№ 2а-235/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2018 года с. Чалтырь Мясниковского района
Ростовской области
Мясниковский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Даглдяна М.Г.
с участием прокурора Жеваженко Т.И.
представителя административного ответчика Собрания депутатов Крымского сельского поселения по доверенности Прокопайло Е.Ю.
представителей заинтересованного лица Хочкияна А.З. по доверенности Чернышевой С.В. и Мартыненко Ю.Е.
при секретаре Бабиян Г.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Мясниковского района Ростовской области к Собранию депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, заинтересованное лицо - депутат Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкиян Арсен Закарович, о признании незаконным бездействия представительного органа, признании решений незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мясниковского района обратился в Мясниковский районный суд Ростовской области с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района, указав, что прокуратурой Мясниковского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены следующие нарушения федерального законодательства. Часть 4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентирует, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поскольку все депутаты сельских поселений являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на всех депутатов, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Указанные сведения представляются в представительный орган муниципального образования ежегодно в срок до 30 апреля текущего года. Форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера определена Указом Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460. Проведенной проверкой достоверности справок о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, предоставленных депутатами Собрания депутатов Крымского сельского поселения, выявлены факты предоставления депутатами ФИО6, ФИО7 и ФИО8 сведений, отличающихся от данных государственных регистрационных органов, а депутатом Хочкияном А.З. - неполных и недостоверных сведений. В связи с выявленными нарушениями, прокурором района 27.06.2017 г. в Собрание депутатов Крымского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, допустивших нарушения. Однако представление прокурора рассмотрено не в полном объеме и ненадлежащим образом. Представление от 27.06.2017 г. внесено в коллегиальный орган - Собрание депутатов Крымского сельского поселения, так как только оно правомочно рассматривать поставленные в представлении требования. Решения указанного коллегиального органа принимаются на заседаниях Собрания депутатов и оформляются соответствующим правовым актом. Однако в нарушение ст.24 Федерального закона «О прокуратуре РФ», о дате рассмотрения представления прокурор уведомлен не был, а само представление было рассмотрено единолично председателем Собрания депутатов Крымского сельского поселения Поповяном А.А., о чем свидетельствует ответ № 12.1-13/5 от 17.07.2017 г. Сведения о рассмотрении представления прокурора на очередном либо внеочередном собрании депутатов сельского поселения и принятый на нем правовой акт в прокуратуру района не представлены. Также в ответе на представление не отражены причины не указания депутатом Хочкияном А.З. в поданной справке двух земельных участков, находящихся в общедолевой собственности и расположенных по адресу: Мясниковский район, земли колхоза им. Лукашина, хотя согласно объяснению Хочкияна А.З. указанные участки не были им отражены. С учетом изложенного, 28.07.2017 г. в Собрание депутатов Крымского сельского поселения была направлена информация о ненадлежащем рассмотрении представления прокурора. Помимо этого, в информации от 28.07.2017 г. были приведены достаточные данные о несоответствии расходов депутата Хочкияна А.З. его доходам и поставлен вопрос об инициировании осуществления процедуры контроля за соответствием расходов Хочкияна А.З. его доходам в порядке, установленном Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Однако, согласно информации председателя Собрания депутатов Крымского сельского поселения № 12.1-13/7 от 28.09.2017 г., на заседании Собрания депутатов 26.09.2017 г. была рассмотрена только информация прокурора района от 28.07.2017 г. Это же следует и из копии решения Собрания депутатов Крымского сельского поселения, согласно которому, на заседании были рассмотрены только информация прокуратуры района от 28.07.2017 г. и вопросы в отношении депутата Хочкияна А.З. Само представление от 27.06.2017 г. и поставленные в нем вопросы в отношении депутатов Симавоняна С.А., Хубияна К.Л. и Кечеджияна А.К. на заседании не рассматривались. Таким образом, до настоящего времени представление прокурора от 27.06.2017 г. по существу не рассмотрено, надлежащий ответ о результатах его рассмотрения в прокуратуру района не представлен. Помимо этого, согласно решению от 26.09.2017 г. № 33, Собрание депутатов Крымского сельского поселения решило, что основания для осуществления контроля за соответствием расходов Хочкияна А.З. его доходам в порядке, установленном Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ, отсутствуют. Решение Собрания депутатов является незаконным и не соответствует требованиям действующего законодательства. Прокуратурой Мясниковского района Собранию депутатов Крымского сельского поселения была представлена достаточная информация о том, что депутатом Хочкияном А.З. в течение отчетного периода совершены сделки по приобретению долей в праве на земельный массив и транспортного средства на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги за три последних года, предшествующих отчетному периоду. А именно, согласно справке Хочкияна А.З., в 2016 г. им было приобретено 5 долей в праве на земельный массив и автомобиль на общую сумму 1 282 200 руб. В качестве источников получения средств, за счет которых приобретено имущество, указаны денежные средства, полученные по наследству, а также накопления предыдущих лет. При этом совокупный доход его и супруги за предшествующие отчетному 3 года составил 670 000 руб., а документ, подтверждающий получение денежных средств в наследство, не представлен. В справках за 2016 г. и предшествующие отчетные периоды сведения о получении в наследство более 2 000 000 руб. (как указал Хочкиян А.З. в объяснении) отсутствуют. Довод о наличии накоплений прошлых лет также ничем не подтвержден. Согласно сведениям, отраженным в справках, по состоянию на 31.12.2016 г. на счетах в кредитных учреждениях у Хочкияна А.З. и его супруги остаток средств составлял 1 175,50 руб., а по состоянию на 31.12.2015 г. - 6 698,03 руб. Факты совершения указанных сделок и их суммы подтверждены, как и факт существенного превышения общей суммы сделок относительно общего дохода данного лица и его супруги за три последних года, предшествующих отчетному периоду. В нарушение установленного порядка, Собрание депутатов Крымского сельского поселения не направило материалы для решения вопроса об осуществлении контроля за расходами начальнику управления по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области. Приняв самостоятельно решение об отсутствии оснований для осуществления контроля за расходами депутата Хочкияна А.З., Собрание депутатов Крымского сельского поселения вышло за пределы предоставленных ему полномочий, нарушив требования Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ. Депутатом Хочкияном А.З. в справке о доходах за 2016 г. приведены данные о 40 земельных участках, находящихся в общедолевой собственности, расположенных по адресу: Мясниковский район, колхоза им. Лукашина, хотя фактически в общедолевой собственности депутата находятся 42 таких земельных участка. Таким образом, либо депутатом Хочкияном А.З. представлены заведомо недостоверные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, либо его расходы не соответствуют имеющимся доходам. Кроме того, в 2016 г. было установлено, что Хочкиян А.З. не отразил в справке за 2015 г. принадлежащий ему автомобиль <данные изъяты>. В справке, представленной в 2017 г., указанный автомобиль также не отражен, хотя, согласно сведениям ОГИБДД ОМВД России по Мясниковскому району, продолжает числиться за Хочкияном А.З. Также им не отражен имеющийся, согласно сведениям ОГИБДД, у него в собственности автомобиль <данные изъяты> Однако Собранием депутатов Крымского сельского поселения решение о досрочном прекращении полномочий депутата Хочкияна А.З. не принято. Приведенные выше обстоятельства в совокупности указывают на бездействие Собрания депутатов Крымского сельского поселения по рассмотрению требования прокурора в части не принятия мер по решению вопроса о прекращении полномочий депутата Хочкияна А.З. На основании изложенного, прокурор Мясниковского района просил суд:
