ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2358/2021 от 14.05.2021 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-2358/2021

УИД: 54RS0007-01-2021-001043-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г.Новосибирска

В составе:

Председательствующего судьи Поздняковой А.В.,

при секретаре Гергерт А.А.,

с участием помощника судьи Мухаревой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Садыкова А. Р. к <адрес> о признании незаконным решения должностного лица,

установил:

Садыков А.Р. обратился в суд с административным иском к <адрес> о признании незаконным решения должностного лица.

В обоснование иска указал, что приказом <адрес> от /дата/-од «О выдаче предварительного разрешения матери на распоряжение денежными средствами, принадлежащими несовершеннолетней Садыковой И., /дата/ года рождения», Садыковой А. М. было дано предварительное разрешение распоряжаться денежными средствами, принадлежащими несовершеннолетней Садыковой И. А., /дата/ года рождения, в размере выше величины прожиточного минимума. Резолютивной частью Приказа Садыковой A.M. разрешено снятие денежных средств (алименты) в размере выше величины прожиточного минимума, находящихся в ПАО «Сбербанк России» на счете , принадлежащих несовершеннолетней Садыковой И., /дата/ года рождения, для обеспечения нужд несовершеннолетней дочери. В настоящее время заинтересованное лицо изменило фамилию с «Садыкова» на «Леонгард» в связи с замужеством, что подтверждается соответствующими документами. Приказ является незаконным, поскольку при его вынесении административным ответчиком нарушены права истца на участие в принятии решений относительно дохода и имущества ребенка, при этом Приказ противоречит требованиям действующего законодательства. Приказ противоречит требованиям ст. 60 Семейного кодекса РФ и ст. 37 Гражданского кодекса РФ, на которую имеется ссылка в самом оспариваемом Приказе. Согласно ст. 60 Семейного кодекса РФ суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 37 Гражданского кодекса РФ суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Таким образом, действующее законодательство устанавливает, что денежные средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, либо - в формулировке ГК РФ -алименты, выплачиваемые на содержание подопечного, расходуются без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, вне зависимости от того, поступают ли они непосредственно получателю алиментов или же зачисляются на отдельный номинальный счет. Действующее законодательство не содержит иных норм, связанных с регулированием отношений по расходованию алиментов. Приказом нарушены требования Постановления мэрии <адрес> от <данные изъяты>. «Об осуществлении от имени мэрии <адрес> отдельных государственных полномочий <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления <адрес>» в ред. постановления мэрии от /дата/ N 2821 (далее по тексту -Постановление), на которое имеется ссылка в самом оспариваемом Приказе. Согласно оспариваемому Приказу, административный ответчик действовал не в рамках своей компетенции, установленной Постановлением, а именно Перечнем полномочий структурных подразделений мэрии <адрес> в рамках осуществления от имени мэрии <адрес> отдельных государственных полномочий <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления <адрес>, п. 2.11.1: «Выдача необходимых разрешений, предусмотренных федеральным законодательством при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка». Приведённую выше норму следует трактовать как отсутствие прав или обязанностей органов местного самоуправления выдавать разрешения на распоряжение алиментами. Приказ противоречит требованиям Административного регламента от 12.11.2015г. «О предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, осуществляющими переданные государственные полномочия <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственной услуги по выдаче предварительного разрешения опекуну (опекунам), а также родителю (родителям) несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного или ребенка, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному или ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного или ребенка, а попечителю (попечителям), а также родителю (родителям) несовершеннолетнего старше четырнадцати лет на дачу согласия на совершение таких сделок, а также по выдаче предварительного разрешения на распоряжение доходом подопечного или ребенка, за исключением доходов, которыми он вправе распоряжаться самостоятельно в соответствии с гражданским законодательством, утвержденный Приказом Министерства социального развития <адрес>» (далее -Регламент). Согласно п. 12, подп. 1) п. 12.2 Регламента, при отсутствии документов, предусмотренных подп. 4) п. 12 Регламента, в случае обращения за выдачей предварительного разрешения на распоряжение доходом подопечного или