ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2360/19 от 28.05.2019 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело а/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ мая 2019 года г.Чита

Центральный районный суд города Читы в составе

председательствующего Емельяновой В.Е.,

при секретаре Шекуновой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению заместителя прокурора Черновского района г.Читы в интересах Носовой ФИО8 к Межрайонной ИФНС № 2 по г.Чите, УПФР в г.Чите Забайкальского края (межрайонное) о признании задолженности фактически оплаченной, перерасчете пеней,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Черновского района г. Читы обратился в суд в интересах Носовой Л.В., ссылаясь на следующие обстоятельства.

В результате проведения прокурорской проверки по факту обращения Носовой Л.В. было установлено, что 09.10.2015 года в отношении данного гражданина было возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного документа, выданного УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), предметом исполнения явилась сумма задолженности по страховым взносам в размере 23 322, 70 руб. В ходе исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были взысканы с Носовой Л.В. денежные средства в размере 23 322, 72 руб.

Исполнительное производство окончено 23.07.2016 года на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В рамках совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были ошибочно перечислены на неверные КБК денежные средства, а именно платежным поручением № от 15.07.2016 года на сумму 2 199, 26 руб., платежным поручением №219885 от 09.11.2016 года на сумму 5 000 руб., платежным поручением № от 07.12.2016 года на сумму 4 285, 69 руб.

Согласно выписке из ЕГРИП Носова Л.В. снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя с 10.02.2015 года.

По данным учета за Носовой Л.В. по состоянию на 01.01.2017 года числится задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 19 145,65 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 1 995,20 руб.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 г. в размере 4 692,13 руб.; пеня в общей сумме 1 298,77 руб., а так же пеня в размере 9 290,67 руб. начисленная на задолженность по выплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии рассчитана налоговым органом в сумме 6 845,32 как переданное сальдо с ОПФР по Забайкальскому краю на 01.01.2017 г., за период с 01.02.2017 по 01.03.2018 г. начислена налоговым органом; пеня в размере 658,81 руб., начисленная на задолженность по выплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, рассчитана налоговым органом как переданное сальдо с ОПФ РФ по Забайкальскому краю в сумме 403,98 руб., по состоянию на 01.01.2017 г., остальная разница задолженности начислена налоговым органом за период с 01.02.2017 г. по 01.03.2018 г.; пеня в размере 1 298,77 руб., начисленная на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до 01.01.2017 г., рассчитана налоговым органом как переданное сальдо с пенсионного фонда по состоянию на 01.01.2017 г. в размере 699,45 руб., в оставшемся размере начислена налоговым органом за период с 01.02.2017 г. по 01.03.2018 г.

Учитывая, что пеня налоговым органом также начисляется частично на задолженность по страховым взносам в ПФ РФ, возникшая в связи с необоснованным перечислением судебным приставом-исполнителем взысканных с должника денежных средств на неверный КБК, прокуратурой района в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите направлена соответствующая информация о необходимости проведения проверки обоснованности начисления пени на вышеуказанные виды задолженности по страховым взносам.

Определением суда от 18.03.2019 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное).

В судебном заседании помощник прокурора Черновского района г. Читы Апрелкова В.С., Носова Л.В. исковые требования поддержали. Носова пояснила суду, что до настоящего времени ей денежные средства не возвращены, она в течение длительного времени, неоднократно обращалась в пенсионный фонд, однако каких-либо мер принято не было.

Представитель ответчика Межрайонной МРИ №2 по г. Читы Забайкальского края Тонких А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагал, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику.

Представитель ответчика УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) Безрукова О.Н. с иском не согласилась, указав на то, что данный вопрос носит заявительный характер, Носовой необходимо написать заявление в УПФР в г. Чите о возврате денежных средств, перечисленных по неверным реквизитам службой судебных приставов. На данный момент задолженность Носовой не погашена.

УФССП России по Забайкальскому краю, надлежаще извещенный судом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направил, причин не явки суду не сообщили.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив их н допустимость, достоверности, относимость с учетом их достаточности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно п.п. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п. 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Абзац 2 п. 7 названной статьи предусматривает, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Правила, предусмотренные ст. 45 НК РФ, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов.

Из анализа приведенных норм права следует, что подача заявления об уточнении платежей возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Судом установлено, что в период с 13.02.2004 года по 04.03.2015 года Носова Л.В. имела статус индивидуального предпринимателя, состояла на регистрационном учете в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (рег. номер 085-002-015203). Кроме того, в период с 29.05.2008 года по 03.02.2015 года состояла на учете в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в качестве ИП – плательщика страховых взносов, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (рег. номер 085-002-14775).

Исполнительное производство окончено 23.07.2016 года на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В рамках совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были ошибочно перечислены на неверные КБК денежные средства, а именно платежным поручением № от 15.07.2016 года на сумму 2 199, 26 руб., платежным поручением № от 09.11.2016 года на сумму 5 000 руб., платежным поручением №444186 от 07.12.2016 года на сумму 4 285, 69 руб.