1. Признать незаконным бездействие Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, выразившееся в нерассмотрении по существу представления прокурора Мясниковского района от 27.06.2017 г. № 7-16-2017.
2. Признать незаконным бездействие Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкияна А.З.
3. Признать незаконным решение Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 26.09.2017 № 33 об отказе в инициировании осуществления процедуры контроля за расходами депутата Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкияна А.З.
4. Возложить на Собрание депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области обязанность в месячный срок со дня вступления в силу решения суда рассмотреть по существу представление прокурора Мясниковского района от 27.06.2017 г. № 7-16-2017, принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкияна А.З. и инициировать осуществление процедуры контроля за расходами депутата Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкияна А.З. (т.1 л.д.4-10).
Впоследствии прокурор Мясниковского района уточнил и дополнил административные исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ, указав, что административный иск заявлен им в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Ростовской области. Согласно уточненному административному иску, в судебном заседании административным ответчиком представлено решение Собрания депутатов Крымского сельского поселения от 08.02.2018 г. № 47, согласно которому, представление прокурора Мясниковского района от 27.06.2017 г. № 7-16-2017 рассмотрено по существу после подачи административного искового заявления. С учетом этого, в части требования об обязании Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области рассмотреть по существу представление прокурора Мясниковского района от 27.06.2017 г. № 7-16-2017 в суд подано письменное ходатайство о прекращении производства по административному делу, в связи с его удовлетворением ответчиком в добровольном порядке. Вместе с тем, согласно п.5 решения Собрания депутатов Крымского сельского поселения от 08.02.2018 г. № 47, в требовании прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата Крымского сельского поселения Хочкияна А.З. отказано. Также, согласно п.4 указанного решения, отказано в проведении проверки контроля за расходами Хочкияна А.З., в связи с тем, что проведение данной процедуры не относится к компетенции Собрания депутатов. С учетом представленного ответчиком решения Собрания депутатов Крымского сельского поселения от 08.02.2018 г. № 47, имеются основания для дополнения поданного прокурором Мясниковского района административного искового заявления. Прокурор полагает, что п.п. 4, 5 решения Собрания депутатов Крымского сельского поселения от 08.02.2018 г. № 47 являются незаконными и необоснованными, а решение в этой части подлежит отмене по следующим основаниям. Бездействие Собрания депутатов Крымского сельского поселения по принятию решения о досрочном прекращении полномочий лица, допустившего нарушение требований федерального законодательства о противодействии коррупции, инициированию процедуры контроля за расходами, свидетельствует о неисполнении данным органом местного самоуправления одной из важнейших государственных задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции, о фактическом отказе от осуществления деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений и является нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц на осуществление депутатами своих публичных полномочий, направленных, в том числе, на предупреждение и борьбу с коррупцией. Принятие органом местного самоуправления незаконных муниципальных правовых актов, предоставление депутатом недостоверных сведений об имуществе и доходах либо предоставление таких сведений не в полном объеме, также нарушают права неопределенного круга лиц на публичность и открытость деятельности органов власти и на законность осуществления органом местного самоуправления своих полномочий от имени и в интересах граждан. Прокурор полагает, что п.5 решения Собрания депутатов Крымского сельского поселения от 08.02.2018 г. № 47 является незаконным по доводам, приведенным ранее в поданном административном исковом заявлении, а именно исходя из положений ч.ч. 7.1 и 11 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в связи с несоблюдением Хочкияном А.З. ограничений, запретов, неисполнением им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Доводы об отсутствии признака заведомости и коррупционности в действиях депутата не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку для принятия решения о прекращении полномочий депутата досрочно достаточно лишь одного факта предоставления им неполных сведений. При этом в действиях Хочкияна А.З. усматривается и признак заведомости, так как им до настоящего времени не устранены нарушения, отраженные в представлении прокурора района, внесенном в 2016 г., о чем указано в административном исковом заявлении. Пункт 4 решения Собрания депутатов Крымского сельского поселения от 08.02.2018 г. № 47 также является незаконным по следующим основаниям. Как и в решении Собрания депутатов Крымского сельского поселения от 26.09.2017 г. № 33, приняв самостоятельно решение об отсутствии оснований для инициирования осуществления контроля за расходами депутата Хочкияна А.З., Собрание депутатов Крымского сельского поселения вышло за пределы предоставленных ему полномочий, нарушив требования Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ. Как следует из текста самого решения Собрания депутатов, факт превышения расходов депутата над его совокупными доходами за последние 3 года, исходя из поданных им лично сведений, подтвержден и не оспаривается. Наличие же в его действиях нарушений в этой части и оценка степени их тяжести в компетенцию Собрания депутатов не входит. Информация о выявленном факте несоответствия представленных сведений о доходах и расходах, вместе с представленными депутатом пояснениями, подлежала направлению надлежащему должностному лицу для принятия решения по существу. Так как принятием незаконного решения Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 08.02.2018 г. № 47 нарушен также порядок принятия решения о проведении контроля расходов, установленный федеральным законодательством, присвоены полномочия органов государственной власти субъекта РФ, с учетом указанных выше дополнений и изменений, административный иск подан как в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так и в защиту прав и законных интересов РФ и субъекта РФ - Ростовской области. На основании изложенного, прокурор Мясниковского района просил суд:
1. Признать незаконным бездействие Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, выразившееся в нерассмотрении по существу представления прокурора Мясниковского района от 27.06.2017 г. № 7-16-2017.
