ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2350/2023 от 01.12.2023 Канского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-2350/2023

24RS0024-01-2023-002322-06

Решение

Именем Российской Федерации

1 декабря 2023 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Крашкауцкой М.В.,

при секретаре Лобановой А.С.,

с участием процессуального истца – заместителя прокурора Жилкина П.А.,

представителя административного ответчика администрации г. Канска Шевцовой Ю.Г. (по доверенности), представителя КУМИ г. Канска Букалова А.В. (по распоряжению), представителей Управления по делам ГО и ЧС г. Канска Цындренко С.А., Боровлева В.А. (по доверенности), представителя ОНД и ПР по г. Канску Лотаревой С.В. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Канского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска об обязании устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне,

Установил:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска с уточненными требованиями: обязать администрацию г. Канска в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне, а именно: установить знак на входе в укрытие обозначающий защитное сооружение; обеспечить защиту лестничной клетки укрытия от атмосферных осадков; разработать и обеспечить хранение в защитном сооружении документации защитного сооружения, а также обязать администрацию г. Канска в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне, а именно: обеспечить ремонт и надлежащее техническое состояние лестничной клетки, стен, полов и потолка.

Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне, в ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес>, размещено защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 3-24/П. 04.09.2023 защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 3-24/П из убежища переведено в укрытие. Согласно справке специалиста ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району от 30.10.2023 выявлены следующие нарушения исполнения законодательства о гражданской обороне: на входе в защитное сооружение отсутствует обозначение защитного сооружения путем нанесения установленного знака на видном месте (абз. второй п. 10 Постановления Правительства РФ № 804, абз. второй пп. 16.4 Приказ МЧС России № 687, п. 6.2 Приказ МЧС России № 583); лестничная клетка, ведущая в защитное сооружение не защищена от атмосферных осадков (абз. второй п. 10 Постановления Правительства РФ № 804, абз. второй пп. 16.4 Приказ МЧС России № 687, п. 3.2.6 Приказ МЧС России № 583); не обеспечена сохранность защитных свойств сооружения, а именно лестничная клетка, стены, полы и потолок имеют признаки разрушения строительных конструкций (абз. второй п. 10 Постановления Правительства РФ № 804, абз. второй пп. 16.4 Приказ МЧС России № 687, п. 3.2.2 Приказ МЧС России № 583); в защитном сооружении отсутствует документация защитного сооружения (п. 3.6 Приказ МЧС России №583).

Определением Канского городского суда Красноярского края от 03.08.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУ МЧС по Красноярскому краю, КУМИ г. Канска.

Протокольным определением Канского городского суда Красноярского края от 31.08.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по делам ГО и ЧС г. Канска.

Определением Канского городского суда Красноярского края от 14.11.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району.

Процессуальный истец заместитель Канского межрайонного прокурора Жилкин П.А. в судебном заседании поддержал уточненные заявленные требования по основаниям изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации г. Канска Шевцова Ю.Г. возражала против удовлетворения уточненных требований.

Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил пояснения, по тексту которых находит требования обоснованными и полностью их поддерживает, поскольку инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта РФ. Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в ГУ МЧС России по субъектам РФ данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений. На территории Красноярского края ГУ МЧС по Красноярскому краю, как территориальный орган МЧС России по субъекту РФ осуществляет учет всех ЗС ГО находящихся на территории Красноярского края. В соответствии с учетными данными ГУ МЧС по Красноярскому краю по адресу: <адрес> за инвентарным номером 3-24/П числится отдельно стоящее ЗС ГО (противорадиационное укрытие), класс ЗС ГО – ПРУ, П-4, площадью 288 кв.м. и вместимостью на 200 чел. Принято в эксплуатацию в 1978 году. 10.09.2022 в отношении убежища № 3-24/П восстановлен паспорт убежища. Согласно Акту инвентаризации от 13.08.2018 состояние ЗС ГО к приему укрываемых «не готово», балансодержателем является КУМИ г. Канска. Ранее ЗС ГО находилось в пользовании ОАО «Содружество» (предприятие ликвидировано). Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица КУМИ г. Канска Букалов А.В. возражал против удовлетворения уточненных требований.

Представители заинтересованного лица Управления по делам ГО и ЧС г. Канска Цындренко С.А., Боровлева В.А. возражали против удовлетворения иска, поскольку удовлетворение требований повлечет нецелевое расходование бюджетных средств.

Представитель заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску и Канскому району Лотарева С.В поддержала требования истца.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Согласно п. 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1309 от 29.11.1999 к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Согласно п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 (ред. от 30.09.2019) основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

В силу п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 (ред. от 30.10.2019) организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15.12.2002, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Канской межрайонной прокуратурой в периоды с 23.03.2023 по 21.04.2023 и с 04.07.2023 по 02.08.2023 проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено, что по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны – ПРУ ОС П-4, инвентарный /П, предназначенное для защиты граждан от всех средств массового поражения, введено в эксплуатацию в 1978 году, вместимостью 200 человек, площадью 288 кв.м., представляющее собой отдельно стоящий подвал, находилось на балансе ОАО «Содружество» (предприятие ликвидировано) (л.д. 7-13, л.д. 24-25, л.д. 38, л.д. 49-50).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Канской межрайонной прокуратуры вынесено представление в адрес главы г. Канска Береснева А.М. об устранении нарушений законодательства в сфере гражданской обороны (л.д. 14-16).