ребенка, за исключением доходов, которыми подопечный или ребенок вправе распоряжаться самостоятельно, заявителями дополнительно к документам, указанным в пункте 12 Административного регламента, представляется заявление о выдаче предварительного разрешения на распоряжение доходом подопечного или ребенка по форме согласно приложению к Регламенту. То есть такое заявление в отношении денежных средств, находящихся на счете <данные изъяты> в ПАО «Сбербанк России», открытом на имя Садыковой И. А., может быть подано только от имени обоих родителей ребенка. От имени одного из родителей такое заявление может подаваться при условии одновременного представления в компетентный орган «решения суда о лишении родительских прав или о признании родителя недееспособным; свидетельства о смерти одного из родителей; решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, умершим; документа, подтверждающего уклонение второго родителя без уважительных причин от воспитания ребенка (в том числе приговор суда о привлечении к уголовной ответственности в связи с умышленным преступлением против жизни и здоровья этого ребенка, решение суда о признании факта уклонения родителя от воспитания ребенка); документа, подтверждающего уклонение второго родителя без уважительных причин от содержания ребенка, если таким документом является приговор суда о привлечении к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов» (при обращении одного из родителей ребенка) (точные формулировки подп. 4) п. 12 Регламента). Перечисленные выше документы явным образом не могли быть предоставлены административному ответчику Леонгард (Садыковой) A.M., поскольку таких документов не существует. Административный ответчик принял к рассмотрению заявление, оформленное Леонгард (Садыковой) A.M. без участия второго родителя ребенка и без приложения предусмотренных Регламентом обязательных документов. Приказ противоречит судебному решению по гражданскому делу . В 2018г. мировым судьей судебного участка №<адрес> по гражданскому делу по иску Садыковой A.M. к Садыкову А.Р. было принято решение о взыскании с Садыкова А.Р. алиментов на содержание несовершеннолетней дочери Садыковой И. А., /дата/ года рождения в размере 1/4 всех видов заработка и иного дохода ежемесячно, начиная с /дата/г. и до достижения ребенком совершеннолетия, из них 50%, подлежат перечислению, на счет, открытый на имя несовершеннолетней, и 50% подлежат перечислению взыскателю Садыковой A.M. Согласно п. 2 ст. 60 СК РФ суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от /дата/ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ткаченко Ю. А. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации», данные законоположения наделяют Суд необходимыми дискреционными полномочиями при решении вопроса о перечислении части сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. При этом, с учетом имеющегося разъяснения Верховного Суда Российской Федерации о том, что данное решение принимается исходя из интересов детей (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /дата/ N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов"), Суд должен учитывать обстоятельства конкретного дела и руководствоваться закрепленным в Семейном кодексе Российской Федерации принципом приоритетной защиты прав и интересов детей (статья 1). Также и в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от /дата/ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 60 СК РФ суд вправе, исходя из интересов детей, по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. Принятие судом решения об удовлетворении указанного требования возможно, в частности, в случае ненадлежащего исполнения родителем, получающим алименты, обязанности по расходованию соответствующих выплат на содержание, воспитание и образование ребенка и сохранения при таком способе исполнения решения суда уровня материального обеспечения ребенка, достаточного для его полноценного развития (питание, образование, воспитание и т.д.). Причиной вынесения решения суда о делении суммы алиментов послужило то, что в ходе судебного заседания было установлено, что выплачиваемые алименты будут потрачены не на содержание несовершеннолетней дочери, а на личные цели взыскателя, в частности погашение многочисленных кредитов, взятых Садыковой A.M. в микрофинансовых организациях. В обозначенном выше решении суд посчитал 50% от суммы алиментов достаточным на содержание Садыковой И.