2. Признать незаконным бездействие Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, выразившееся в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкияна А.З.
3. Признать незаконным решение Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 26.09.2017г. № 33 и п.4 решения Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 08.02.2018 г. № 47 об отказе в инициировании осуществления процедуры контроля за расходами депутата Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкияна А.З.
4. Признать незаконным п.5 решения Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 08.02.2018 г. № 47 об отказе в принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкияна А.З.
5. Возложить на Собрание депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области обязанность в месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкияна А.З. и инициировать осуществление процедуры контроля за расходами депутата Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкияна А.З. (т.2 л.д.87-93).
Определением Мясниковского районного суда Ростовской области от 15.03.2018 г., в связи с частичным отказом прокурора Мясниковского района от своих требований, производство по административному делу было прекращено в части требования об обязании Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района рассмотреть по существу представление прокурора Мясниковского района от 27.06.2017 г. № 7-16-2017 (т.2 л.д.113).
В судебном заседании старший помощник прокурора Мясниковского района Жеваженко Т.И. предъявленные к Собранию депутатов Крымского сельского поселения административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Крымского сельского поселения по доверенности Прокопайло Е.Ю. (т.1 л.д.213-214) в судебном заседании административный иск прокурора Мясниковского района не признала, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, поддержав ранее направленный письменный отзыв на административное исковое заявление о том, что 03.07.2017 г. в Собрание депутатов Крымского сельского поселения на имя председателя Собрания депутатов Крымского сельского поселения Поповяна А.А. поступило представление прокурора Мясниковского района от 27.06.2017 г. № 7-16-2017 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе. В соответствии со ст.72 Регламента Собрания депутатов Крымского сельского поселения, протест, представление, а также требование прокурора Мясниковского района об изменении решения Собрания депутатов, поступившие в Собрание депутатов, направляются председателем Собрания депутатов - главой Крымского сельского поселения в постоянную комиссию в соответствии с вопросами ее ведения для дачи заключения. Так как лицом, осуществляющим принятие справок о доходах, является председатель Собрания депутатов, представление было направлено на имя председателя Собрания депутатов, и это представление не касалось вопросов внесения изменений в ранее принятые решения, оно было рассмотрено председателем Собрания депутатов. Представление было рассмотрено по существу, у всех депутатов, указанных в представлении, отобраны объяснительные, истребованы документы, подтверждающие представленные ими сведения. Ответ на представление был дан 17.07.2017 г. с приложением копий объяснительных депутатов. Таким образом, представление прокурора было рассмотрено по существу и надлежащим должностным лицом. Проверка по выявленным фактам нарушений не проводилась, так как, в соответствии с ч.4.4 ст.12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществляется по решению высшего должностного липа субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. 01.08.2017 г. на имя председателя Собрания депутатов Крымского сельского поселения поступила информация о ненадлежащем рассмотрении представления, а также о наличии оснований для проведения контроля за соответствием расходов лица, замещающего муниципальную должность, его доходам. Рассмотрев доводы информации прокуратуры от 28.07.2017 г. № 13-1683-2017, председателем Собрания депутатов Крымского сельского было принято решение о проведении внеочередного заседания Собрания депутатов Крымского сельского поселения по вопросу рассмотрения представления и информации прокурора. О дате рассмотрения указанного вопроса прокурор был извещен. Собранием депутатов вопросы, указанные в информации, были рассмотрены в полном объеме и по существу, по результатам рассмотрения вынесено решение от 26.09.2017 г. № 33. Собранием депутатов Крымского сельского поселения были приняты объяснения депутата Хочкияна А.З. и дана оценка его действиям. Депутатами Собрания депутатов Крымского сельского поселения было признано, что в действиях депутата Хочкияна А.З. при заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 г. целенаправленного умысла на сокрытие имущества и искажение данных нет, ошибки в заполнении справки о доходах произошли из-за недостаточного опыта. Объяснения Хочкияна А.З. по поводу получения денег в наследство от родителей признаны убедительными и обоснованными. Депутатами было решено, что оснований для проведения контроля за соответствием расходов депутата Хочкияна А.З. его доходам в порядке, установленном Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нет. Также Собрание депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района считает, что никто не вправе указывать Собранию депутатов, какое именно должно быть принято решение. Решение Собрания депутатов Крымского сельского поселения от 26.09.2017 г. № 33 было принято коллегиально, единогласно, действующему законодательству не противоречило. Принятое депутатами решение носит ненормативный характер. Оно не содержит никаких норм и правил поведения и не может распространяться на неопределенный круг лиц. Это ненормативный правовой акт, который принят в отношении одного конкретного лица. Решение № 33 от 26.09.2017 г. не нарушает никаких интересов ни конкретного лица, ни круга лиц. Представленные прокуратурой сведения о выявленных нарушениях заполнения справки Хочкияном А.З. были рассмотрены Собранием депутатов и признаны недостаточными для инициирования проверки. Кроме того, прокуратура также относится к числу органов, которые могут инициировать проверку. Если прокурор считает выявленные нарушения достаточными для проведения проверки, он мог сам направить материалы Губернатору Ростовской области. Собрание депутатов заслушало депутата Хочкияна А.З., выслушало его объяснения и приняло решение о признании этих объяснений достоверными. Выслушав Хочкияна А.З., депутаты Собрания депутатов Крымского сельскою поселения голосовали поименно по каждому вопросу, поставленному на голосование, и приняли единогласное решение о том, что сведения о доходах, представленные депутатом Хочкияном А.З., не являются заведомо недостоверными или заведомо неполными. Следовательно, оснований для инициирования процедуры проверки у Собрания депутатов не имелось. В исковом заявлении прокурор ставит вопрос о нерассмотрении по существу поступившего представления. Но в представлении вопрос об инициировании проверки соответствия расходов Хочкияна А.З. его доходам не стоял. Кроме того, решение Собрания депутатов № 33 от 26.09.2017 г. было получено прокуратурой 29.09.2017 г., а согласно ст.219 КАС административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (т.2 л.д. 22-28, 118-124).
