ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2359/18 от 04.10.2018 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Коломна

Коломенский городской суд Московской области Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Сергеевой Е. В., при секретаре Кузенковой А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску

ФИО1 к Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении государственной услуги незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании незаконным решения Администрации Коломенского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности ФИО1, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области»; о понуждении административного ответчика повторно рассмотреть данное заявление.

Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенная судом о месте и времени судебного разбирательства <данные изъяты> в суд не явилась, об отложении судебного заседания по уважительным причинам суд не просила.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд рассматривает дело в отсутствие административного истца ФИО1, участие которого по данному делу не признавалось судом обязательным.

Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем юридическом образовании <данные изъяты> в судебном заседании поддержала административный иск своего доверителя, указывая следующее.

Административный истец ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым , категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, плоащью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Постановления Администрации Коломенского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым был присвоен адрес: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в адрес административного ответчика было подано заявление о подготовке градостроительного плана вышеуказанного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Коломенского городского округа Московской области было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области» за .

Административный истец считает, что вышеуказанное решение административного ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги является незаконным по следующим основаниям.

Так, в оспариваемом решении отсутствуют ссылки на несоблюдение ФИО5 каких-либо градостроительных и строительных норм при планируемом строительстве индивидуального жилого дома, отраженном в градостроительном плане земельного участка. Напротив, возражения административного ответчика сводятся к тому, что в будущем планируется возведение регионального путепровода, в территорию застройки, которого попадает земельный участок ФИО1

Между тем, на момент обращения ФИО5 за данной государственной услугой, согласно выписке из ЕГРЮЛ на земельный участок отсутствуют данные об ограничении на него права собственности.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области утвержден «Административный регламент предоставления государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории Московской области».

Согласно указанному Административному регламенту основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: отсутствие основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости; отсутствие утвержденной документации по планировке территории в случае, если в соответствии с законодательством РФ и законодательством Московской области размещение объектов капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации; заявитель не является правообладателем земельного участка, в отношении которого запрашивается ГПЗУ; рассматриваемый земельный участок включен в территорию, в границах которой предусматривается деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории при отсутствии проекта планировки территории; в отношении рассматриваемого земельного участка необходимо установление, изменение или отмена красных линий для определения границ территорий, предназначенных для размещения линейных объектов и территорий общего пользования.

Вид разрешенного использования земельного участка предоставляет ФИО5 право на строительство на нем индивидуального жилого дома.

На основании изложенного, она просит суд признать незаконным решение Администрации Коломенского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности ФИО1, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области»; обязать административного ответчика повторно рассмотреть данное заявление.

Представитель административного ответчика Администрации Коломенского городского округа Московской области ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и диплома о высшем юридическом образовании <данные изъяты> в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указывая следующее.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Коломенского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований <адрес>» в отношении земельного участка с кадастровым , категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: для <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.

Заявление было рассмотрено и направлено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении указанной государственной услуги со ссылкой на пункт 13.1.3 Административного регламента, а именно – нахождение земельного участка в зоне планируемого размещения регионального путепровода в соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 года «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области».

Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникшие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, является Градостроительный кодекс РФ.

Подготовка и регистрация градостроительных планов земельных участков, в том числе с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» осуществляется в соответствии с Административным регламентом.

Распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства от 24 августа 2017 года утвержден Административный регламент предоставления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительных планов земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», «ведение садоводства», «ведение дачного хозяйства», «для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>». Пунктом 13 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче градостроительного плана.

Поскольку земельный участок ФИО1 находится в зоне планируемого размещения регионального путепровода в соответствии со схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, ФИО1 было отказано в выдаче градостроительного плана.

В соответствии с пунктом 13.1.2 административного регламента основанием для отказа в выдаче градостроительного плана является включение земельного участка в территорию, в границах которой предусматривается деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории при отсутствии проекта планировки территории. Пункт 13.1.3 в данном отказе Администрации был указан ошибочно.

На основании п. 13.1.12 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 14.11.2007 года, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области предоставляет согласие органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области по реализации государственных полномочий в соответствии с законодательством Московской области.

Таким образом, заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области является обязательным для исполнения органами местного самоуправления. Просит суд в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.

Заинтересованное лицо Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, надлежащим образом извещенное судом о месте и времени судебного разбирательства <данные изъяты> в суд своего представителя не направило, в письменном отзыве заинтересованное лицо просило суд о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (<данные изъяты>

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд рассматривает дело в отсутствие указанного заинтересованного лица, участие которого по делу не признавалось судом обязательным.

В своем письменном отзыве заинтересованное лицо Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области возражало против удовлетворения данного иска, поскольку на территории Московской области действует Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ», государственной программой Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на <данные изъяты>, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на <данные изъяты> годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области», а также в соответствии с Законом Московской области -ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью Генерального плана развития <адрес> как системы нормативных правовых актов <адрес>, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и регламентирующих организацию градостроительной деятельности в Московской области в пределах полномочий субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Документы территориального планирования Московской области является обязательными для органов местного самоуправления в силу ст. ст. 9, 26 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со Схемой территориального планирования трансопртного обслуживания Московской области, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым , общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>», расположен в зоне, планируемой для строительства путепровода на пересечении <данные изъяты> и ж<данные изъяты>. Данное обстоятельство подтверждается также выкопировками из Ведомственной информационной системы Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.

По смыслу ст. 39.16 Земельного кодекса РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и или документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения или объектов местного значения. При этом, для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд. Просит суд отказать административному истцу в заявленных требованиях (л. д. 26-28).

