ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-235/18 от 27.03.2018 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Дело № 2а-235/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи И.В.Запорожец,

при секретаре О.А. Махаловой,

с участием административного ответчика ФИО1,

представителей административных ответчиков ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в г. Тутаеве 27 марта 2018 года в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Главы Тутаевского муниципального района к Главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ГИБДД МО МВД России «Тутаевский», МО МВД России «Тутаевский», УМВД России по Ярославской области о признании незаконными предписаний Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ГИБДД МО МВД России «Тутаевский» от 14.11.2017 г. и 16.11.2017 г.,

Установил:

Глава Тутаевского муниципального района обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными предписаний Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ГИБДД МО МВД России «Тутаевский» от 14.11.2017 г. и 16.11.2017 г.

Требования мотивированны тем, что предписаниями Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ГИБДД МО МВД России «Тутаевский» от 14.11.2017 г. и 16.11.2017 г. на администрацию Тутаевского муниципального района возложена обязанность по ликвидации дефектов дорожного покрытия в виде выбоины на проезжей части <адрес> напротив <адрес> в 12 метрах от дорожного знака 5.19.1 справа при движении со стороны <адрес> (предписание от 16.11.2017 г.); по ликвидации дефекта дорожного покрытия в виде выбоины на проезжей части <адрес> напротив <адрес> в непосредственной близости от дорожных знаков 2.1, 8.13 и нерегулируемого пешеходного перехода через проезжую часть <адрес> (предписание от 14.11.2017 г.); по ликвидации дефекта дорожного покрытия в виде выбоины на проезжей части дублера <адрес> напротив <адрес> в непосредственной близости от дорожных знаков 2.1, 8.13 (предписание от 14.11.2017 г.) С указанными предписаниями Глава Тутаевского муниципального района не согласен, поскольку в нарушение п.73 Административного регламента МВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 30.03.2015 г. № 380, в предписаниях не указаны место составления предписания, ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписаний. В предписаниях не указан вид административной процедуры, предусмотренный п.п. 87,17 Регламента. Кроме того, у административного истца отсутствуют сведения о составлении актов выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, как это предусмотрено п.86 Регламента.

Глава Тутаевского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении требований без своего участия.

Административный ответчик – Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения ГИБДД МО МВД России «Тутаевский» ФИО1 в судебном заседании административный иск не признал.

Представитель административного ответчика МО МВД России «Тутаевский» ФИО2 по доверенности административный иск не признал, пояснил, что Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» к обязанностям полиции относит осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 19, ч. 1, ст. 12 настоящего Закона). В соответствии с п.5 ч.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 года №380 к должностным лицам, уполномоченным исполнять названную государственную функцию, относятся в т.ч. руководители (начальники) подразделений Госавтоинспекции на федеральном, региональном и районном уровнях (их заместители).

На основании п.8 ч.1 указанного Регламента предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами-участниками дороже о движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения. В силу п.9.7. ч. 1 Регламента при исполнении государственной функции сотрудники органов внутренних дел (имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам предписания об устранении нарушений нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Также в порядке п. 10.3 ч.1 Регламента сотрудники при исполнении государственной функции обязаны изучать условия дорожного движения, принимать меры по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов. Согласно п. 17.4 ч.1 Регламента по результатам исполнения государственной функции принимается решение, в том числе, о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (приложение №2 к настоящему Регламенту). Административным истцом неправильно применены и истолкованы отдельные положения данного документа. Так, п. 73 Регламента касается вопросов фиксации результатов плановой и внеплановой проверок, а не результатов повседневного надзора за дорожным движением и обычной выездной проверки, о чем свидетельствует наличие информации о составлении акта проверки, предусмотренного процедурами проведения и оформления результатов указанных проверок (п.56-77 Регламента). В соответствии с названным Регламентом на основании п. 17.2 по результатам исполнения государственной функции принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в случае установления систематических нарушений, допущенных субъектом, и носящих характер неоднократных действий (бездействия). В указанных случаях административным органом проводится повторная проверка и при подтверждении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог возбуждается дело об административном правонарушений, предусмотренном ст. 12.34 и ст. 19.5 КоАП РФ. Приложением № 2 к настоящему Регламенту (бланком предписания) не предусмотрено наличие граф «место составления предписания» и «ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания». Бланк предписания, содержащий вышеперечисленные сведения, не предусмотрен действующим Регламентом. Вместе с тем, бланком предусмотрено наличие графы «место составления». В выданных Администрации Тутаевского муниципального района предписаниях б/н от 14.11.2017 и предписании №51 от 16.11.2017 в титульной части документа указано место составления - Государственная инспекция безопасности дорожного движения МО МВД России «Тутаевский». Вместо графы «дата составления предписания» бланком предписания предусмотрена графа «предписание вручено», а также специальная графа, фиксирующая момент составления предписания (непосредственно под графой должность). В оспариваемых предписания указано, что данные документы составлены и вручены 14.11.2017 г. 16.11.2017 г. Бланк предписания, предусмотренный Приложением №2, имеет характер рекомендуемого образца, а не документа установленной формы. Настоящий образец предполагает применение только двух административных процедур (надзор за дорожным движением и проведение проверки), в то время как нарушения п.п. 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 505.97-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», указанные в предписаниях, выданных 14.11.2017 и предписании №51 от 16.11.2017, были выявлены при исполнении государственной функции посредством повседневного систематического наблюдения за исполнением обязательных требований безопасности при осуществлении органами местного самоуправления дорожной деятельности (основание - п.33.5 Регламента), поэтому данный вид административной процедуры, не предусмотренный бланком предписания, не был указан в предписаниях ГИБДД, выданных юридическому лицу. В соответствии с п.86 Регламента по факту недостатков, выявленных 14.11.2017 и 16.11.2017 при содержании улично-дорожной сети городского поселения Тутаев, были составлены акты выявленных недостатков в соответствии с рекомендуемым образцом, предусмотренным Приложением №4 к настоящему Регламенту. О результатах всех проверок, зафиксированных в данных актах и выявленных недостатках были проинформированы должностные лица Администрации Тутаевского муниципального района, о чем в указанных документах сделаны соответствующие записи. Сроки выполнения предписаний, выданных 14.11.2017, и предписания от 16.11.2017 были установлены административным органом в соответствии с нормами действующего законодательства (до 5 суток для участка <адрес> - магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения; до 10 суток для участков <адрес> и <адрес> - улиц местного значения) по ГОСТ Р 505.97-93, обязательное применение которого в соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» призвано обеспечивать безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. Применение всех норм ч.2.9 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сделает невозможным обеспечение на обязательной основе выполнения норм, установленных п.3.1.1 ГОСТ Р 505.97-93, являющегося специальным нормативным актом - национальным государственным стандартом. Мероприятия, указанные в оспариваемых предписаниях, были исполнены профильным подразделением Администрации Тутаевского муниципального района МУ «Агентство по развитию ТМР» надлежащим образом в поставленные сроки.