А. и разделил сумму выплачиваемых алиментов, тем самым ограничив право Леонгард (Садыковой) A.M. распоряжаться только этой частью. Другие 50% от суммы алиментов, суд своим решением, основанным на предусмотренных законом мерах, защитил от нецелевого расходования средств, сохраняя имущественные интересы ребенка до достижения совершеннолетия. Таким образом, при установлении необходимости перечисления алиментных платежей на счет, открытый на имя ребенка, мировой судья судебного участка №<адрес> по гражданскому делу исходил исключительно из интересов ребенка и полностью защищал его имущественные права. Сберегательный счет, на который ежемесячно истцом перечислялись 50% от суммы алиментов подлежащих взысканию, был открыт на имя несовершеннолетней Садыковой И. А. в ПАО «Сбербанк России» в <адрес>, счет <данные изъяты>. Алиментные обязательства выполнялись надлежащим образом. Назначение переводов денежных средств на счет Садыковой И. А. как «уплата алиментов» - это необходимая характеристика источника денежных средств, подтверждающая исполнение своей обязанности согласно решению суда. Однако, поступив на счет, открытый на имя ребенка, эти денежные средства, в соответствии со ст. 128 ГК РФ, формируют имущество, на распоряжение которым требуется согласие второго родителя, административного истца в данном случае. Режим уплаты алиментов и формирования имущества ребенка установлен решением суда и только в судебном порядке его возможно изменить.Решение мирового судьи судебного участка №<адрес> по гражданскому делу не оспаривалось, порядок исполнения решения в надлежащем порядке не изменялся. Фактически, Приказ <адрес> от /дата/-од, резолютивной частью разрешая Садыковой A.M. «снятие денежных средств (алименты) в размере выше величины прожиточного минимума, находящихся в ПАО «Сбербанк России» на счете , принадлежащих несовершеннолетней Садыковой И.», подразумевает ничем не ограниченное распоряжение денежными средствами на счете, открытом на имя несовершеннолетней Садыковой И.А., вопреки установленному судом режиму. При этом согласно п. п. 2, 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к Суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом. В соответствии с п. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Разумное управление и распоряжение имуществом несовершеннолетнего ребенка в его интересах, с согласия органа опеки и попечительства, - это одновременно и право, и обязанность каждого добросовестного родителя, правомочия, принадлежащие в силу норм Семейного кодекса в равной степени отцу и матери ребенка. Этих принадлежащих правомочий истец был лишен по вине административного ответчика в связи с внесением незаконного Приказа. Административным ответчиком в нарушение действующего законодательства и установленных регламентов, вне рамок компетенции, установленной мэрией <адрес>, принято и рассмотрено заявление заинтересованного лица Леонгард (Садыковой) A.M. о выдаче разрешения на распоряжение денежными средствами (алиментами), что следует из первого абзаца текста самого оспариваемого Приказа. Между тем, как уже указывалось выше, распоряжение алиментами в силу норм Семейного кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ, Регламента и Постановления - не требует каких-либо разрешений органов опеки и попечительства и, соответственно, не требует вынесения оспариваемого Приказа административным ответчиком. Вопросы выдачи разрешений, предварительных разрешений на распоряжение алиментами вообще не урегулированы на уровне административных регламентов и не могут быть урегулированы, так как нормы Гражданского и Семейного кодексов РФ прямо указывают, что распоряжение алиментами находится вне сферы компетенции органа опеки и попечительства. Таким образом, в любом возможном случае, когда распоряжение денежными средствами требует разрешения, предварительного разрешения органа опеки и попечительства, речь идет только о распоряжении и управлении доходом или имуществом ребенка. Что также закреплено действующим законодательством в части объектов имущественных прав, в частности денежными средствами на счете открытом на имя ребенка. Поскольку Леонгард (Садыкова) A.M. не могла и не может распоряжаться деньгами на счете .8/дата/.6084852 в ПАО «Сбербанк России» без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, то выдать соответствующее предварительное разрешение административный ответчик мог только в рамках своей компетенции, установленной Постановлением, и в порядке, установленном Регламентом. Установленный Регламентом порядок - это подача заявления обоими родителями, либо подача заявления одним родителем с приложением строго определенных Регламентом документов, дискредитирующих второго родителя. Принимая во внимание, что Леонгард (Садыкова) A.M. таких документов не предоставила, механизм получения такого разрешения, согласно Регламенту, предполагает волеизъявление второго родителя, административного истца в данном случае, в обязательном порядке. Таким образом, административным ответчиком нарушены права истца - согласие истца на использование денежных средств дочери не было получено. При этом, как указывалось выше, истец, в соответствии с Регламентом, имеет право участвовать в принятии решения об использовании денежных средств дочери, поступающих на счет открытый на имя дочери.

