доводы, что и представителем административного ответчика в ходе судебного заседания. (л.д. 82-84)

Заинтересованное лицо Управление ветеринарии по Алтайскому краю извещено о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направило, возражений не представлено.

Заинтересованное лицо Правительство Алтайского края извещено о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направило, предоставлен отзыв в котором считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению при условии доказанности факта неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком переданных государственных полномочий по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, с учетом материалов дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 2 и 7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Пунктом 1789 СанПиН 3.3686-21 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (ред. от 25.05.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.

Статьей 1 Закона Алтайского края от 09.11.2015 N 107-ЗС (ред. от 02.03.2022) «О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев» (Далее Закон №107-ЗС) предусмотрено, что в соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания (далее - государственные полномочия).

Деятельность по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания осуществляется в порядке, установленном Правительством Алтайского края.

Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

Согласно статье 2 Закона №107-ЗС органы местного самоуправления:

1) получают финансовые средства в виде субвенций из бюджета Алтайского края для осуществления государственных полномочий;

2) принимают в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты об установлении расходных обязательств при осуществлении государственных полномочий;

3) получают от уполномоченных органов методическую и консультационную помощь по вопросам осуществления государственных полномочий;

4) вправе дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;

5) осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами;

6) планируют отлов, содержание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев на территории муниципального образования с учетом данных об отловленных животных без владельцев в предыдущем году;

7) обеспечивают условия для беспрепятственного проведения уполномоченными органами проверок осуществления государственных полномочий и использования предоставленных субвенций;

8) исполняют письменные предписания уполномоченных органов по устранению нарушений, допущенных при осуществлении государственных полномочий;

9) осуществляют иные права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Статьей 3 Закона №107-ЗС установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере ветеринарии:

1) оказывает методическую и консультативную помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;

1.1) утверждает формы отчетов и иных документов, связанных с осуществлением мероприятий по обращению с животными без владельцев;

2) вносит предложения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий;

3) осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий;

4) дает обязательные для исполнения письменные предписания по устранению выявленных нарушений требований федеральных законов и законов Алтайского края по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления государственных полномочий;

5) осуществляет иные права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Алтайского края;

6) осуществляет полномочия по предоставлению финансовых средств на осуществление государственных полномочий и обеспечивает соблюдение органами местного самоуправления условий, целей и порядка их предоставления.

Статьей 4 Закона №107-ЗС установлено, что для осуществления государственных полномочий соответствующим муниципальным образованиям передаются в виде субвенций необходимые денежные средства из краевого бюджета.

Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Алтайского края.

Размер предоставляемых местным бюджетам субвенций для осуществления государственных полномочий определяется в соответствии с прилагаемой к настоящему Закону методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета для осуществления государственных полномочий по обращению с животными без владельцев, и устанавливается законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Предложения об изменении размера средств субвенции ежеквартально вносятся органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере ветеринарии.

Размеры предоставляемых в текущем году местным бюджетам субвенций могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном законодательством Алтайского края.

Органы местного самоуправления не вправе использовать финансовые средства, полученные на осуществление государственных полномочий, на иные цели.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели финансовых средств.

Статьей 4 Закона №107-ЗС установлено, что осуществление государственных полномочий органами местного самоуправления может быть прекращено в следующих случаях:

1) изменение федерального законодательства или законодательства Алтайского края, в связи с которым осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий становится невозможным;

2) установление уполномоченными органами фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий.

Согласно пункта 2 статьи 1 Постановления Правительства Алтайского края от 13.02.2020 N 52 (ред. от 22.09.2021) "Об утверждении порядка осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее по тексту Порядок обращения) настоящий Порядок регламентирует деятельность по отлову животных без владельцев, включая их транспортировку и передачу в приюты для животных, возврат потерявшихся животных их владельцам и возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания.

Вышеуказанную деятельность осуществляют органы местного самоуправления городских, муниципальных округов и муниципальных районов Алтайского края, в том числе через муниципальные учреждения, либо юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее - "исполнители мероприятий по обращению с животными без владельцев").

Настоящий Порядок не распространяется на деятельность по обращению с сельскохозяйственными, дикими и лабораторными животными (п. 3 ст.1 Порядка обращения).

Органом государственной власти Алтайского края, уполномоченным на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, является управление ветеринарии Алтайского края (далее - "уполномоченный орган") (п. 4 ст.1 Порядка обращения).

В статье 2 Порядка обращения деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом;

животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.

В силу пункта 1 статьи 3 Порядка обращения заявки на отлов животных без владельцев подаются исполнителю мероприятий по обращению с животными без владельцев в письменной либо устной форме, в том числе по телефону, подлежат регистрации в журнале по форме, утвержденной уполномоченным органом (листы должны быть пронумерованы и прошнурованы).

