ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-235/2016 от 15.06.2016 Навлинского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-235/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Навля Брянской области 15 июня 2016 года

Навлинский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи – Горбарчука С.А.

при секретаре – Икусовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 5 по Брянской области обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что административный ответчик на основании учетных данных налоговой инспекции является плательщиком транспортного и земельного налогов.

Срок уплаты транспортного налога для физических лиц установлен п. 1 ст. 363 НК РФ не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции, действовавшей в 2015 году). Пунктом 1 ст. 397 НК РФ предусмотрено, что срок уплаты земельного налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщиком уплата транспортного и земельного налога за 2014 год в установленный законом срок была не исполнена.

Задолженность за 2014 год по уплате транспортного налога составила 68864,52 руб., по уплате земельного налога – 2175 руб.

За неуплату причитающихся сумм налогов административному ответчику была начислена пеня: по транспортному налогу – 11313,10 руб., по земельному налогу – 9,45 руб.

В соответствии со ст. 69 НК РФ должнику направлены требования об уплате налогов и пени от 09.10.2015 г. № 177776, от 18.12.2014 г. № 41562.

Требования не исполнены, задолженность в добровольном порядке не уплачена.

В соответствии со ст. 31, 48 НК РФ, ст.ст. 286, 287 КАС РФ Межрайонная ИФНС России № 5 по Брянской области просит суд взыскать с ФИО1 в пользу административного истца задолженность по транспортному и земельному налогам и пени в общей сумме 82362,07 руб.

Перед началом судебного заседания от начальника МИФНС России № 5 по Брянской области ФИО2 поступило заявление об уточнении заявленных требований: в связи с частичной оплатой административным ответчиком задолженности просит взыскать с него пени по транспортному налогу в общей сумме 11313,10 руб., в том числе по требованию № 177776 – 9925,11 руб., по требованию № 41562 – 1387,99 руб.

Также начальник МИФНС России № 5 по Брянской области ФИО2 в заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик ФИО1, будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании от 1 июня 2016 года представил суду квитанции об оплате транспортного и земельного налога, а также пени по транспортному и земельному налогу на общую сумму 81520 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст.ст. 357, 388 НК РФ административный ответчик является плательщиком транспортного и земельного налогов.

Срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков - физических лиц установлен ст. 363 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2015 году), согласно которой налог подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ст. 397 НК РФ (в ред. от 02.12.2013 г. № 334-ФЗ) земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов в соответствии с п.1 ст.45 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как установлено, за ФИО1 образовалась задолженность по уплате транспортного налога за 2014 год в сумме 71913 рублей, по уплате земельного налога за 2014 год – в сумме 2175 рублей.

В соответствии со ст.75 НК РФ в случае неуплаты либо уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщики обязаны уплатить пеню.

За неуплату транспортного налога ФИО1 была начислена пеня в общей сумме 11313 руб. 10 коп., за неуплату земельного налога пеня начислена в общей сумме 9 руб. 45 коп.

Неисполнение налоговых обязательств послужило основанием для направления в порядке ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Так, по состоянию на 09.10.2015 г. ответчику направлено требование № 177776 об уплате транспортного и земельного налогов и пени в общей сумме 84021 руб. 56 коп.

В установленный срок налоговые обязательства ответчиком исполнены не были, в связи с чем МИФНС России № 5 по Брянской области обратилась в суд с указанным административным иском.

Согласно представленным административным ответчиком квитанциям об оплате от 24 мая 2016 года ФИО1 по требованию № 177776 оплатил задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 69000 рублей (по требованию № 177776 сумма задолженности составляет 68864 рублей 52 копейки).

Кроме того, согласно платежным квитанциям от 1 июня 2016 года ФИО1 по требованию № 177776 оплатил:

пени по транспортному налогу в сумме 10000 рублей (по требованию №177776 сумма пени по транспортному налогу составляет 9925 рублей 11 копеек);

задолженность по земельному налогу в сумме 2320 рублей (по требованию №177776 сумма задолженности составляет 2175 рублей);

пени по земельному налогу в сумме 200 рублей (по требованию №177776 пени по земельному налогу составляет 8 рублей 45 копеек).

Таким образом, административным ответчиком до вынесения решения суда в добровольном порядке в полном объеме погашена задолженность по транспортному и земельному налогам и пеням за 2014 год, указанным в требовании № 177776 от 09.10.2015 г.

В связи с этим заявленные МИФНС России № 5 по Брянской области уточненные требования о взыскании с ФИО1 по требованию № 177776 пени по транспортному налогу в размере 9925,11 руб. удовлетворению не подлежат.

Также суд находит не подлежащими удовлетворению административные уточненные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 5 по Брянской области о взыскании по требованию № 41562 от 18.12.2014 г. пени по транспортному налогу в сумме 1387 руб. 99 коп., поскольку п. 5 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).

Административным истцом не было представлено доказательств обращения в установленном порядке в суд с заявлением о выдаче судебного приказа либо с исковым заявлением о взыскании с ответчика транспортного налога за 2011 год в размере 57223 руб. 20 коп., за 2012 год в размере 59844 руб., за 2013 год в размере 69469 руб., указанных в требовании № 41562 от 18.12.2014 г. Документов, подтверждающих взыскание с административного ответчика данных сумм, суду также не представлено. Не заявлено таких требований и в рамках настоящего административного дела.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных уточненных требований в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст.114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение одного месяца.

Председательствующий С.А. Горбарчук