ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-234/2022 от 17.05.2022 Альшеевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-234/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Раевский 17 мая 2022 года

Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бондаревой О.В.,

при секретаре Евграфовой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Фасхутдинова Э.В. к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании произвести ремонт аварийного участка дороги, проложить асфальтное покрытие,

УСТАНОВИЛ:

Фасхутдинов Э.В. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании произвести ремонт аварийного участка дороги, проложить асфальтное покрытие, достроить контейнерную площадку.

В обоснование заявленных требований указал, что истцом было подано заявление главе администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан – обращение от жителей <адрес>: осуществить ремонт аварийного участка дороги и прокладки асфальтного покрытия, расположенного с дома <адрес>, по <адрес> с <адрес> РБ, где имеются многочисленные ямы и выбоины, превышающие размеры ГОСТ Р 50597-93 и не обеспечивается безопасность дорожного движения; построить на ул. <адрес> а контейнерную площадку в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ «О санитарно-эпидемологическом благополучии населения». Их коллективное обращение не было исполнено. С ответом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ не согласны по следующим основаниям: по первому вопросу ответчик сообщает, что ДД.ММ.ГГГГ было проведено грейдирование и точечная отсыпка дорожного полотна по <адрес> На данный момент данный участок соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Грейдер прошел до половины улицы, точечной отсыпки не было. Ямы как были 20,30 см в глубину, так и остались, там нет никакой отсыпки, одни ямы. По второму вопросу о строительстве контейнерной площадки возле земельного участка расположенного по адресу: <адрес> а, ответчик сообщает, что согласно схемы размещения контейнерных площадок на территории сельского поселения Раевский сельсовет, утвержденной оператором «Экология Т» обустройство контейнерной площадки по вышеуказанному адресу не предусмотрено. Ближайшая контейнерная площадка расположена возле многоквартирных домов и 3 по ул. Молодежная. Но на <адрес> стоит контейнер и из ближайших домов жители муссов выкидывают именно на <адрес> А и мусоровоз подъезжает и забирает в назначенный день мусор с контейнера и на этой площадке нет никакой отсыпки, одни ямы.

На основании изложенного, истец просил обязать ответчика Администрацию сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан произвести ремонт аварийного участка дороги и проложить асфальтное покрытие, расположенного с дома <адрес>, по <адрес>, <адрес> РБ, достроить контейнерную площадку.

Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено перейти к рассмотрению дела по иску Фасхутдинова Э.В. к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определением Альшеевского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечен ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> Республики Башкортостан.

На судебном заседании административный истец Фасхутдинов Э.В. заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объёме, от иска в части обязания ответчика достроить контейнерную площадку, отказался. Отказ от иска в части судом принят.

Административный ответчик администрация сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Ахметьянова Г.Р. с заявленными требованиями административного истца не согласилась, по доводам, изложенным в возражении.

Административный соответчик Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Агзамова К.Р. требования административного истца не признала, просила в удовлетворении иска отказать, по доводам, изложенным в возражении.

Представитель третьего лица ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> Республики Башкортостан ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. В суд представил Протокол инструментального обследования автомобильной дороги (улицы), дорожного покрытия…, Представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав и изучив представленные материалы, приходит к следующему.

Исследовав и оценив представленные доказательства, а также исходя из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку истец не доказал обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному спору.

Как следует из материалов дела, Фасхутдинов Э.В. является собственником земельных участков с кадастровым номером общей площадью 2044 кв.м по адресу: РБ, <адрес> А, с кадастровым номером общей площадью 1993 кв.м, по адресу: РБ, <адрес> Б, с кадастровым номером общей площадью 2039 кв.м, по адресу: РБ, <адрес> В.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец указывает, что дорога по улице <адрес> имеет многочисленные ямы, выбоины, что не обеспечивает безопасность дорожного движения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Администрацией сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, после поступления коллективного обращения от жителей улицы <адрес> о проведении ремонта и асфальтировании дороги по улице <адрес> проведено грейдерирование и точечная отсыпка дорожного полотна.

