ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2359/18 от 13.11.2018 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2359/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 ноября 2018 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Инкина В.А., при секретаре Давыдовой М.С., с участием старшего помощника прокурора г.Димитровграда Ульяновской области Душковой К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации к администрации г.Димитровграда Ульяновской области о понуждении к изменению формулировки основания увольнения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском в защиту интересов Российской Федерации, указав в обоснование своих требований, что прокуратурой г. Димитровграда проведена проверка соблюдения администрацией г.Димитровграда законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено следующее. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании распоряжения и.о. главы администрации г. Димитровграда ФИО2 от 16.10.2017 №543-р/лс был принят на должность муниципальной службы «Заместитель начальника управления финансов, муниципальных закупок и экономического развития администрации г. Димитровграда Ульяновской области», с ним заключен трудовой договор от 16.10.2017 № 65. Распоряжением и.о. главы администрации г. Димитровграда ФИО2 от 03.11.2017 №583-р/лс он уволен с указанной должности по собственному желанию. На основании распоряжения и.о. главы администрации г. Димитровграда ФИО2 от 10.11.2017 № 590-р/лс ФИО1 был принят на должность муниципальной службы «Заместитель начальника управления финансов, муниципальных закупок и экономического развития администрации г. Димитровграда Ульяновской области», с ним заключен трудовой договор от 10.11.2017 №76. Распоряжением и.о. главы администрации г. Димитровграда ФИО3 от 30.11.2017 №653-р/лс ФИО1 уволен с указанной должности. На основании распоряжения и.о. главы администрации г. Димитровграда ФИО3 от 30.11.2017 № 654-р/лс ФИО1 был принят на должность муниципальной службы «Начальник управления социально- экономического развития администрации города», с ним заключен трудовой договор от 30.11.2017 № 99. Указанную должность ФИО1 занимал до 25.07.2018. Распоряжением и.о. главы администрации г. Димитровграда ФИО2 от 25.07.2018 № 308-р/лс на основании своего заявления ФИО1 уволен с должности муниципальной службы «Начальник управления социально-экономического развития администрации города» по собственному желанию. Полагает, что увольнение ФИО1 с должности муниципальной службы «Начальник управления социально-экономического развития администрации города» на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, то есть по собственному желанию, не является основанным на законе. Должность начальника управления социально-экономического развития, которую ФИО1 занимал в период с 30.11.2017 по 25.07.2018, включена в Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации г. Димитровграда Ульяновской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением администрации г. Димитровграда от 23.04.2013 №1364. Проведенной с участием налогового и регистрирующих органов в администрации г.Димитровграда в марте-июне 2018 года прокурорской проверкой были получены данные, свидетельствующие о представлении отдельными муниципальными служащими городской администрации недостоверных (неполных) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. В частности, в нарушение требований ст. 8 Закона № 273-ФЗ, ст. 15 Закона № 25-ФЗ ФИО1 в справке о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера были не отражены сведения о наличии срочных обязательств финансового характера на сумму свыше 500 тыс. руб. перед ПАО «Сбербанк России» и ФИО4, а также об участии в качестве соучредителя ООО «Сеть универмагов».Кроме того, по имевшейся в прокуратуре города информации, ФИО1 в июле 2017 г. принимал участие в серии турниров по покеру «Russian Poker Tour» в Республике Армения. При этом в турнире «Monster Event» 04.07.2017 он занял второе место с призовой выплатой 3700 $ (203 500 руб.). Также в январе 2017 г. он принимал участие в турнире по покеру «Sochi Poker Сир», проходившем в г. Сочи Краснодарского края, где занял 17 место с выигрышем $940 (55 933,2 руб.). Однако соответствующие сведения в справке о доходах им отражены не были. В связи с изложенным 29.06.2018 прокурором г.Димитровграда и.о. главы администрации г. Димитровграда внесено представление № 86-01-2018 об устранении выявленных нарушений антикоррупционного законодательства. Согласно протоколу заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Димитровграда Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов от 23.07.2018 №11 рассмотрение представления в отношении ФИО1 было отложено в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске. 30.07.2018 в прокуратуру города поступила информация и.о. главы администрации г. Димитровграда от 27.07.2018 № 01-24/4788 о результатах рассмотрения представления от 29.06.2018 №86-01-2018, согласно которого привлечь ФИО1 к дисциплинарной ответственности в связи предоставлением недостоверных (неполных) сведений о своих доходах, о имуществе, обязательствах имущественного характера не представляете возможным по причине его увольнения по собственному желанию. Вместе с тем указанные действия ФИО1, в предоставлении заведомо недостоверных (неполных) сведений о своих доходах об имуществе, обязательствах имущественного характера, с учетом положений Закона №273-ФЗ являлись правонарушением, предоставляющим работодателю обоснованное право на расторжение трудового договора и увольнение муниципальной службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия муниципальному служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Просил суд обязать администрацию г. Димитровграда изменить формулировку основания увольнения начальника управления социально-экономического развития администрации г. Димитровграда Ульяновской области ФИО1 в распоряжении от 25.07.2018 №308-р/лс «по инициативе работника (собственное желание)», на увольнение «в связи с утратой доверия», включить сведения о применении к ФИО1, замещавшему должность начальника управления социально-экономического развития администрации г.Димитровграда Ульяновской области, взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Старший помощник прокурора г.Димитровграда Ульяновской области Душкова К.Б., в ходе судебного заседания исковые требования административного иска поддержала в полном объеме, дала суду пояснения, аналогичные, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации г.Димитровграда Ульяновской области ФИО5, действующая на основании доверенности исковые требования административного иска не признала. Суду пояснила, что увольнение работника по собственному желанию, а также привлечение работника к административной ответственности является правом работодателя. Увольнения ФИО1 с формулировкой, на которой настаивает прокурор г.Димитровграда не произошло, поскольку ФИО1, находясь в отпуске направил работодателю письменное заявление на увольнение его по собственному желанию. Представление прокурора г.Димитровграда поступило в администрацию г.Димитровграда 04.07.2018 и было передано отделу муниципальной службы и кадров ФИО6 на исполнение 05.07.2018. Однако с 09.07.2018 по 25.07.2018 ФИО1 находился в отпуске и отобрать у него объяснения по фактам, изложенным в представлении прокуратура г.Димитровграда не представлялось возможным. 25.07.2018 от ФИО1 поступило заявление об увольнении его по собственному желанию. Поскольку отсутствовали результаты проверки по фактам, изложенным в представлении прокуратура г.Димитровграда в отношении ФИО1, а также письменные пояснения ФИО1 у работодателя не было достаточных оснований для увольнения последнего в связи с утратой доверия.