Заинтересованное лицо Хочкиян А.З., его представители по доверенности Чернышева С.В. и Мартыненко Ю.Е. (т.1 л.д.216-219) в судебном заседании административный иск прокурора Мясниковского района просили оставить без удовлетворения, поддержав ранее направленные письменные возражения на административное исковое заявление о том, что сведения о совокупном доходе депутата Хочкияна А.З. и его супруги за предшествующие отчетному периоду три года (2013, 2014, 2015 г.г.) в размере 670 000 руб. были получены старшим помощником прокурора Мясниковского района Жеваженко Т.И. 24.07.2017 г. в прокуратуре Мясниковского района при получении объяснений от Хочкияна А.З. Фактически указанным должностным лицом в отсутствие достаточной информации, являющейся основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих муниципальные должности, было принято решение об осуществлении контроля за расходами депутата Хочкияна А.З., в связи с чем, у Хочкияна А.З. и были истребованы сведения, предусмотренные ч.4 ст.4 Федерального закона № 230-ФЗ. При этом обязанность по предоставлению сведений, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 0312.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», установлена вышеуказанными правовыми нормами только за период, начиная с 2015 г. В силу ст.12 Федерального закона № 230-ФЗ контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в п.1 ч.1 ст.2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей может осуществляться Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами по решению Президента РФ, Председателя Правительства РФ либо должностного лица, определяемого Президентом РФ. В материалах дела отсутствует решение указанных лиц об осуществлении прокуратурой Мясниковского района Ростовской области контроля за расходами депутата Хочкияна А.З. и его супруги. Решение о проведении прокуратурой Мясниковского районапроверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в части проверки достоверности справок о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, предоставленных депутатами Собрания депутатов Крымского сельского поселения, с учетом положений ч.7.2 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 4.4, 4.5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.3 ст.5 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», действующих во взаимосвязи с п.2 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», также отсутствует. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Хочкиян А.З. считает, что проведение проверки достоверности и полноты сведений и получение «достаточной информации» для осуществления процедуры контроля за его расходами осуществлено с нарушением требований указанных норм федеральных законов. Вместе с тем, как пояснил депутат Хочкиян А.З., предоставление им неполных сведений при заполнении справки о доходах, произошло вследствие неумышленных ошибок, связанных с невнимательностью и неопытностью, у него отсутствовали намерения сокрытия доходов и сообщения заведомо недостоверных сведений. Так, по вопросу непредоставления сведений о двух земельных участках (о долях в праве общедолевой собственности на земельный массив кадастровым номером №) депутат Хочкиян А.З. пояснил, что им не указаны данные участки в справке о доходах по невнимательности. У него в собственности находятся 42 земельных участка, все они имеют одинаковый адрес, один и тот же кадастровый номер. Хочкиян А.3. также пояснил, что он не имел умысла на сокрытие данных земельных участков, так как эти участки по своим характеристикам ничем не отличаются от остальных 40 земельных участков, указанных им в справке о доходах. Кроме того, сведения об объектах недвижимости любое лицо может запросить в Росреестре, поэтому скрывать какие либо объекты недвижимости не имеет смысла. По вопросу не указания в справке о доходах сведений о принадлежащих ему на праве собственности автомобилях <данные изъяты>, депутат Хочкиян А.З. пояснил, что транспортное средство, г<данные изъяты>, снято с регистрационного учета, в связи с утратой ТС, о чем имеется отметка в ПТС. Второе транспортное средство, г.р.з. С 091 СА 61, также снято с учета, в связи с утилизацией, 17.04.2012 г., что подтверждается справкой Управления ГИБДД по Ростовской области, приобщенной в материалы дела. По вопросу превышения расходов над доходами депутат Хочкиян А.З. пояснил, что в 2016 г. им действительно были приобретены 5 земельных участков на общую сумму 900 000 руб. и автомобиль <данные изъяты> на сумму 382 200 руб., всего на сумму 1 282 200 руб. Его совокупный доход с супругой за предыдущие 3 года (2013, 2014, 2015 г.г.) составил 707 429 руб. Разница между доходами и расходами составила 574 771 руб. Остальные деньги - накопления за предыдущий период его семьи, членами которой являлись его родители, с которыми он совместно проживал, вел общее хозяйство. Он не отразил в разделе 1 «Сведения о доходах» справки в качестве дохода наличные денежные средства в размере 2 000 000 руб., находившиеся в семье в качестве накоплений, так как эти деньги хранились у них дома и являлись совместными накоплениями семьи. В связи с тем, что в действиях депутатов ФИО8, ФИО6, Хочкияна А.З. и ФИО7 не выявлено умысла на сокрытие доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера, руководствуясь ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Собрание депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района путем открытого голосования приняло единогласное решение об отсутствии в действиях депутата Хочкияна А.