ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-235/2016 от 28.06.2016 Юстинского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-235/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2016 года п. Цаган Аман

Юстинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Джалкаева В.Б.,

при секретаре судебного заседания Бембеевой Б.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц Собранию депутатов Татальского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, главе администрации Татальского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании решений органов местного самоуправления незаконными, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия прекратить записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Юстинского района Республики Калмыкия обратился с указанным административным исковым заявлением, мотивировав следующим. Прокуратурой района в рамках осуществления надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления выявлены нарушения закона при распоряжении муниципальной собственностью. Решением Собрания депутатов Татальского СМО от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением главы администрации Татальского СМО от ДД.ММ.ГГГГ из муниципальной собственности Татальского СМО в муниципальную собственность Юстинского РМО РК безвозмездно переданы <***> земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью <***> га. Оспариваемое решение Собрания депутатов Татальского СМО явилось основанием для принятия Собранием депутатов Юстинского РМО решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым указанные земельные участки приняты в собственность муниципального района. Данные решения органов местного самоуправления Татальского СМО РК и Юстинского РМО РК являются незаконными, поскольку безвозмездная передача земель сельскохозяйственного назначения из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования на основании представительного или исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления ни Федеральным законом № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ни Земельным кодексом РФ, ни иными законами и другими нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня не предусмотрена. Муниципальными образованиями не соблюден порядок разграничения муниципального имущества, установленный Законом Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями Республики Калмыкия». В соответствии с п. 5 ст. 19 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования лишь в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подп. 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ. Незаконная передача спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения нарушает интересы всего населения Татальского СМО, препятствует достижению цели эффективного функционирования и использования объектов муниципального имущества и обеспечения исполнения возложенных на органы местного самоуправления поселения полномочий по решению вопросов местного значения. Просит суд признать решение Собрания депутатов Татальского СМО от ДД.ММ.ГГГГ, постановление главы Татальского СМО от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи земельных участков, находящихся в собственности Татальского СМО, в муниципальную собственность Юстинского РМО от ДД.ММ.ГГГГ незаконными и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее – Управление Росреестра по РК) прекратить записи от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности Юстинского РМО РК на переданные земельные участки.

Заместитель прокурора Бакаева С.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

В судебное заседание административный ответчик – глава администрации Татальского СМО РК ФИО1, представитель административного ответчика – Собрания депутатов Татальского СМО РК, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились и о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по РК ФИО2 в судебное заседание не явилась, представив заявление в котором просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, приняв решение по имеющимся в материалах дела документам.

Представитель заинтересованного лица - администрации Юстинского РМО РК, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания не явился. В своем заявлении врио. Главы администрации Юстинского РМО РК ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ просит дело слушанием отложить в связи с нахождением в служебной командировке представителя администрации.

При таких обстоятельствах, суд в силу ст. 150 КАС РФ и отсутствие доказательств об уважительности причин неявки представителя заинтересованного лица – администрации Юстинского РМО РК, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения заместителя прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственном свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч.3 ст. 19 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии с п. 5 ст. 19 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов Татальского СМО и постановлением главы администрации Татальского СМО от ДД.ММ.ГГГГ из муниципальной собственности сельского образования в муниципальную собственность Юстинского РМО безвозмездно переданы земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, указанные в акте приема-передачи .

Решением Собрания депутатов Юстинского РМО от ДД.ММ.ГГГГ указанные земельные участки приняты в собственность муниципального района.

По убеждению суда указанные решения представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления являются незаконными по следующим основаниям.

Пунктом 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Вопросы, связанные с передачей имущества между соответствующими муниципальными образованиями, в том числе порядок согласования перечня подлежащего передаче имущества и направления согласованных предложений органами местного самоуправления уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, урегулированы Законом Республики Калмыкия № 341-IV-3 от 02.03.2012 г. «О разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями Республики Калмыкия» (далее Закон РК № 341-IV-3).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РК № 341-IV-3 под разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городским округом понимается процедура изменения правовой принадлежности (статуса) объектов муниципального имущества указанных муниципальных образований, посредством которой осуществляется безвозмездная передача прав собственности на объект муниципального имущества от одного муниципального образования к другому муниципальному образованию.

Согласно ч. 2 той же статьи вышеназванного закона разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городским округом проводится в целях эффективного функционирования и использования объектов муниципального имущества и обеспечения исполнения возложенных на органы местного самоуправления муниципального района, поселения, городского округа полномочий по решению вопросов местного значения.

При этом, порядок направления согласованного предложения органами местного самоуправления о передаче муниципального имущества в Правительство Республики Калмыкия для принятия правового акта определен в ст. 5 Закона РК № 341-IV-3. Основанием для возникновения права собственности на переданное муниципальное имущество является правовой акт Правительства Республики Калмыкия о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городским округом.

Между тем, сведений о принятии правовых актов Республики Калмыкия относительно разграничения спорного муниципального имущества между Татальским СМО РК и Юстинским РМО РК материалы дела не содержат и суду не представлены.

Не соблюдение указанных требований закона, устанавливающих порядок разграничения прав на спорные земельные участки между муниципальными образованиями при передаче земель сельскохозяйственного назначения от Татальского СМО к Юстинскому РМО, повлекло нарушение прав неограниченного круга лиц.

Таким образом, административное исковое заявление прокурора, поданное в защиту неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению

Руководствуясь ст.ст.175–180КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Юстинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать решение Собрания депутатов Татальского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ, постановление главы администрации Татальского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков в муниципальную собственность Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия», акт приема-передачи земельных участков, находящихся в собственности Татальского сельского муниципального образования Республики Калмыкия в муниципальную собственность Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности Юстинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Юстинский районный суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий В.Б. Джалкаев