Из акта обследования автомобильной дороги по ул. <адрес> с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ составленного зам. Главы администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО2, помощником главы администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Ахметьяновой Г.Р., главным архитектором администрации муниципального района Альшеевский рацион Республики Башкортостан ФИО3 и директором МУП «Землемер» ФИО4 следует, что комиссией с выездом на место проведено обследование автомобильной дороги по ул. <адрес>. Специалистом МУП Землемер с использованием оборудования «Приемник PRINCE i30IMU CNC UHF Rx» определены координаты границ автомобильной дороги, ремонт дороги (устройство щебеночного основания) произведен до края проезжей части, которая проходит по границе земельного участка д. по улице <адрес>. Комиссией зафиксировано, что на дорожном покрытии по улице <адрес>, ямы и выбоины не обнаружены.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введено современное понятие автомобильной дороги – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Данный закон действует на все дороги, начиная от автомагистрали (категория 1А) и заканчивая обычными автомобильными дорогами 4 и 5 категорий, к которым относятся и дороги сельских поселений.

Статьей 13 указанного Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что полномочия в области дорожной деятельности реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации (область, край, республика) за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений. В случае отсутствия такого закрепления дорожная деятельность в отношении сельских дорог осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии со сводом правил «СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Классификацию и расчетные параметры улиц и дорог сельских поселений следует принимать по таблицам 11.3 и 11.4.

Согласно Таблице 11.3 назначение дорог обеспечивающие связь жилой застройки с основными улицами относится к «Местным улицам (дорогам)».

Свод правил СП 243.1326000.2015 «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения» устанавливает нормы и правила на проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения (НИД) на территории Российской Федерации, к которым относятся как дороги регионального и межмуниципального значения, так и дороги местного значения.

Этот Свод Правил распространяется на дороги IV и V категории, имеющих среднегодовую суточную интенсивность движения не более 400 автомобилей в сутки.

К категориям дорог IV и V категории (по классификации из постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) и относятся дороги сельских поселений.

В соответствии с этим документом автомобильные дороги с НИД подразделяются на распределительные дороги с малой интенсивностью движения и подъезды.

Согласно СП 243.1326000.2015 пункт 5.1.3 Категории автомобильных дорог с НИД должны приниматься с учетом назначения автомобильных дорог и среднегодовой суточной интенсивностью движения по ним за последний год перспективного периода. Критерии для назначения категории автомобильных дорог представлены в таблице 1.

50 - 99

Легковой автомобиль (M1)

< 50

50 - 99

Легковой автомобиль (M1)

< 50

Легковой автомобиль (M1)

Классификация автомобильных дорог

Основные транспортные средства (категория), пользующиеся автомобильной дорогой

Среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут.

Категория

Тип расчетного транспортного средства (категория)

Подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, малым транспортным терминалам

Легковые автомобили (M1), грузовые автомобили (N2), автобусы (M2, M3), транспортные средства специального назначения (M2C, M3C)

100 - 400

IVБ-пГрузовой автомобиль (N2) или автобус (M2, M3) (не менее 10% в составе движения)

В связи с тем, что в указанной части улицы <адрес>, расположены 17 индивидуальных домов, улица определяется как не имеющая сквозного проезда (тупиковая), определяем категорию дороги как – VБ.

В соответствии с пунктом 8.1.1 СП 243.1326000.2015 Конструкцию дорожной одежды и тип покрытия следует принимать исходя из характеристик расчетного автомобиля, назначения и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности и состава движения, климатических условий, санитарно-гигиенических рекомендаций, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.

Типы дорожных одежд и основные виды покрытия следует назначать по таблице 18, согласно которого для категории дорог с НИД - VБ рекомендуется вид покрытия - Щебеночные, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущим.

Таким образом, автомобильная дорога по ул. <адрес> приведена в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения.

Повреждения дорожного полотна проезжей части устранены.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и ООО «ТРАНССТРОЙАВТО» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту дорог (устройство щебеночного основания) по ул. <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в <адрес> МР <адрес> Республики Башкортостан.

Согласно решения совета сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Соглашение между органами местного самоуправления и муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о передаче сельскому поселению части полномочий муниципального района.

Согласно пункту 1.2. указанного Соглашения, в рамках исполнения переданных полномочий Поселение осуществляет содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Поселения (перечень автомобильных дорог, согласно Приложению к Соглашению).