З. при заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 г. умысла на сокрытие имущества, в связи с чем, требование прокурора Мясниковского района о досрочном прекращении полномочий лиц, допустивших несоблюдение ограничений, запретов, обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, оставлено без удовлетворения. В связи с отсутствием умысла на сокрытие имущества депутатом Хочкияном А.З., требование о досрочном прекращении его полномочий, в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции», оставлено без удовлетворения. Рассмотрение и решение вопроса об инициировании процедуры контроля за соответствием расходов депутата Хочкияна А.З. его доходам в порядке, установленном Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», находится в компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - Губернатора Ростовской области, делегировавшего свои полномочия по принятию решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности муниципальной службы, начальнику управления по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области, и не входит в компетенцию Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района. Заслушав пояснения депутата Хочкияна А.З., Собрание депутатов не установило, что информация, представленная прокурором Мясниковского района, является достаточной для предъявления в Управление по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области. Кроме того, Хочкиян А.З. считает, что представление прокурора Мясниковского района от 27.06.2017 г. об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе и информация о ненадлежащем рассмотрении представления, а также о наличии оснований для проведения контроля за соответствием расходов лица, замещающего муниципальную должность, его доходам от 28.07.2017 г. в силу ст.59, ч.1 ст.61 КАС РФ являются недопустимыми доказательствами, так как проведение проверки достоверности и полноты сведений, а также получение «достаточной информации» для осуществления процедуры контроля за расходами Хочкияна А.З. осуществлено с нарушением требований норм Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подлежат исключению из административного дела. На основании изложенного, а также с учетом ходатайства о пропуске срока обращения в суд, Хочкиян А.З. считает, что в удовлетворении требований прокурора Мясниковского района в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района должно быть отказано в полном объеме (т.2 л.д.32-43).
В дополнениях к своим возражениям Хочкиян А.З. указал, что проведенная прокуратурой Мясниковского района проверка является незаконной, так как осуществлена без принятия решения о проведении проверки и доведения до сведения руководителя проверяемого органа не позднее дня начала проверки. Согласно п.2, п.3 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. Пунктом 2 Приказа Генпрокуратуры России от 17.03.2017 г. № 172 прокурорам предписано при реализации полномочий осуществлять учет и вести реестр решений о проведении проверок, расширении предмета проверок, а также их результатов. В материалах дела отсутствует решение о проведении проверки законодательства о противодействии коррупции в отношении органа местного самоуправления - Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района с доказательством доведения до сведения председателя Собрания депутатов - Поповяна А.А. не позднее дня начала проверки. При таких обстоятельствах, Хочкиян А.З. считает, что представление прокурора Мясниковского района от 27.06.2017 г. об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и информация о ненадлежащем рассмотрении представления вынесены с нарушением п.2.3 ст.6, п.п. 2, 3 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и в силу ст.ст. 59, 61 КАС РФ являются недопустимыми доказательствами (т.2 л.д.125-128).
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворения административного иска, руководствуясь следующим.
В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В судебном заседании установлено, что 27.06.2017 г. прокурором Мясниковского района Ростовской области было внесено представление № 7-16-2017, адресованное председателю Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области Поповяну А.А., об устранении нарушение законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе, где указывались выявленные в результате проведенной проверки факты недостоверности справок о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, предоставленных депутатами Собрания депутатов Крымского сельского поселения. Так, депутатом Хочкияном А.З. не были указаны сведения о земельном участке площадью 3 300 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, приведены данные о 40 земельных участках, находящихся в общедолевой собственности, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, хотя фактически в общедолевой собственности депутата находятся 42 таких земельных участка. Кроме того, приведены недостоверные данные о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> - 56 640 кв. м, тогда как, согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, площадь данного земельного участка составляет 59 940 кв. м. Выявленные нарушения закона при подготовке справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера недопустимы и требуют незамедлительного принятия комплекса мер организационного и дисциплинарного характера, направленных на предотвращение коррупционных проявлений и усиление контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. На основании изложенного, в соответствии со ст.24 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор Мясниковского района требовал:
1. Рассмотреть представление, принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
2. По выявленным фактам нарушений провести проверку, по результатам которой, с учетом тяжести допущенных нарушений, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий лиц, допустивших несоблюдение ограничений, запретов, обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.
3. О времени и месте рассмотрения представления уведомить прокурора Мясниковского района.
4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной форме в течение месяца (т.1 л.д.11-13).
17.07.2017 г. председателем Собрания депутатов - главой Крымского сельского поселения Поповяном А.А. прокурору Мясниковского района был направлен ответ на представление от 27.06.2017 г., где указано, что, в связи с отсутствием в действиях депутатов ФИО6, ФИО7, ФИО8 и Хочкияна А.З. умысла на сокрытие доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера, вопрос о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов не рассматривался (т.1 л.д.14-15).
