ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-235/2021 от 23.04.2021 Черлакского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Черлак 23 апреля 2021 г.

Дело № 2а-235/2021

Резолютивная часть решения оглашена 23.04.2021 года.

Мотивированное решение суда изготовлено 30.04.2021 года.

Черлакский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Околелова Ю.Л.

При секретаре Жуковой В.В.

С участием помощников прокурора Черлакского района Яшкина А.Ю., Тиль В.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черлакского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Черлакского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области с настоящим административным исковым заявлением, которым просит: признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов на территории Татарского сельского поселения и обязать административного ответчика провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения расположенных на территории Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями законодательства.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что прокуратурой Черлакского района Омской области проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области. В ходе проведенной проверки прокуратурой района было установлено, что Администрацией Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, однако инструментальное обследование автомобильных дорог общего пользования местного значения органом местного самоуправления в 2020 году не проводилось. Вышеуказанные нарушения в деятельности администрации, напрямую затрагивают интересы неопределенного круга лиц, использующих для передвижения дороги общего пользования на территории Татарского сельского поселения.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 г. № 150 утвержден Порядок оценки технического состояния автомобильных дорог.

С 01.01.2021 г. действует порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденный Приказом Минтранса России от 07.08.2020 г. № 288, которым установлены определяемые в процессе обследования параметры.

В связи с изложенным прокурором района в адрес главы сельского поселения было внесено представление, вместе с тем инструментальное обследование автомобильных дорог местного значения Татарского сельского поселения не проведено.

Обращение прокурора района в суд с настоящим административным исковым заявлением обусловлено тем, что невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог приводит к несвоевременному выявлению фактов несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов и соответственно к несвоевременному проведению работ по их ремонту и капитальному ремонту, что в свою очередь повышает риск дорожно-транспортных происшествий на территории поселения с участием заранее неопределенного круга лиц. Административный истец просит суд удовлетворить уточненные заявленные им требования.

В судебном заседании представители административного истца – помощники прокурора Черлакского района Омской области Яшкин А.Ю. и Тиль В.В. поддержали в полном объеме заявленные прокурором района административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске и просят суд данные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, глава сельского поселения ФИО1 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и показал, что комиссией из числа работников администрации проведено обследование дорог на территории сельского поселения, при этом использовались рулетка, мерная рейка и уровень. Полагает что привлечение специализированной организации для обследования дорог является нецелесообразным.

Суд изучив материалы административного дела, выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные участниками процесса доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ одними из задач административного судопроизводства являются в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Аналогичное положение содержит пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу п.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно части 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктами 6, 12 статьи 3 указанного выше Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 № 150, действовавшего до 01.01.2021 г. был утвержден Порядок оценки технического состояния автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 2 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В силу пункта 3 Порядка в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения оценка технического состояния автомобильных дорог проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

В соответствии с пунктом 4 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.

В соответствии с п.5 Порядка при проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений, либо должно быть метрологически аттестованным.

В пункте 6 Порядка содержится перечень параметров и характеристик автомобильной дороги, которые определяются в процессе диагностики автомобильных дорог.

Согласно приложению к Порядку оценки технического состояния автомобильных дорог, повторная диагностика (инструментальное и визуальное обследование с выборочным количеством параметров, влияющим на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог) должна проводиться один раз в год.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07 августа 2020 г. №288, действующим с 01.01.2021 года, утвержден новый Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.

Настоящий Порядок устанавливает состав и периодичность работ по определению владельцами автомобильных дорог соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов (пункт 10). Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации (пункт 2). Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4 Порядка, при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: 1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3-5 лет со дня проведения первичного обследования; 2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится); 3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).

Согласно п.5 Порядка, в процессе обследования автомобильных дорог определяются: 1) постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги (далее - технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; состояние элементов водоотвода; состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; 2) переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (далее - эксплуатационное состояние автомобильной дороги): продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; 3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта (далее - параметры движения транспортного потока): средняя скорость движения транспортного потока; безопасность движения транспортного потока; пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами.

Согласно пункта 6 Порядка, по результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги: 1) устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; 2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.

В соответствии с пунктом 5 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Омской области от 24.09.2015 № 1789-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Черлакского района Омской области проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области.

В ходе проверки установлено, что в нарушение действующих норм законодательства в 2020 году в Татарском сельском поселении Черлакского муниципального района оценка технического состояния автомобильных дорог не проводилась.

30.09.2020 года в адрес Главы Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Из ответа Главы Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области на представление прокурора района от 30.09.2020 г. следует, что допущенные нарушения законодательства были рассмотрены, и приняты меры по недопущению выявленных нарушений впредь.

Согласно Постановления Администрации Татарского сельского поселения от 01.09.2017 г. № 61-п, утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования относящихся к собственности Татарского сельского поселения.

Согласно Постановления Администрации Татарского сельского поселения от 29.06.2020 г. № 20-п, вынесены изменения в вышеуказанное постановление № 61-п об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области.

Как следует из Приложения к постановлению Администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области от 29.06.2020 №20-п в Перечень автомобильных дорог общего пользования Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области включены 60 автомобильных дорог на территории Татарского сельского поселения.

Представителем административного ответчика в судебном заседании представлены документы: состав комиссии по оценке технического состояния дорог общего пользования местного значения, выписка из решения Совета Татарского сельского поселения «О бюджете Татарского сельского поселения на 2020-2021-2022 годы», акты оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Татарского сельского поселения за 2020 год, фотографии.

Из представленных документов следует, что при проведении оценки состояния дорог комиссией Администрации Татарского сельского поселения использовались рулетка, металлическая рейка, строительный уровень.

По мнению суда, установление всех необходимых параметров и характеристик автомобильных дорог, которые определены установленным Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, а именно: ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; состояние элементов водоотвода; состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги: продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта: средняя скорость движения транспортного потока; безопасность движения транспортного потока; пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, с применением рулетки, металлической рейки, строительного уровня, которые были использованы вышеуказанной комиссией, невозможно, в связи с чем к документам, представленным административным ответчиком суд относится критически.

Таким образом, как установлено в судебном заседании, в 2020 году в нарушение требований вышеназванных норм законодательства РФ, ежегодная оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающая требованиям указанного выше Порядка, административным ответчиком не проводилась надлежащим образом и в полном объеме, периодичность оценки технического состояния дорог не соблюдалась.

Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц – пользователей автомобильных дорог.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, п.п.1,3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Черлакского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, выразившееся в не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов на территории Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области.

Обязать администрацию Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения расположенных в границах населенных пунктов на территории Татарского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Судья Ю.Л.Околелов