Информация о номерах контактных телефонов, по которым принимаются заявки на отлов животных без владельцев, размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается в средствах массовой информации.

При поступлении заявки отлов животных без владельцев производится незамедлительно. (п.2 ст. 3 Порядка обращения)

Отлову подлежат животные без владельцев, находящиеся на улицах, в иных местах и на территориях общего пользования, а в предусмотренных Федеральным законом случаях также на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании физических и юридических лиц, без сопровождающего лица, кроме случаев, когда владелец оставил животное на привязи около магазина или других мест общего пользования на непродолжительный период времени (не более трех часов). (п.3 ст. 3 Порядка обращения)

Учет животных без владельцев ведется в журналах, иных документах по формам, установленным уполномоченным органом. (п.9 ст. 3 Порядка обращения)

Орган местного самоуправления ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а за 4-й квартал - не позднее 20 января года, следующего за отчетным, в электронном виде направляет в уполномоченный орган отчет о реализации государственных полномочий, содержащий сведения об объеме выполненных работ (в соответствии с данными учета количества животных без владельцев, отловленных и транспортированных в приюты для животных, а также животных без владельцев, возвращенных на прежние места обитания) по форме, утвержденной уполномоченным органом. (п. 11 ст. 3 Порядка обращения)

Согласно пункта 4 Постановления Администрации Алтайского края от 26.01.2016 N 18 (ред. от 12.04.2022) «Об утверждении порядка предоставления субвенций на реализацию органами местного самоуправления государственных полномочий по обращению с животными без владельцев» субвенции из краевого бюджета предоставляются в том числе на оказание услуг по отлову и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, включая транспортные расходы.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются положениями Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ).

В силу статьи 16 Федерального закона N 498-ФЗ приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались.

Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.

Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.

В силу статьи 17 упомянутого федерального закона деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.

Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ предусмотрены мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя:

отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части;

размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;

иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.

Согласно ч. 3 ст. 230 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости.

Согласно ч.2 ст. 231 Гражданского кодекса Российской Федерации если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов по осуществлению полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Как следует из материалов дела 24.06.2021 прокуратурой Заринского района в адрес главы администрации Заринского района Алтайского края направлено представление об устранении нарушений законодательства при организации отлова и содержания безнадзорных животных, где указано, что переданные администрации Заринского района государственные полномочия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак, не исполняются. В 2020 году за медицинской помощью обратилось 4 жителя Заринского района, в том числе 1 несовершеннолетний, в 2021 году за медицинской помощью обратился 1 несовершеннолетний, пострадавшие от укусов бродячих животных. Субвенции, предоставленные администрации Заринского района в 2020 году в сумме 101 тыс. руб. из краевого бюджета на реализацию государственных полномочий по отлову и содержанию бездомных животных не были освоены и возвращены в краевой бюджет. (л.д. 8-10)

Согласно ответа первого заместителя главы администрации Заринского района Алтайского края, указанные выше нарушения законодательства допущены по следующим причинам: на осуществление указанных полномочий из бюджета Алтайского края на 2021 год выделено 38 тыс. руб., что недостаточно для реализации переданных полномочий, своих денежных средств для реализации полномочий в бюджете района нет. Сведения о количестве постоянного мигрирующих безнадзорных животных отсутствуют в связи с отсутствием методики и механизма учета безнадзорных животных. (л.д. 11)

Глава администрации Заринского района Алтайского края 28.01.2022 сообщил прокурору района о том, что субвенций в размере 38 тыс. руб. не достаточно для проведения аукциона, кроме того в Заринском районе нет лиц, которые оказывают услуги по отлову и содержанию бездомных животных. (л.д. 12)

Кроме проведения электронных аукционов 03.02.2022, 18.04.2022, 29.06.2022 для заключения контрактов на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату на прежнее место обитания животных без владельцев на территории Зариснкого района Алтайского края, которые признаны несостоявшимися, иные действия, направленные на исполнение переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и предусмотренные ст. 1, 2, 4 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев", а также в постановлении Правительства Алтайского края от 13.02.2020 N 52 (ред. от 22.09.2021) "Об утверждении порядка осуществления на территории Алтайского края деятельности по обращению с животными без владельцев", не осуществлялись. (л.д. 13, 45-68)

Таким образом, предпринятые административным ответчиком действия нельзя считать достаточными.