После получения вышеуказанного письма, прокурором Мясниковского района председателю Собрания депутатов Крымского сельского поселения Поповяну А.А. была направлена информация от 28.07.2017 г. № 13-1683-2017 о рассмотрении представления прокурора не в полном объеме и ненадлежащим образом. Указано, что представление прокурора внесено в коллегиальный орган - Собрание депутатов Крымского сельского поселения. Решения указанного коллегиального органа принимаются на заседаниях Собрания депутатов и оформляются соответствующим правовым актом. Однако сведения о рассмотрении представления прокурора комиссией по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и на очередном либо внеочередном собрании депутатов сельского поселения и принятый на нем правовой акт в прокуратуру района не представлены. Также в нарушение требований ч.2 ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о дне заседания коллегиального органа по рассмотрению представления прокурору сообщено не было. Помимо этого, в ответе на представление не отражены причины не указания депутатом Хочкияном А.З. в поданной справке двух земельных участков, находящихся в общедолевой собственности и расположенных по адресу: Мясниковский район, земли колхоза им. Лукашина. Между тем, согласно объяснению Хочкияна А.З., полученному в прокуратуре района, указанные участки действительно не были им отражены. О системности допускаемых депутатом Хочкияном А.З. нарушений в усматриваемой сфере свидетельствует также факт не устранения до настоящего времени нарушений, отраженных в представлении прокурора района, внесенном в 2016 г. Так, в 2016 г. было установлено, что Хочкиян А.З. не отразил в справке принадлежащий ему автомобиль <данные изъяты> В справке, представленной в 2017 г., указанный автомобиль также не отражен, хотя продолжает числиться за Хочкияном А.З. Также им не отражен имеющийся в собственности автомобиль <данные изъяты> Более того, согласно справке Хочкияна А.З., в 2016 году им было приобретено 5 земельных участков и автомобиль на общую сумму 1 282 200 руб. В качестве источников получения средств, за счет которых приобретено имущество, указаны денежные средства, полученные по наследству, а также накопления предыдущих лет. При этом совокупный доход его и супруги за предшествующие отчетному 3 года составил лишь около 670 000 руб., а документ, подтверждающий получение денежных средств в наследство, не представлен. В справках за 2016 г. и предшествующие отчетные периоды сведения о получении в наследство более 2 000 000 руб. (как указал Хочкиян А.З. в объяснении), отсутствуют. С учетом изложенного, прокурором было предложено вернуться к рассмотрению представления от 27.06.2017 г. № 7-16-2017, а также с учетом дополнительных сведений рассмотреть вопрос об осуществлении контроля за соответствием расходов депутата Хочкияна А.З. его доходам в порядке, установленном Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Прокурором было указано, что в соответствии с ч.3 ст.1.6 указанного Федерального закона в случае, если ходе осуществления контроля за расходами будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица его общему доходу, полученные материалы подлежат направлению в органы прокуратуры для обращения в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков и транспортных средств, в отношении которых не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы (т.1 л.д.56-57).
Информация прокурора Мясниковского района о ненадлежащем рассмотрении представления, наличии оснований для проведения контроля за соответствием расходов лица, замещающего муниципальную должность, его доходам, была рассмотрена Собранием депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района 26.09.2017 г., по итогам рассмотрения составлен протокол № 15 (т.1 л.д.220-225) и принято решение от 26.09.2017 г. № 33.
Согласно решению Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района от 26.09.2017 г. № 33, Хочкиян А.З. является депутатом на протяжении 9 лет, неоднократно был избран депутатом жителями Крымского сельского поселения, является заместителем председателя Собрания депутатов Крымского сельского поселения, пользуется доверием депутатского корпуса и избирателей. Собрание депутатов Крымского сельского поселения считает, что в действиях депутата Хочкияна А.З. при заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 г. целенаправленного умысла на сокрытие имущества и искажения данных нет. Считает, что ошибки в заполнении справки о доходах произошли из-за недостаточного опыта Объяснения Хочкияна А.З. по поводу получения денег в наследство от родителей считает убедительными и обоснованными. Оснований для проведения контроля за соответствием расходов депутата Хочкияна А.З. его доходам в порядке, установленном Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», не имеется (т.1 л.д.226-227).
После обращения прокурора Мясниковского района с административным иском в суд, представление прокурора от 27.06.2017 г. № 7-16-2017 и информация прокурора Мясниковского района от 28.07.2017 г. были рассмотрены Собранием депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района 08.02.2018 г., по итогам рассмотрения составлен протокол № 22 (т.1 л.д.234-247) и принято решение от 08.02.2018 г. № 47.
Согласно решению Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района от 08.02.2018 г. № 47:
1. Признаны правомерными требования прокурора Мясниковского района, указанные в представлении об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе № 7-16-2017 от 27.06.2017 г., в части необходимости строгого соблюдения ограничений, запретов, обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
2. Сведения о доходах депутатов ФИО8, ФИО6 и ФИО7 признаны достоверными.
3. Принято решение, что в действиях депутата Хочкияна А.З. отсутствовало намерение сообщить заведомо недостоверные или неполные сведения с целью сокрытия доходов, расходов, имущества и обязательствах имущественного характера. Нарушения, допущенные Хочкияном А.З. при заполнении справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера носят технический характер и являются следствием невнимательности и неопытности.