ДД.ММ.ГГГГ главой г. Канска Бересневым А.М. рассмотрено представление Канской межрайонной прокуратуры, по результатам рассмотрения которого принято решение, что финансовые вложения в данный объект до принятия окончательного решения по поводу возможности использования защитного сооружения либо перевода его в иной статус сооружения считает нецелесообразным. Кроме того, в связи с тем, что неисполнение обязанностей обусловлено недостаточным финансированием, то основания для принятия мер дисциплинарного взыскания отсутствуют (л.д. 17).

Защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес> значится в реестре муниципальной собственности под реестровым номером наименование объекта – нежилое здание: бомбоубежище, общая площадь – 45,6 квм., год постройки – 1965, кадастровый (л.д. 18-19).

Решением Канского городского суда Красноярского края от 20.09.2016 на объект недвижимости: нежилое здание – бомбоубежище, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 45,6 кв.м., с кадастровым номером признано право муниципальной собственности. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21).

Согласно ответу Управления по делам ГО и ЧС г. Канска от 15.05.2023, ПРУ: инвентарный номер № 3-24 осмотру не подвергался, так как данное сооружение находится на балансе КУМИ г. Канска. В настоящий момент ЗС ГО не соответствует нормам ИТМ ГО и не может быть использовано по предназначению (л.д. 22).

Согласно ответу администрации г. Канска от 17.05.2023, письма в адрес ГУ МЧС России по Красноярскому краю о снятии статуса защитного сооружения № 3-24 не направлялись из-за отсутствия на данное защитное сооружение технической документации и паспорта ЗС ГО. ПРУ является обычным отдельно стоящим подвалом, как объект ГО не проектировалось и не строилось, оборудование не поставлялось. Нормам ИТМ не соответствует, к приему укрываемых не готово. Обращения в Правительство Красноярского края о выделении денежных средств для ремонта, консервации защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес> не было по тем же причинам, что и в ГУ МЧС России по Красноярскому краю. После оформления пакета документов на ПРУ, они буду отправлены в ГУ МЧС России по Красноярскому краю для перевода его на эксплуатацию в качестве укрытия (л.д. 23).

10.12.2022 в отношении защитного сооружения гражданской обороны – убежища (противорадиационного укрытия), составлен паспорт, 30.01.2014 утверждена инвентаризационная карточка защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (противорадиационного укрытия) № 24/3 представителем территориального органа МЧС России, а также имеется запись в журнале учета ЗС ГО, что не противоречит положениям «Методические рекомендации по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации» (утв. Росимуществом 29.05.2013, МЧС России 17.05.2013 № 2-7-87-5-14) (л.д. 39-48, л.д. 66-75).

04.09.2023 защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 3-24/П из убежища переведено в укрытие.

Согласно справке специалиста ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району от 30.10.2023 выявлены следующие нарушения исполнения законодательства о гражданской обороне:

1) на входе в защитное сооружение отсутствует обозначение защитного сооружения путем нанесения установленного знака на видном месте;

2) лестничная клетка, ведущая в защитное сооружение не защищена от атмосферных осадков;

3) не обеспечена сохранность защитных свойств сооружения, а именно лестничная клетка, стены, полы и потолок имеют признаки разрушения строительных конструкций;

4) в защитном сооружении отсутствует документация защитного сооружения.

Согласно ответу ГУ МЧС России по Красноярскому краю на запрос от 30.11.2023, защитные сооружения гражданской обороны, расположенные на территории г. Канска, не снимались и не планируются к снятию с учета в 2023 году.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрация г. Канска, как орган местного самоуправления обязана была установить знак на входе в укрытие по адресу: <адрес>, обозначающий защитное сооружение, обеспечить защиту лестничной клетки укрытия от атмосферных осадков, разработать и обеспечить хранение в защитном сооружении документации защитного сооружения, а также обеспечить ремонт и надлежащее техническое состояние лестничной клетки, стен, полов и потолка, как объекта муниципальной собственности, поскольку данный объект относится к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона является муниципальной собственностью.

Стороной ответчика не представлено доказательств выбытия спорного объекта из состава муниципальной собственности, судом указанные обстоятельства не установлены, следовательно, надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу является администрация г. Канска.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что заявленные Канским межрайонным прокурором требования в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска об обязании устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом сроки в течение которых указанный ответчик должен произвести действия по устранению нарушений, в течение 6 месяцев и 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, представляются суду разумными и достаточными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ,

Решил:

Административное исковое заявление Канского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска об обязании устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне – удовлетворить.

Обязать администрацию г. Канска (ИНН 2450010250, ОГРН 1022401360662) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне, а именно:

– установить знак на входе в укрытие по адресу: <адрес>, обозначающий защитное сооружение;

– обеспечить защиту лестничной клетки укрытия по адресу: <адрес> от атмосферных осадков;

– разработать и обеспечить хранение в защитном сооружении по адресу: <адрес> документации защитного сооружения.

Обязать администрацию г. Канска (ИНН 2450010250, ОГРН 1022401360662) в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне, а именно:

– обеспечить ремонт и надлежащее техническое состояние лестничной клетки, стен, полов и потолка в укрытии по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: – М.В. Крашкауцкая

Мотивированное решение составлено 15.12.2023.

Председательствующий: – М.В. Крашкауцкая