Представитель административного ответчика – УМВД России по Ярославской области ФИО3 административный иск не признала, подтвердила позицию, изложенную представителем МО МВД России «Тутаевский» ФИО2

Изучив доводы административного иска, выслушав административного ответчика – Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ГИБДД МО МВД России «Тутаевский» ФИО1, представителя административного ответчика МО МВД России «Тутаевский» ФИО2, представителя административного ответчика – УМВД России по Ярославской области ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу от отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно подпункту "б" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

В силу п. п. 5, 25, 27 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.

Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог).

Согласно п. 1.2 ПДД РФ - дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары обочины и разделительные полосы при их наличии.

Пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221, установлены предельно допустимые повреждения покрытия, сроки их ликвидации, а также предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п.

Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что в рамках повседневного надзора 14 ноября 2017 года ГИБДД МО МВД России «Тутаевский» выявлены недостатки в содержании проезжей части <адрес> напротив <адрес> в непосредственной близости от дорожных знаков 2.1,8.13 и нерегулируемого пешеходного перехода через проезжую часть <адрес>, - наличие выбоины (80 см х 27 см х 200 см); в содержании проезжей части <адрес> напротив <адрес> – наличие выбоины (130см х 60 смх20 см); 16 ноября 2017 года выявлены недостатки в содержании проезжей части <адрес> напротив <адрес> в 12 метрах от дорожного знака 5.19.1 справа при движении со стороны <адрес>, - наличие выбоины (по длине 35 см, ширине 125 см, глубине 4,5 см). Параметры выбоин превышают требования ГОСТ Р50597-93. Указанные обстоятельства подтверждаются актами о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленными 14 ноября 2017 г., 16 ноября 2017 г.

В целях устранения нарушения требований п. 3.1.1 и п. 3.1.2 ГОСТ Р50597-93 Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения ГИБДД МО МВД России «Тутаевский» ФИО1 14 ноября и 16 ноября 2017 года в адрес администрации Тутаевского муниципального района вынесены предписания, в котором предложено ликвидировать выявленные дефекты дорожного покрытия. Срок выполнения указанного требования установлен для предписаний от 14.11. 2017 г. в 5 и 10 суток соответственно.

Наличие выявленных нарушений администрацией Тутаевского муниципального района не оспаривается.

Участки проезжей части, на которых ГИБДД МО МВД России «Тутаевский» выявлены недостатки, являются объектом дорожного хозяйства, объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, который должен содержаться администрацией Тутаевского муниципального района.

Доводы административного истца о несоблюдении административным ответчиком требований Административного регламента МВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 30 марта 2015 г. № 380, несоблюдении процедуры при выдаче оспариваемых предписаний, основаны на неправильном толковании норм указанного нормативного правового акта.

П. 73 Регламента регламентирует вопросы фиксации результатов плановой и внеплановой проверок, не применяется к проверкам в рамках повседневного надзора за дорожным движением и обычной выездной проверки.

Оспариваемые предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения выданы в соответствии с его компетенцией в письменной форме, соответствующей требованиям Положения о ГИБДД МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от15.06.1998 г. № 711, Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 30.03.2015 N 380.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным предписаний Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ГИБДД МО МВД России «Тутаевский» от 14 и 16 ноября 2017 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Главы Тутаевского муниципального района о признании незаконными предписаний Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ГИБДД МО МВД России «Тутаевский» от 14.11.2017 г. и 16.11.2017 г., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.В.Запорожец

В окончательной форме решение изготовлено 2 апреля 2018 года

Судья И.В.Запорожец