4. Принято решение, что проведение проверки за соответствием расходов депутата Хочкияна А.З. его доходам Собранием депутатов Крымского сельского поселения невозможно, так как, в соответствии с Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Областным законом «О противодействии коррупции в Ростовской области», проведение проверки не относится к компетенции органов местного самоуправления. В связи с отсутствием умысла на сокрытие имущества, требование о досрочном прекращении полномочий лиц, допустивших несоблюдение ограничений, запретов, обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, оставлено без удовлетворения (т.1 л.д.228-233).
Согласно ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Хочкиян Арсен Закарович является депутатом Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области, что подтверждается выданным ему удостоверением № 2 от 30.09.2016 г., действительным до 26.09.2021 г. (т.1 л.д.208), в связи с чем, на него распространяются ограничения, запреты и обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В соответствии с ч.1, ч.8 и ч.9 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):…1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;… 4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части (ч.1).
Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу,… представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу,... (ч.8).
Невыполнение гражданином или лицом, указанными в ч.1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной ч.1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы,... (ч.9).
Согласно ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.10.1 и ч.11 ст.40 Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (ч.10.1).
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (ч.11).
В силу ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Согласно ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, профилактика коррупции осуществляется путем установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы,… с замещаемой должности государственной или муниципальной службы… непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что получение представительным органом муниципального образования сведений о несоблюдении депутатом ограничений, установленных нормами Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе сведений о представлении депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является основанием для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата. При этом, действующим законодательством не исключается возможность выявления вышеуказанных обстоятельств в результате проведения прокурорской проверки с последующим внесением в представительный орган муниципального образования соответствующего представления прокурора.
В данном случае в ходе проведенной прокурорской проверки была установлено, что Хочкиян А.З. приобрел по договорам купли-продажи от 07.05.2015 г. и от 04.08.2015 г. две доли (площадью 361,2 баллогектар каждая) в праве общей долевой собственности на земельный участок (массив реорганизованного сельскохозяйственного предприятия) кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 21.05.2015 г. и от 11.08.2015 г. (т.2 л.д. 156, 157).
Однако расходы на приобретение указанного имущества Хочкиян А.З. не отразил ни в разделе 2 «Сведения о расходах» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. (т.1 л.д.139), ни в разделе 2 «Сведения о расходах» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. (т.1 л.д.178-179). Кроме того, две вышеуказанные земельные доли в праве общей собственности на земельный массив кадастровым номером № приобретенные Хочкияном А.З. по договорам купли-продажи от 07.05.2015 г. и от 04.08.2015 г., не были отражены в разделе 3 «Сведения об имуществе» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. (т.1 л.д.140-148) и в разделе 3 аналогичной справки за отчетный период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. (т.1 л.д.180-190).
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика и заинтересованного лица об отсутствии в действиях Хочкияна А.З. признака заведомости, так как он не мог не знать о заключении договоров купли-продажи от 07.05.2015 г. и от 04.08.2015 г. и о принадлежности ему двух земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный массив кадастровым номером №, из чего следует, что Хочкиян А.З. умышленно не отразил расходы на приобретение указанного имущества в разделе 2 «Сведения о расходах» справок за 2015 г. и за 2016 г., а также не указал вышеназванные земельные доли в разделе 3 «Сведения об имуществе» справок за 2015 г. и за 2016 г.
Допущенное Хочкияном А.З. правонарушение является безусловным основанием для применения к нему мер, предусмотренных ст.ст. 6 и 8 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в виде досрочного прекращения полномочий депутата. Следовательно, принятое Собранием депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района решение от 08.02.2018 года № 47 (п.5) об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкияна А.З. является незаконным, ввиду нарушения указанным решением норм ст.ст. 6, 8 (ч.ч. 1, 8, 9) Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.40 (ч.ч. 10.1, 11) Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика и заинтересованного лица об отсутствии у прокурора полномочий на проведение проверок и предъявление требований, в связи с нарушением депутатами представительного органа муниципального образования ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители - в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры - в гарнизонный военный суд, районный суд.
В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Согласно п.п. 2 и 5 Приказа Генпрокуратуры России от 29.08.2014 г. № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействий коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о представлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. В ходе проводимых проверок принимать надлежащие меры к обеспечению неотвратимости ответственности за совершенное коррупционное правонарушение (п.2).
Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить постоянное проведение проверок соблюдения требований федеральных законов от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Таким образом, действующим законодательством за прокурорами закреплены не только право, но и обязанность систематически проводить проверки исполнения законодательства о противодействий коррупции, о государственной и муниципальной службе, статьей 39 КАС РФ прокурорам предоставлено право обращаться в суд с административными исковыми заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, поэтому доводы административного ответчика и заинтересованного лица об отсутствии у прокурора права на подачу настоящего административного искового заявления не основаны на законе.
Также заслуживают критического отношения и доводы административного ответчика и заинтересованного лица о пропуске прокурором срока обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренного ст.219 КАС РФ. Оспариваемое прокурором решение было принято 08.02.2018 г., уточненное административное исковое заявление подано прокурором в суд 14.03.2018 г., следовательно, вышеуказанный срок прокурором не пропущен.
Вместе с тем, требования прокурора Мясниковского района о признании незаконным бездействия Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района, выразившегося в нерассмотрении по существу представления прокурора Мясниковского района от 27.06.2017 г. № 7-16-2017 и в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкияна А.З., подлежит оставлению без удовлетворения.
Незаконное бездействие представляет собой противоправное пассивное поведение, выражающееся в несовершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей.
В судебном заседании установлено, что представление прокурора от 27.06.2017 г. № 7-16-2017 было рассмотрено Собранием депутатов Крымского сельского поселения дважды, приняты решения от 26.09.2017 г. № 33 и от 08.02.2018 г. № 47.