Заинтересованное лицо ФИО1, извещался судом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав пояснения старшего помощника прокурора г.Димитровграда Ульяновской области Душковой К.Б., представителя административного ответчика администрации г.Димитровграда Ульяновской области ФИО5, показания допрошенного по делу свидетеля ФИО6, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования административного иска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания судом установлено следующее.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокуратурой г.Димитровграда была проведена проверка соблюдения администрацией г. Димитровграда законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании распоряжения и.о. главы администрации г. Димитровграда ФИО2 от 16.10.2017 №543-р/лс был принят на должность муниципальной службы «Заместитель начальника управления финансов, муниципальных закупок и экономического развития администрации г. Димитровграда Ульяновской области», с ним заключен трудовой договор от 16.10.2017 № 65. Распоряжением и.о. главы администрации г. Димитровграда ФИО2 от 03.11.2017 №583-р/лс он уволен с указанной должности по собственному желанию.

На основании распоряжения и.о. главы администрации г. Димитровграда ФИО2 от 10.11.2017 №590-р/лс ФИО1 был принят на должность муниципальной службы «Заместитель начальника управления финансов, муниципальных закупок и экономического развития администрации г. Димитровграда Ульяновской области», с ним заключен трудовой договор от 10.11.2017 № 76.

Распоряжением и.о. главы администрации г. Димитровграда ФИО3 от 30.11.2017 № 653-р/лс ФИО1 уволен с указанной должности.

На основании распоряжения и.о. главы администрации г. Димитровграда ФИО3 от 30.11.2017 № 654-р/лс ФИО1 был принят на должность муниципальной службы «Начальник управления социально- экономического развития администрации города», с ним заключен трудовой договор от 30.11.2017 № 99. Указанную должность ФИО1 занимал до 25.07.2018. Распоряжением и.о. главы администрации г. Димитровграда ФИО2 от 25.07.2018 № 308-р/лс на основании своего заявления ФИО1 уволен с должности муниципальной службы «Начальник управления социально-экономического развития администрации города» по собственному желанию.

В соответствии с п.п. 1.2, 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ), ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие такие должности.

Согласно ч. 9 ст. 8 Закона № 273-ФЗ, ч. 5 ст. 15 Закона № 25-ФЗ непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В силу положений, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ, ч. 2 ст. 27.1 Закона № 25-ФЗ, лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Должность начальника управления социально-экономического развития, которую ФИО1 занимал в период с 30.11.2017 по 25.07.2018, включена в Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие администрации г. Димитровграда Ульяновской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением администрации г. Димитровграда от 23.04.2013 № 1364.

Проведенной с участием налогового и регистрирующих органов в администрации г. Димитровграда в марте-июне 2018 г. прокурорской проверкой были получены данные, свидетельствующие о представлении отдельными муниципальными служащими городской администрации недостоверных (неполных) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 г.

В частности, в нарушение требований ст. 8 Закона № 273-ФЗ, ст. 15 Закона № 25-ФЗ ФИО1 в справке о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера были не отражены сведения о наличии срочных обязательств финансового характера на сумму свыше 500 тыс. руб. перед ПАО «Сбербанк России» и ФИО4, а также об участии в качестве соучредителя ООО «Сеть универмагов».