На основании вышеизложенного просит признать Приказ <адрес> от /дата/-од «О выдаче предварительного разрешения матери на распоряжение денежными средствами, принадлежащими несовершеннолетней Садыковой И., /дата/ года рождения» незаконным; Отменить Приказ <адрес> от /дата/-од «О выдаче предварительного разрешения матери на распоряжение денежными средствами, принадлежащими несовершеннолетней Садыковой И., /дата/ года рождения».

Административный истец в судебном заседании поддержал требования административного иска в полном объеме.

Представитель административного истца так же поддержал административный иск, просил его удовлетворить по доводам и основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований в полном объеме, по доводам и основаниям изложенным в письменном отзыве.

Заинтересованное лицо также дала пояснения в соответствии с которыми возражала против удовлетворения требований истца.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом <адрес> от /дата/-од «О выдаче предварительного разрешения матери на распоряжение денежными средствами, принадлежащими несовершеннолетней Садыковой И., /дата/ года рождения», Садыковой А. М. было дано предварительное разрешение распоряжаться денежными средствами, принадлежащими несовершеннолетней Садыковой И. А., /дата/ года рождения, в размере выше величины прожиточного минимума.

Резолютивной частью Приказа Садыковой A.M. разрешено снятие денежных средств (алименты) в размере выше величины прожиточного минимума, находящихся в ПАО «Сбербанк России» на счете , принадлежащих несовершеннолетней Садыковой И., /дата/ года рождения, для обеспечения нужд несовершеннолетней дочери.

В настоящее время заинтересованное лицо изменило фамилию с «Садыкова» на «<данные изъяты>» в связи с замужеством, что подтверждается соответствующими документами.

Согласно ст. 60 Семейного кодекса РФ суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

В соответствии с п. 1 ст. 37 Гражданского кодекса РФ суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает, что денежные средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, либо - в формулировке ГК РФ -алименты, выплачиваемые на содержание подопечного, расходуются без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, вне зависимости от того, поступают ли они непосредственно получателю алиментов или же зачисляются на отдельный номинальный счет.

Действующее законодательство не содержит иных норм, связанных с регулированием отношений по расходованию алиментов.

В Постановлении мэрии <адрес> от 30.06.2015г. «Об осуществлении от имени мэрии <адрес> отдельных государственных полномочий <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления <адрес>» в ред. постановления мэрии от /дата/ N 2821 (далее по тексту -Постановление), на которое имеется ссылка в самом оспариваемом Приказе, приведен перечень полномочий структурных подразделений мэрии <адрес> в рамках осуществления от имени мэрии <адрес> отдельных государственных полномочий <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных органам местного самоуправления <адрес>, п. 2.11.1: «Выдача необходимых разрешений, предусмотренных федеральным законодательством при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка».

Согласно Административному регламенту от 12.11.2015г. «О предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, осуществляющими переданные государственные полномочия <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственной услуги по выдаче предварительного разрешения опекуну (опекунам), а также родителю (родителям) несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного или ребенка, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному или ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного или ребенка, а попечителю (попечителям), а также родителю (родителям) несовершеннолетнего старше четырнадцати лет на дачу согласия на совершение таких сделок, а также по выдаче предварительного разрешения на распоряжение доходом подопечного или ребенка, за исключением доходов, которыми он вправе распоряжаться самостоятельно в соответствии с гражданским законодательством, утвержденный Приказом Министерства социального развития <адрес>».

Согласно п. 12, подп. 1) п. 12.2 Регламента, при отсутствии документов, предусмотренных подп. 4) п. 12 Регламента, в случае обращения за выдачей предварительного разрешения на распоряжение доходом подопечного или ребенка, за исключением доходов, которыми подопечный или ребенок вправе распоряжаться самостоятельно, заявителями дополнительно к документам, указанным в пункте 12 Административного регламента, представляется заявление о выдаче предварительного разрешения на распоряжение доходом подопечного или ребенка по форме согласно приложению к Регламенту.

То есть такое заявление в отношении денежных средств, находящихся на счете <данные изъяты> в ПАО «Сбербанк России», открытом на имя Садыковой И. А., может быть подано только от имени обоих родителей ребенка. От имени одного из родителей такое заявление может подаваться при условии одновременного представления в компетентный орган «решения суда о лишении родительских прав или о признании родителя недееспособным; свидетельства о смерти одного из родителей; решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, умершим; документа, подтверждающего уклонение второго родителя без уважительных причин от воспитания ребенка (в том числе приговор суда о привлечении к уголовной ответственности в связи с умышленным преступлением против жизни и здоровья этого ребенка, решение суда о признании факта уклонения родителя от воспитания ребенка); документа, подтверждающего уклонение второго родителя без уважительных причин от содержания ребенка, если таким документом является приговор суда о привлечении к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов» (при обращении одного из родителей ребенка) (точные формулировки подп. 4) п. 12 Регламента).

Перечисленные выше документы не были предоставлены административному ответчику Леонгард (Садыковой) A.M..

Административный ответчик принял к рассмотрению заявление, оформленное Леонгард (Садыковой) A.M. без участия второго родителя ребенка и без приложения предусмотренных Регламентом обязательных документов, что является основанием для отмены вынесенного администрацией приказа от /дата/.

Руководствуясь статьями ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Садыкова А. Р. к <адрес> о признании незаконным решения должностного лица удовлетворить.

Признать незаконным и отменить приказ <адрес> от /дата/-од «О выдаче предварительного разрешения матери на распоряжение денежными средствами, принадлежащими несовершеннолетней Садыковой И., /дата/ года рождения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Позднякова А.В.