ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-235/2022 от 30.05.2022 Виноградовского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-235/2022

УИД: 29RS0004-01-2022-000346-43

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Шенкурск 30 мая 2022 года

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Наваленовой Е.Н.,

при секретаре Гуйда А.А.,

с участием административного истца - прокурора Румянцевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального района о признании незаконным бездействие по устранению нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Прокурора Шенкурского района Архангельской области обратился в суд с указанным иском, в обоснование указав, что прокуратурой установлено нарушение администрацией Шенкурского муниципального района требований законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Проверкой, проведенной прокуратурой района в ноябре 2021 года, установлено, что в реестр муниципальной собственности Шенкурского муниципального района включены автомобильные дороги и входящие в их состав 16 мостовых сооружений (далее - мостов), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, из которых 1 мост (через р. Игошка) выполнен в деревянном и металлическом исполнении, 1 мост (через руч. Манеба) - трубном исполнении, 15 мостов - деревянном исполнении. Однако в нарушение требований федерального законодательства администрацией Шенкурского муниципального района паспорта объектов транспортной инфраструктуры (мостов) до настоящего времени не разработаны в отношении следующих объектов: 2 моста через р. Кодима по а/д «д. Шахановка - д. Стрелка» (деревянное исполнение), мост через р. Игошка по а/д «д. Никифоровская - д. Сметанино» (деревянное исполнение), мост через реку Тарня по а/д «д. Рыбагорская - д. Ивановская», мост через р. Суланда по а/д «подъезд к д. Плесо» (деревянное исполнение), мост через р. Суланда по а/д «подъезд к д. Запаковская» (деревянное исполнение), мост через р. Ледь по а/д «подъезд к д. Дывлевская» (деревянное исполнение), мост через р. Ледь по а/д «подъезд к д. Лапухинская» (деревянное исполнение), мост через р. Вадлеща по а/д «подъезд к д. Зеленинская» (деревянное исполнение). В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 20.11.2021 временно исполняющему полномочия главы Шенкурского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, администрацией района разработан план мероприятий по разработке паспортов объектов транспортной инфраструктуры на территории Шенкурского муниципального района Архангельской области на 2022-2026 годы, однако сроки принятия администрацией района мер по обеспечению транспортной безопасности носят необоснованно длительный характер. До настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры не устранены. Просил суд признать бездействие администрации Шенкурского муниципального района по устранению нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (мостовых сооружений), незаконным, обязать администрацию Шенкурского муниципального района устранить нарушения требований антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры в срок до 31.12.2022 в отношении следующих объектов: 2 моста через р. Кодима по а/д «д. Шахановка - д. Стрелка» (деревянное исполнение), мост через р. Игошка по а/д «д. Никифоровская - д. Сметанино» (деревянное исполнение), мост через реку Тарня по а/д «д. Рыбагорская - д. Ивановская», мост через р. Суланда по а/д «подъезд к д. Плесо» (деревянное исполнение), мост через р. Суланда по а/д «подъезд к д. Запаковская» (деревянное исполнение), мост через р. Ледь по а/д «подъезд к д. Дывлевская» (деревянное исполнение), мост через р. Ледь по а/д «подъезд к д. Лапухинская» (деревянное исполнение), мост через р. Вадлеща по а/д «подъезд к д. Зеленинская» (деревянное исполнение).

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении исковых требований по тем же основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Шенкурского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия, представил письменный отзыв на иск, в котором выражено согласие с исковыми требованиями, указав при этом, что срок устранения указанный в иске до 31.12.2022 года является не выполнимым, поскольку денежные средства с бюджете не запланированы, просил установить срок до 31.12.2023 года.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 4 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности представляет собой реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Под транспортной безопасностью по смыслу п. 10 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Согласно ст. 4 обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

При этом во взаимосвязи с п. 7.1 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 данные полномочия не возлагаются на сельские поселения, если последним на основании соглашения с муниципальным районом не переданы соответствующие полномочия.

В соответствии с пп. «в» п. 5 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ одним из объектов транспортной инфраструктуры являются мосты. Конкретный перечень объектов транспортной инфраструктуры также на основании ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 16-ФЗ определен приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2020 № 331 (далее - Приказ).

Согласно приложению данного Приказа среди объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства названы мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно, а также мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) деревянные, наплавные, а также временные.

Частью 1.1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а именно в соответствии с Постановлением Правительства от 10.12.2020 № 2070 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию» (далее - Требования).

Согласно Устава городского поселения «Шенкурское» Шенкурского муниципального района к вопросам местного значения Шенкурского муниципального образования относятся в числе прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Шенкурского городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.7 Устава).

Таким образом, лицом, ответственным за надлежащее содержание спорных объектов транспортной инфраструктуры, является администрация Шенкурского муниципального района.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Шенкурского района проведен анализ исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры за период 2020-2021г.г., по результатам которого 20.11.2021 временно исполняющему полномочия главы Шенкурского муниципального района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, администрацией района разработан план мероприятий по разработке паспортов объектов транспортной инфраструктуры на территории Шенкурского муниципального района Архангельской области на 2022-2026 годы.

Вместе с тем, сроки принятия администрацией района мер по обеспечению транспортной безопасности носят необоснованно длительный характер. До настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры не устранены.

Таким образом, административный ответчик администрация Шенкурского муниципального района допустил незаконное бездействие по устранению нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (мостовых сооружений).

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии запланированных в бюджете на 2022 год денежных средств суд находит не состоятельным, поскольку администрация как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления имела возможность формировать бюджет, в том числе за счет привлечения дополнительного финансирования, и контролировать его исполнение с учетом средств, необходимых для соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, администрации было известно об имеющихся в данном направлении нарушениях.

При таких обстоятельствах заявленные прокурором исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В порядке восстановления нарушенных прав на администрацию Шенкурского муниципального района подлежит возложению обязанность по устранению нарушения требований антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры в срок до не позднее 31 декабря 2022 года.

Указанный срок является разумным для выполнения всех необходимых мероприятий по устранению нарушения требований антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 180, 227 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального района о признании незаконным бездействие по устранению нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Шенкурского муниципального района устранению нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (мостовых сооружений).

Обязать администрацию Шенкурского муниципального района устранить нарушения требований антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры в срок до 31 декабря 2022 года в отношении следующих объектов: 2 моста через р. Кодима по а/д «д. Шахановка - д. Стрелка» (деревянное исполнение), мост через р. Игошка по а/д «д. Никифоровская - д. Сметанино» (деревянное исполнение), мост через реку Тарня по а/д «д. Рыбагорская - д. Ивановская», мост через р. Суланда по а/д «подъезд к д. Плесо» (деревянное исполнение), мост через р. Суланда по а/д «подъезд к д. Запаковская» (деревянное исполнение), мост через р. Ледь по а/д «подъезд к д. Дывлевская» (деревянное исполнение), мост через р. Ледь по а/д «подъезд к д. Лапухинская» (деревянное исполнение), мост через р. Вадлеща по а/д «подъезд к д. Зеленинская» (деревянное исполнение).

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Мотивированное решение составлено 03 июня 2022 года.

Председательствующий Е.Н. Наваленова