Кроме того, из материалов дела следует, что ФИО1 в июле 2017 г. принимал участие в серии турниров по покеру «Russian Poker Tour» в Республике Армения. При этом в турнире «Monster Event» 04.07.2017 он занял второе место с призовой выплатой 3700 $ (203 500 руб.). Также в январе 2017 г. он принимал участие в турнире по покеру «Sochi Poker Сир», проходившем в г. Сочи Краснодарского края, где занял 17 место с выигрышем $940 (55 933,2 руб.). Однако соответствующие сведения в справке о доходах им отражены не были.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами административного дела и представителем административного ответчика не оспаривались.

В связи с изложенным 29.06.2018 прокурором г. Димитровграда и.о. главы администрации г. Димитровграда вносилось представление № 86-01-2018 об устранении выявленных нарушений антикоррупционного законодательства, которое поступило в администрацию г.Димитровграда 04.07.2018.

Довод представителя административного ответчика о том, что после поступления представления прокурора г.Димитровграда не имелось возможности отобрать письменное объяснения по фактам изложенным в представлении у ФИО1 суд полагает необоснованным, т.к. в материалах дела имеются сведения о том, что ФИО7 находился в отпуске с 09.07.2018 по 25.07.2018.

Согласно протоколу заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации г. Димитровграда Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов от 23.07.2018 № 11 рассмотрение представления в отношении ФИО1 было отложено в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске.

30.07.2018 в прокуратуру города поступила информация и.о. главы администрации г. Димитровграда от 27.07.2018 №01-24/4788 о результатах рассмотрения представления от 29.06.2018 №86-01-2018, согласно которого привлечь ФИО1 к дисциплинарной ответственности в связи предоставлением недостоверных (неполных) сведений о своих доходах, о имуществе, обязательствах имущественного характера не представляете возможным по причине его увольнения по собственному желанию.

Вместе с тем указанные действия ФИО1, в предоставлении заведомо недостоверных (неполных) сведений о своих доходах об имуществе, обязательствах имущественного характера, с учетом положений Закона №273-ФЗ являлись правонарушением, предоставляющим работодателю обоснованное право на расторжение трудового договора и увольнение муниципальной службы в связи с утратой представителем нанимателя доверия муниципальному служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Свидетель ФИО6 в ходе судебного заседания суду показала, что она является начальником отдела муниципальной службы и кадров администрации г.Димитровграда. Возглавляемой ею отдел том числе занимается оформлением при приеме на работу и увольнением с работы работников администрации г.Димитровграда. Кроме того она является секретарем Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Димитровграда Ульяновской области и урегулированию конфликтных интересов. Она подтверждает, что ФИО1 был уволен на основании своего заявления с должности муниципальной службы «Начальник управления социально-экономического развития администрации города» по собственному желанию. Данное заявление поступило от ФИО1 25.07.2018, в то время когда он находился в отпуске. О том, что 23.07.2018 состоялось заседание вышеуказанной комиссии как и о решениях принятых данной комиссии по итогам заседания 23.07.2018 Главе администрации города Димитровграда было известно до дня увольнения ФИО1 Решение о увольнении данного работника по собственному желанию было принято Главой администрации г.Димитровграда по договоренности с ФИО1

Таким образом, суд приходит к выводу, что у работодателя имелась реальная возможность не увольнять ФИО1 в день подачи им заявления об увольнении по собственному желанию 25.07.2018, а решить вопрос с его увольнением после отобрания у него объяснений и получения результатов проверки по фактам, изложенным в представлении прокурора г.Димитровграда.

Частью 3 статьи 13.1 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что сведения о применении к лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом (органом местного самоуправления), в котором это лицо замещало соответствующую должность, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 настоящего Закона.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

На основании выше изложенного суд приходит к выводу, что увольнение ФИО1 с должности муниципальной службы «Начальник управления социально-экономического развития администрации города» на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, то есть по собственному желанию, является не законным.

Таким образом, с учетом приведенных норм права, пояснений представителей административного истца и административного ответчика, показаний свидетеля ФИО6, исследованных материалов административного дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора г.Димитровграда Ульяновской области обязать администрацию г. Димитровграда изменить формулировку основания увольнения начальника управления социально-экономического развития администрации г. Димитровграда Ульяновской области ФИО1 в распоряжении от 25.07.2018 №308-р/лс «по инициативе работника (собственное желание)», на увольнение «в связи с утратой доверия», включить сведения о применении к ФИО1, замещавшему должность начальника управления социально-экономического развития администрации г.Димитровграда Ульяновской области, взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Учитывая, что при подаче административного иска административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика администрации города Димитровграда Ульяновской области надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 292, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации к администрации г.Димитровграда Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию г. Димитровграда изменить формулировку основания увольнения начальника управления социально-экономического развития администрации г.Димитровграда Ульяновской области ФИО1 в распоряжении от 25.07.2018 №308-р/лс «по инициативе работника (собственное желание)», на увольнение «в связи с утратой доверия», включить сведения о применении к ФИО1, замещавшему должность начальника управления социально-экономического развития администрации г.Димитровграда Ульяновской области, взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Взыскать с администрации города Димитровграда Ульяновской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме- 19.11.2018.

Председательствующий судья В.А.Инкин