Согласно Уставу муниципального образования «Заринский район Алтайского края», принятому решением Заринского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 26 июля 2017 года N 29, к вопросом местного значения муниципального района, кроме прочего отнесена организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. (п. 13 ст. 5 Устава) В случае недостаточности выделенных муниципальному району материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных отдельных государственных полномочий, районный Совет народных депутатов вправе по представлению главы Заринского района Алтайского края принять решение о дополнительном использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств для их осуществления, предусмотрев соответствующее финансирование в районном бюджете (статья 7 Устава). (л.д. 21-41)

Как следует из информации КГБУЗ «Центральная городская больница г. Заринск» в 2021 года по 11.08.2022 количество обращений в приемное отделение и кабинет врача-травматолога по фактам нападения животных без владельцев на территории Заринского района составило: обращений взрослых - 8, обращений несовершеннолетних - 5. (л.д. 42-43)

Согласно информации комитета по финансовой, налоговой и кредитной политике Администрации Заринского района в 2021 году из краевого бюджета на реализацию государственных полномочий по обращению с животными без владельцев бюджету муниципального образования Заринский район Алтайского края выделено 38 тыс. рублей, денежные средств анне использованы возвращены в краевой бюджет ДД.ММ.ГГГГ, в 2022 году на данные цели из краевого бюджета выделена субвенция в размере 54,8 тыс. руб., на данный момент денежные средства не использованы. (л.д. 44)

КГБУ «Управление ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по г. Заринску и Заринскому району» в представленной информации указано, что по адресу: <адрес> расположен приют для бездомных животных «Шанс»Специалисты государственной ветеринарной службы оказывают лечебно-профилактические и хирургические услуги животным, находящимся в приюте. (л.д. 79)

Согласно информации администрации Заринского района Алтайского края от 08.09.2022, в ходе мониторинговых мероприятий, основанных на устной информации, получаемой от руководителей исполнительных органов администраций сельсоветов района и старост населенных пунктов, в 2021 и 2022 годах фактов появления в населенных пунктах животных, не имеющих владельцев, не выявлено. (л.д. 81)

Из материалов дела следует, что предусмотренные Законом Алтайского края от 09.11.2015 N 107-ЗС «О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев» государственные полномочия по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания, администрацией Заринского района Алтайского края не исполняются.

Администрацией Заринского района не представлено сведений об исполнении переданных ей государственных полномочий по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания, акты отлова с указанием фактического количества отловленных животных не составлялись.

Контроль за количеством особей на территории Заринского района Алтайского края административным ответчиком не ведется, на это указывают расхождения в данных мониторинга администрацией района, где животных без владельцев не выявлено и данными медицинской организации по обращению граждан пострадавших от нападения животных без владельцев: обращений взрослых - 8, обращений несовершеннолетних - 5.

Расчетов, заявок, предложений об увеличении финансирования переданных государственных полномочий, перераспределения средств неиспользованной субвенции в Правительство Алтайского края, соответствующие министерства Алтайского края не направлялись, это следует в том числе из пояснений представителя административного ответчика. Доказательств обратного административным ответчиком в материалы дела не представлено.

Учитывая приведенные обстоятельства и положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком надлежащие мероприятия по выполнению переданных ему в соответствии с Законом №107-ЗС государственных полномочий на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории данного муниципального образования, не осуществлялись.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административным ответчиком суду не были представлены доказательства, свидетельствующие о принятии исчерпывающих и своевременных мер, направленных на исполнение администрацией Заринского района Алтайского края государственных полномочий на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории данного муниципального образования.

Обстоятельств, которые бы по объективным, непреодолимым причинам, не зависящим от деятельности административного ответчика, препятствовали исполнению возложенной законом обязанности, не установлено.

Администрация Заринского района Алтайского края, уклонилась от решения вопросов, входящих в ее компетенцию, допускает бездействие в вопросе обращения с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания.

Бездействие администрации Заринского района Алтайского края, выразилось в нарушении требований законодательства о животном мире и ответственном обращении с животными в части непринятия мер по реализации государственных полномочий на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, административный ответчик фактически устранился от выполнения возложенных на него государственных полномочий в названной сфере.

Отсутствие достаточного финансирования из краевого бюджета, формальное проведение аукционов, признанных несостоявшимися, не может влиять на благоприятное проживание жителей Заринского района, и свидетельствовать об исчерпывающем принятии мер по выполнению возложенной законом обязанности по отлову и содержанию животных без владельцев, а также не освобождает административного ответчика от исполнения переданных государственных полномочий на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев.

Административным ответчиком допущено бездействие, влекущее нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом характера удовлетворенных требований административного истца, суд считает возможным установить Администрации Заринского района Алтайского края срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно: в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

Административное исковое заявление прокурора Заринского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Заринского района Алтайского края о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Заринского района Алтайского края выразившееся в неосуществлении переданных государственных полномочий по обращению с животными без владельцев в части их отлова, содержания и возврата на прежние места обитания.

Обязать Администрацию Заринского района Алтайского края осуществить переданные ей государственные полномочия в соответствии со статьями 1, 2, 4 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 107-ЗС "О наделении органов местного самоуправления Алтайского края государственными полномочиями по обращению с животными без владельцев".

На основании ст. 187 КАС РФ установить Администрации Заринского района Алтайского края срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено: в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Заринский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.А. Федоров

Решение в окончательной форме принято 13.10.2022