Заинтересованное лицо Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, надлежащим образом извещенное судом о месте и времени судебного разбирательства <данные изъяты> в суд своего представителя не направило, об отложении судебного заседания суд не просило.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд рассматривает дело в отсутствие указанного заинтересованного лица, участие которого по делу не признавалось судом обязательным.

В письменном отзыве заинтересованное лицо Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области просило суд в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать. Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области предусмотрено размещение путепровода в районе городского округа Коломна на пересечении автомобильной дороги регионального значения <данные изъяты>) и железной дороги <данные изъяты>. Земельный участок с кадастровым расположен в зоне планируемого размещения путепровода в районе городского округа Коломна на пересечении автомобильной дороги регионального <данные изъяты><данные изъяты>) и <данные изъяты>. Просит в удовлетворении административного иска отказать <данные изъяты>

Выслушав в судебном заседании представителя административного истца, возражения административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и дав им соответствующую оценку, суд приходит к следующему.

Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец ФИО1 на основании договора купли-продажи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с гр. ФИО3, является собственником земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки. Право собственности зарегистрировано на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>

На основании постановления Администрации Коломенского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым присвоен адрес: <адрес>

Административным истцом ФИО5 было принято решение об осуществлении строительства индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке, в связи с чем, она в установленном законом порядке подготовила градостроительный план данного земельного участка. Для регистрации данного градостроительного плана ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Коломенского городского округа Московской области с заявлением <данные изъяты>

Решением Администрации Коломенского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу ФИО5 было отказано в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области» <данные изъяты>

Причиной отказа в предоставлении данной государственной услуги явилось следующее: в соответствии с пунктом 13.1.2. Административного регламента предоставления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительных планов земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», «ведение садоводства», «ведение дачного хозяйства», «для индивидуального жилищного строительства», утвержденного Распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа в выдаче градостроительного плана является включение земельного участка в территорию, в границах которой предусматривается деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории при отсутствии проекта планировки территории (л. д. 52-53).

Из оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что земельный участок административного истца с кадастровым находится в зоне планируемого размещения регионального путепровода в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Схемой территориального планирования транспортного обслуживания <адрес> предусмотрено размещение путепровода в районе городского округа Коломна на пересечении автомобильной дороги регионального значения <данные изъяты> и <данные изъяты>. Земельный участок с кадастровым расположен в зоне планируемого размещения путепровода в районе городского округа Коломна на пересечении автомобильной дороги регионального значения <данные изъяты> и железной дороги <данные изъяты> (<данные изъяты>

Не согласившись с данным решением, административный истец ФИО5 обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просит признать данное решение незаконным.

Так, в соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Пунктом 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (п. 2 ст. 44 вышеуказанного Кодекса).

В силу п. 3 ст. 44 вышеуказанного Кодекса, в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке; 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В силу ч. 4 ст. 57.3. Градостроительного кодекса РФ в случае, если размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Административный регламент предоставления государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительных планов земельных участков при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории Московской области».

Согласно пункту 13.1. указанного Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительных планов земельных участков в Московской области» являются: отсутствие основных сведений о земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости; отсутствие утвержденной документации по планировке территории в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации; заявитель не является правообладателем земельного участка, в отношении которого запрашивается ГПЗУ; рассматриваемый земельный участок включен в территорию, в границах которой предусматривается деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории при отсутствии проекта планировки территории (подпункт 13.1.2. Административного регламента); в отношении рассматриваемого земельного участка необходимо установление, изменение или отмена красных линий для определения границ территорий, предназначенных для размещения линейных объектов, и (или) территорий общего пользования и т.д.

Причиной отказа в предоставлении вышеуказанной государственной услуги ФИО5 явилось то обстоятельство, что в соответствии с вышеуказанным пунктом 13.1.2. Административного регламента, земельный участок включен в территорию, в границах которой предусматривается деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории при отсутствии проекта планировки территории. Схемой территориального планирования транспортного обслуживания <адрес> предусмотрено размещение путепровода в районе городского округа Коломна на <данные изъяты> и <данные изъяты>. Земельный участок с кадастровым расположен в зоне планируемого размещения путепровода в районе городского округа Коломна на пересечении <данные изъяты><данные изъяты>

Из материалов дела, в частности письменного отзыва Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на территории <адрес> действует Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ», государственной программой Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2014-2018 годы, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы <адрес> «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на ДД.ММ.ГГГГ годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений <адрес>», а также в соответствии с <адрес>-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и регламентирующих организацию градостроительной деятельности в Московской области в пределах полномочий субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ.

Таким образом, документы территориального планирования Московской области являются обязательными для органов местного самоуправления в силу ст. ст. 9, 26 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым , общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес> расположен в зоне, планируемой для строительства <данные изъяты> и ж<данные изъяты>. Данное обстоятельство подтверждается также выкопировками из Ведомственной информационной системы Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области <данные изъяты>

По смыслу ст. 39.16 Земельного кодекса РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения или объектов местного значения.

При этом, суд отмечает, что для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.

На основании пункта 13.1.12 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 14 ноября 2007 года, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области предоставляет согласие органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области по реализации государственных полномочий в соответствии с законодательством Московской области.

Таким образом, заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области является обязательным для исполнения органами местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Администрации Коломенского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности ФИО1, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области» является законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства РФ.

На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.

Руководствуясь ст. ст. 174-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требованийк Администрации Коломенского городского округа Московской области о признании незаконным решения Администрации Коломенского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Подготовка и регистрация градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности ФИО1, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований Московской области» административному истцу ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

<данные изъяты>

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

Судья Е. В. Сергеева