ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2360/17 от 04.10.2017 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-2360/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 04 октября 2017 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи: Барышникова Е.Н.,

при секретаре: Афанасьевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Новоалтайска об оспаривании действий Администрации г. Новоалтайска,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Новоалтайска, в котором просила признать незаконными действия Администрации г. Новоалтайска по отказу в выдаче разрешения на строительство здания склада для хранения песка на земельном участке, находящемся по адресу: АДРЕС. Также просила обязать Администрацию г. Новоалтайска выдать ей такое разрешение. В обоснование административного иска ФИО1 указывает, что является собственником земельного участка площадью 243 кв.м с кадастровым номером НОМЕР с целевым назначением – для размещения и эксплуатации объекта коммунально-складского назначения. ДАТА административный истец через представителя обратилась в Администрацию г. Новоалтайска с заявлением о выдаче разрешения на строительство склада для хранения песка на данном земельном участке. Уведомлением от ДАТА ей отказано в выдаче разрешения на строительство. При этом в качестве причин отказа в уведомлении указаны: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ; несоответствие представленных документов требованиям к строительству объектов капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Административный истец полагает, что данные причины не соответствуют действительности, поскольку вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство в Администрацию г. Новоалтайска был передан пакет всех предусмотренных законом документов, о чем свидетельствует входящий штамп на заявлении и отсутствие каких-либо отметок о недостающих документах на этом заявлении. При этом приложенная к заявлению проектная документация выполнена в соответствии с градостроительным планом земельного участка, содержит информацию о параметрах объекта капитального строительства. Эти параметры рассчитаны с учетом Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа город Новоалтайск, утвержденных решением Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края от ДАТАНОМЕР. Кроме изложенного административный истец указывает на неконкретизированный характер причин отказа в выдаче разрешения на строительство, что препятствует реализации его прав в данной сфере.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена, представила заявление о рассмотрении административного дела в ее отсутствие, на административном иске настаивала.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 первоначально на административном иске настаивала по изложенным в нем доводам, а также по доводам, изложенным в специально подготовленном возражении на отзыв административного ответчика. В ходе судебного заседания признала частичное несоответствие проектной документации требованиям постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (отсутствие в документации сведений о мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности). При этом изменила первое административное исковое требование: просила суд признать незаконным отказ Администрации г. Новоалтайска по выдаче разрешения на строительство здания склада на ранее указанном земельном участке без обоснования причин такого отказа. Дополнительно пояснила, что общие формулировки причин отказа в соответствующем уведомлении не позволяют судить о конкретных недостатках представленной проектной документации и лишают заявителя возможности устранить эти недостатки при их реальном наличии.

Представитель Администрации г. Новоалтайска ФИО3 в судебном заседании возражала против административного иска по основаниям, изложенным в рамках представленного отзыва. Полагает, что планируемое к строительству здание склада предназначено для осуществления производственной деятельности и для указанного объекта необходимо установление санитарно-защитной зоны. Однако, в разделе 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» обоснование границы санитарно-защитной зоны отсутствует. Абсолютно не представлен в проектной документации раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности». Раздел 1 проектной документации не содержит реквизиты документов, на основании которых принято решение о разработке проектной документации. Просила в административном иске отказать в полном объеме. Применительно к уточненному административному исковому требованию о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство без обоснования причин такого отказа указала на буквальное воспроизведение формулировок причин отказа на строительство из Градостроительного кодекса РФ и соблюдение в этой части требований закона. Просила в административном иске отказать в полном объеме.

Суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.

Изучив материалы административного дела, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В основе спорного правоотношения находится предоставление Администрацией г. Новоалтайска муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее также – Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований. В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства относится к вопросам местного значения городских округов. В соответствии со статьей 1 Устава городского округа город Новоалтайск Алтайского края (опубликован: издание «Наш Новоалтайск», № 108, 04.07.2013) город Новоалтайск имеет статус городского округа.

К основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг Федеральный закон № 210-ФЗ относит, в частности, такие, как: правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг (статья 4 Федерального закона).

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги. Специально закреплено право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно статье 2 Федерального закона № 210-ФЗ процесс предоставления муниципальной услуги регулируется административным регламентом, под которым понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Постановлением Администрации г. Новоалтайска от 10.10.2012 № 2100 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства» (в редакции от 07.04.2016 № 533) утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства» (далее – Административный регламент). В соответствии со статьей 68 Устава муниципального образования городской округ Новоалтайск Алтайского края указанный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте муниципального образования в информационной системе «Интернет».

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента одним из результатов предоставления муниципальной услуги является выдача застройщику уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство. При этом предоставление муниципальной услуги осуществляется бесплатно, качественно, в срок, в полном объеме, с предоставлением исчерпывающей информации по всем вопросам. Данной норме корреспондирует содержащееся в пункте 62 Административного регламента требование о подготовке и вручении заявителю письменного уведомления в случае отказа в выдаче разрешения на строительство с обоснованием причин отказа.

Из материалов административного дела следует и в судебном заседании установлено, что уведомлением от ДАТАФИО1 было отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – здания склада для хранения песка по адресу: АДРЕС. При этом в качестве причин отказа обозначены: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Таким образом, в уведомлении воспроизведены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренные частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом в уведомлении отсутствует информация о том, в чем конкретно заключается несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства и какие документы не представлены заявителем в целях получения муниципальной услуги. В судебном заседании установлено и представителем административного ответчика не оспаривалось, что попытки стороны административного истца получить в Администрации г. Новоалтайска какие-либо устные разъяснения по данному вопросу остались без удовлетворения.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о предоставлении административному истцу муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства» с нарушением требований ст.ст. 4-5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п.п. 4, 62 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением Администрации г. Новоалтайска от 10.10.2012 № 2100. Это выразилось в отсутствии обоснования (уточнения) причин отказа в выдаче разрешения на строительство, что фактически лишило заявителя возможности устранить имеющиеся недостатки при их действительном наличии. Об имеющихся недостатках в проектной документации и несоблюдении отдельных требований постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», то есть реальных причинах отказа в выдаче разрешения на строительство административный истец смог узнать лишь обратившись с административным исковым заявлением в суд, в ходе судебного заседания по административному делу. Суд полагает, что такого рода правоприменение приводит или способно привести к нарушению конституционных прав, предусмотренных частью 2 статьи 35, частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым в рамках осуществляемого судебного контроля взять под защиту нарушенные права заявителя на предоставление исчерпывающей информации по всем вопросам, возникающим в ходе предоставления муниципальной услуги, включая исчерпывающую информацию об основаниях отказа в ее предоставлении.

В соответствии с частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений. С учетом изложенного суд полагает необходимым повторное рассмотрение Администрацией г. Новоалтайска заявления ФИО1 о выдаче разрешения на строительство по итогам устранения ею недостатков в проектной документации.

Поскольку решение об отказе в выдаче разрешения на строительство в виде уведомления принято ДАТА, административный истец получил уведомление ДАТА, постольку административное исковое заявление подано в пределах установленного законом срока (часть 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации г. Новоалтайска Алтайского края по отказу в выдаче ФИО1 разрешения на строительство здания склада для хранения песка на земельном участке площадью 243 кв.м с кадастровым номером НОМЕР по адресу: АДРЕС, без обоснования причин такого отказа.

Возложить на Администрацию г. Новоалтайска обязанность рассмотреть в установленном законом порядке заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство здания склада для хранения песка на земельном участке площадью 243 кв.м с кадастровым номером НОМЕР по адресу: АДРЕС.

Взыскать с Администрации г. Новоалтайска в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Барышников

Решение в окончательной форме изготовлено 06.10.2017