Данным Соглашением предусмотрено, что Район обязан в порядке установленным настоящим Соглашением перечислить финансовые средства на реализацию переданных полномочий. Финансовые средства для реализации переданных полномочий предоставляется Районом Поселению в форме иных межбюджетных трансфертов.

Согласно ст. 14. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся полномочия указанные в части 1 данной статьи, в том числе пункт 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ст. 7 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся вопросы, установленные Федеральным законом. К вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ. Настоящим Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных пунктами 4, 4.1, 5, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона.

Таким образом, Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» за сельским поселением закрепляются полномочия предусмотренные пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, за исключением, в том числе пункта 5 (дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения).

Как указано выше, сельское поселение осуществляет только содержание дорог, в рамках перечисленных финансовых средств, остальные полномочия сохраняются за муниципальным районом.

В связи с чем оснований для удовлетворения требований истца к Администрацией сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан не имеется.

В материалы дела представлен протокол инструментального обследования автомобильной дороги (улицы), дорожного сооружения, железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ. Из которого следует, что на улице <адрес> с. Раевский от дома до дома № выявлены следующие нарушения: произвести планировку проезжей части на расстоянии 10 метров с гравийно-щебеночным покрытием. Данная проезжая часть относится к 5 категории дорог и соответствуют правилам, стандарт технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Как следует из Представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности:

На основании пунктов плана работы ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в связи с неоднократными обращениями Фасхутдинова Э.В., по факту осуществления ремонта проезжей части дороги, расположенной по улице <адрес>, села <адрес>, <адрес> РБ был осуществлен выезд с целью обследования обустройства улицы <адрес> села <адрес>, которое относится к V категории дорог и соответствует правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, согласно п. 5.2.1, ГОСТ Р 50597-2017, дорожное полотно имеет гравийно-щебеночное покрытие.

Руководствуясь п.2 6 раздела 1 Положения о федеральном о государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ч.2 ст. 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» ОГИБДД ОМВД России по <адрес> составлен протокол инструментального обследования о наличии недостатков транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги (улицы), дорожного сооружения, железнодорожных переездов. В ходе выездного обследования выявлены следующие недостатки: от дома № до дома № по улице <адрес>, села <адрес>, <адрес>, в нарушении пунктов 5.3.1, ГОСТ Р 50597-2017, произвести отсыпку дороги на данном участке и произвести планирование проезжей части.

Требования об отсыпки подлежат удовлетворению к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, поскольку, сельское поселение осуществляет только содержание дорог, в рамках перечисленных финансовых средств, остальные полномочия сохраняются за муниципальным районом.

В рамках указанных полномочий, Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в 2021 года самостоятельно проведена закупка по ремонту дорог (устройство щебеночного основания) по <адрес>, <адрес>, <адрес> в <адрес> МР <адрес> Республики Башкортостан, следовательно, в части проведения ремонта автомобильной дороги по <адрес> Республики Башкортостан полномочия не передавались, денежные средства на указанные цели не перечислялись.

Между Администрацией сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ заключено Дополнительное соглашение к Соглашению между органами местного самоуправления и муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о передаче сельскому поселению части полномочий муниципального района, которым внесены изменения в Соглашение, согласно которого объем иных межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий Поселению определяется в 2021 году – за счет Дорожного фонда муниципального района <адрес> Республики Башкортостан 3 400 500,00 рублей, которые израсходованы на цели указанные в Таблице «Классификация – Дорожное хозяйство» подготовленной Муниципальным казенным учреждением «Централизованная бухгалтерия муниципального района <адрес> Республики Башкортостан».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Фасхутдинова Э.В. к Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан об обязании произвести ремонт аварийного участка дороги, проложить асфальтное покрытие, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан произвести ремонт дороги на земельном участке по адресу: <адрес> начиная от дома № до дома № на расстоянии 10 метров путем отсыпки гравийно-щебеночным покрытием.

В удовлетворении остальной части исковых требований Фасхутдинова Э.В. отказать.

В удовлетворении исковых требований к Администрации сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

судья п/п О.В. Бондарева

Копия верна

Судья О.В. Бондарева

Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2022 года