Прокурор Мясниковского района указал в уточнениях к административному иску, что его представление рассмотрено по существу после подачи административного искового заявления (т.2 л.д.88). Определением Мясниковского районного суда от 15.03.2018 г., в связи с частичным отказом прокурора от своих требований, производство по административному делу было прекращено в части требования об обязании Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района рассмотреть по существу представление прокурора Мясниковского района от 27.06.2017 г. № 7-16-2017 (т.2 л.д.113). Таким образом, оснований для признания незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении представления прокурора по существу, не имеется, так как соответствующее представление фактически было рассмотрено, по результатам его рассмотрения принято решение.
Требование о признании незаконным бездействия Собрания депутатов Крымского поселения, выразившегося в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Хочкияна А.З., фактически дублирует требование прокурора о признании незаконным решения Собрания депутатов об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Хочкияна А.З., поэтому также не подлежит удовлетворению.
Суд не может согласиться с обоснованностью требования прокурора Мясниковского района о признании незаконными решений Собрания депутатов Крымского сельского поселения от 26.09.2017 г. и от 08.02.2018 г. (п.4) об отказе в инициировании процедуры контроля за расходами депутата Хочкияна А.З.
В судебном заседании установлено, что, согласно разделу 2 «Сведения о расходах» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г., Хочкиян А.З. приобрел в 2016 г. 5 земельных участков (земельные доли) стоимостью 180 000 руб. каждый, а также приобрел автомобиль <данные изъяты><данные изъяты> стоимостью 382 200 руб., т.е. приобрел имущество на общую сумму 1 282 200 руб. (т.1 л.д.178-179). Согласно разделу 1 «Сведения о доходах» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г., Хочкиян А.З. в 2015 г. получил доход в общей сумме 462 577 руб., в том числе в виде натуральной оплаты от СПК колхоз им. Лукашина - 462 400 руб. (т.1 л.д.138). Доход супруги Хочкияна А.З. - ФИО12 в 2015 г., согласно разделу 1 «Сведения о доходах» справки за 2015 г., составил 11 015 руб. (т.1 л.д.155). Согласно административному исковому заявлению, в своих объяснениях Хочкиян А.З. подтвердил, что совокупный доход его семьи за предшествующие отчетному 3 года составляет 670 000 руб. (т.1 л.д.7). Данное обстоятельство заинтересованным лицом в судебном заседании не оспаривалось.
Прокурор Мясниковского района, которому вышеуказанные обстоятельства стали известны в ходе проведения проверки в 2017 г., ссылается п.4.1 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в силу которого, правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
К правоохранительным органам относятся органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, в том числе прокуратура, в связи с чем, на прокурора, согласно п.4.1 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, также возложена обязанность по информированию начальника управления по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области о ставших ему известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции.
Кроме того, в информации прокурора Мясниковского района от 28.07.2017 г. № 13-1683-2017 Собранию депутатов Крымского сельского поселения было предложено не инициировать осуществление процедуры контроля за расходами депутата Хочкияна А.З., а рассмотреть вопрос об осуществлении контроля за соответствием расходов депутата Хочкияна А.З. его доходам.
Согласно пп.«г» п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», настоящий Федеральный закон устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) …муниципальные должности.
В силу ст.3 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п.1 ч.1 ст.2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ, основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в п.1 ч.1 ст.2 настоящего Федерального закона, является достаточная информация о том, что данным лицом в течение отчетного периода совершены сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления… Контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в п.1 ч.1 ст.2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя: 1) истребование от данного лица сведений…; 2) проверку достоверности и полноты сведений…; 3) определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей… их общему доходу.
Собрание депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района не имеет полномочий по принятию решения об осуществлении контроля за расходами депутата, соответствующее право, в соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», имеет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо уполномоченное им должностное лицо.
В свою очередь основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ, может являться информация, представленная в письменной форме правоохранительными органами, в том числе прокуратурой, иными государственными органами, органами местного самоуправления.
Учитывая, что обстоятельство несоответствия расходов Хочкияна А.З. его доходам стало известно в ходе проведения прокурорской проверки, именно на прокурора закон возлагает обязанность по доведению полученной информации до сведения лица, уполномоченного на принятие решения об осуществлении контроля за расходами депутата. Перепоручение данной обязанности Собранию депутатов Крымского сельского поселения суд не может признать законным и обоснованным.
Также, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований прокурора Мясниковского района о возложении на Собрание депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района обязанности в месячный срок принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Хочкияна А.З. и инициировать осуществление процедуры контроля за расходами депутата Хочкияна А.З.
В силу ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Согласно ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с ч.11 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, лишь представительный орган муниципального образования вправе принимать решение о досрочном прекращении полномочий депутата.
Возложение на Собрание депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района обязанности по принятию какого-либо решения по вопросу, относящемуся к его исключительной компетенции, нарушает право представительного органа муниципального образования на самостоятельное решение таких вопросов.
Вместе с тем, поскольку настоящим решением признано незаконным решение Собрания депутатов Крымского сельского поселения об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Хочкияна А.З., суд отмечает, что у Собрания депутатов Крымского сельского поселения на основании ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» возникнет обязанность по повторному рассмотрению представления прокурора Мясниковского района от 27.06.2017 г. № 7-16-2017 в части досрочного прекращения полномочий депутата Хочкияна А.З., так как ранее принятое решение утратит силу в случае вступления настоящего судебного постановления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179, 180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Мясниковского района Ростовской области к Собранию депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Собрания депутатов Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 08.02.2018 года № 47 (пункт 5) об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов Крымского сельского поселения Хочкияна Арсена Закаровича.
Административный иск прокурора Мясниковского района Ростовской области в остальной части оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 апреля 2018 года.
Судья Даглдян М.Г.