Дело №2а-235/2020
УИД 58RS0003-01-2020-000453-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Белинского районного суда Пензенской области Саунин Н.В.,
с участием помощника прокурора Белинского района ФИО1,
при секретаре Любимкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Белинского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Камынинского сельского совета Белинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и наложении обязанности по установке информационной мнемосхемы в здании администрации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Белинского района Пензенской области обратился с указанным административным иском в суд в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Камынинского сельского совета Белинского района Пензенской области, указав, что прокуратурой Белинского района проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного наобеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности администрации Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области. Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, чтовРоссийской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания. Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения. Таким образом, администрация Невежкинского сельсовета Белинского района Пензенской области относится к объектам социальной инфраструктуры. Исходя из вышеизложенного, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 (далее - Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей идоступность. Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и вышеуказанного Свода правил при входе в здание администрации Камынинского сельсовета расположенного по адресу: ул. Мира, д. 3, с.Камынино Белинского района Пензенской области для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании. По данному факту 01.06.2020 в администрацию Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области прокуратурой внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений. По результатам рассмотрения 15.07.2020 администрацией Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области подготовлен ответ, согласно которому нарушения в установленный законом срок не устранены, в ответе сообщается о планируемых в будущем мероприятиях. В результате бездействия администрации Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству. Для всех категорий инвалидности обследованный объект неудовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования наместа и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства вотношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В связи с тем, что отсутствие информационной мнемосхемы (тактильная схема движения) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, находящихся на территории Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области, имеются основания для обращения в суд в порядке статьи 39 КАС РФ. Просят признать незаконным бездействие администрации Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся в не исполнении обязанности по установке информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании администрации Камынинского сельсовета расположенного по адресу: ул. Мира, д. 3, с. Камынино Белинского района Пензенской области, а также обязать административного ответчика - администрацию Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области - при входе в здание администрации Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области расположенного по адресу: ул. Мира, д. 3, с. Камынино Белинского района Пензенской области оснастить информационной мнемосхемой (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании.
В судебном заседании помощник прокурора Белинского района ФИО1 поддержал заявленные требования, а также подробно пояснил изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства, а также пояснил, что отсутствие мнемосхемы в здании администрации Камынинского сельского совета Белинского района Пензенской области в соответствии с действующим законодательством нарушает права и затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Просил признать незаконным бездействие администрации Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся в не исполнении обязанности по установке информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании администрации Камынинского сельсовета, расположенного по адресу: ул. Мира, д. 3, с.Камынино Белинского района Пензенской области, а также обязать администрацию Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области при входе в здание администрации Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области расположенного по адресу: ул. Мира, д. 3, с.Камынино Белинского района Пензенской области, установить информационную мнемосхему (тактильная схема движения), отображающую информацию о помещениях в здании.
В судебное заседание представитель административного ответчика – Администрации Камынинского сельского совета Белинского района Пензенской области не явился, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, а согласно письменного заявления просили рассмотреть дело без их участия их представителя.
Суд, выслушав помощника прокурора Белинского района ФИО1, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что заявленные прокурором Белинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц требования подлежат удовлетворению.
Согласно п.7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Таким образом, администрация Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области относится к объектам социальной инфраструктуры.
Исходя из вышеизложенного, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 (далее - Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и вышеуказанного Свода правил при входе в здание администрации Камынинского сельского совета Белинского района для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании.
Из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что обследованный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования наместа и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства вотношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Таким образом, судом установлено, что бездействие администрации Камынинского сельсовета Белинского района, выразившееся в неисполнении обязанности по установке информационной мнемосхемы в здании администрации, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заявленные прокурором законны и обоснованны, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п.2 ст.333.20, п.2 ст.333.22 и п.3 ст.333.23 НК РФ суд, исходя из имущественного положения ответчика, считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.180,188, 227 и 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Белинского района Пензенской области, заявленные в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации Камынинского сельского совета Белинского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся в не исполнении обязанности по установке информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании администрации Камынинского сельсовета, расположенного по адресу: ул. Мира, д. 3, с.Камынино Белинского района Пензенской области.
Обязать администрацию Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области при входе в здание администрации Камынинского сельсовета Белинского района Пензенской области расположенного по адресу: ул. Мира, д. 3, с.Камынино Белинского района Пензенской области, установить информационную мнемосхему (тактильная схема движения), отображающую информацию о помещениях в здании.
В суд и прокурору должно быть сообщено в письменной форме Администрацией Камынинского сельского совета Белинского района Пензенской области об исполнении данного решения суда не позднее чем в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Белинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 28 сентября 2020 года.
Судья: Саунин Н.В.