Согласно информации территориальных органов ПФР по состоянию на 31.12.2016 г. у ИП Носовой Л.В. по рег.№ ПФР 085-002-015203 имеется задолженность по страховым взносам и пени в сумме 16 057,50 руб., в том числе по кодам бюджетной классификации:

Вместе с тем, судом установлено, что по рег. № ПФР 085-002-014775 имеется переплата по страховым взносам в сумме 11 484,95 руб., образованная в связи с ошибочным перечислением денежных средств в рамках исполнительного производства Черновского РОСП г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю.

В территориальные органы ПФР 30.11.2017 года от судебного пристава-исполнителя поступило заявление от 16.11.2017 года, в котором указывалось на взыскание с Носовой Л.В. денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству и ошибочного перечисления на неверные КБК части денежных средств по платежным поручениям:

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии);

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии).

руб. (КБК 39210202020061000160 - Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии).

С 01.01.2017 г. в связи с принятием Федеральных законов от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее по тексту - Закон № 243-ФЗ), Закона № 250-ФЗ, администратором страховых взносов по обязательному пенсионному и обязательному медицинскому страхованию определена Федеральная налоговая служба России.

Сторонами не оспорено, что указанная выше задолженность, не смотря на факт оплаты Носовой Л.В. задолженности в полном объеме и окончании исполнительных производств в связи с фактическим исполнением, была с 01.01.2017 года передана в налоговый орган.

За период с 01.02.2017 г. по 01.03.2018 г. Межрайонной ИФНС России по г. Чите №2 Носовой Л.В. так же начислены пени.

Рассматривая исковые требования, суд находит ошибочными доводы о том, что в связи с перечислением судебным приставом-исполнителем денежных средств на неверные КБК, задолженность Носовой Л.В. числится не погашенной.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что перечисленная должностным лицом сумма налога поступила на счет казначейства, следовательно, поступила в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, допущенная судебным приставом - исполнителем ошибка в оформлении платежных документов не повлекла неперечисление налога в бюджет, следовательно, оснований для начисления пеней с момента поступления денежных средств в бюджетную систему у ответчика не имелось.

Рассматривая доводы ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите об отсутствии у данного органа полномочий по осуществлению перерасчета задолженности по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 года, в том числе в случае поступления денежных средств в соответствующий бюджет до указанной даты, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент проведения судебным приставом-исполнителем платежей, при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней, штрафов, не повлекшей их не перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и ФОМС осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Порядок уточнения платежа при неверном указании КБК Федеральным законом № 212-ФЗ не установлен.

Вместе с тем, согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие решения об уточнении платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства входят в функции администратора доходов бюджета.

В силу Федерального закона № 212-ФЗ администратором страховых

взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является Пенсионный фонд, в связи с чем именно он обладает полномочиями по уточнению платежа в связи с неправильным кодом КБК.

До 31.12.2016 включительно правоотношения по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, регулировались Законом № 212-ФЗ.

С 01.01.2017 Закон № 212-ФЗ признан утратившим силу в связи с принятием Закона № 250-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 ФЗ № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов за период до 01.01.2017 осуществляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как видно из материалов дела, несмотря на неправильное указание судебным приставом-исполнителем КБК, денежные средства поступили на единый счет Пенсионного фонда Российской Федерации в Федеральном казначействе, который выполняя функции администратора доходов бюджета в силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации был уполномочен принять решение об уточнении платежей, перечисленных судебным приставом-исполнителем.

ФНС России и ПФ РФ в письме № ЗН-4 от 06.06.2017 «Об уточнении платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» разъяснили, что в соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - кодекс) уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в органы системы ПФР до передачи администрирования страховых взносов налоговым органам (до 01.01.2017), и порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в налоговые органы после возложения функций администрирования страховых взносов (после 01.01.2017), существенно различаются.

В случае обнаружения плательщиками ошибок при заполнении расчетных документов по уплате страховых взносов и необходимости уточнения в них реквизитов следует руководствоваться следующим.

Порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили до 01.01.2017 в органы системы ПФР следующий. Заявление об уточнении реквизитов представляется плательщиком в отделение ПФР.

Отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит решение об уточнении реквизитов в расчетном документе, которое направляет в налоговый орган (по формату VO_RESHUTOHRD).

Одновременно с решением об уточнении платежа по расчетному документу отделение ПФР передает в налоговый орган сумму пени (к уменьшению/доначислению), пересчитанную по состоянию на 01.01.2017.

На основании полученных сведений налоговый орган отражает полученное решение об уточнении платежа и сумму начисленной (уменьшенной) пени в лицевом счете плательщика.

Как установлено судом, Носова неоднократно обращалась в отделение ПФР по указанному вопросу, кроме того, судебным приставом-исполнителем в адрес ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) направлено уведомление о неверном перечислении денежных средств, однако каких-либо мер по восстановлению прав Носовой указанным ответчиком не предпринято.

В случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через органы Федерального казначейства (далее - УФК), налоговые органы на основании решения об уточнении платежа, направленного отделением ПФР, формируют и направляют в УФК соответствующее уведомление по форме № 54, утвержденной приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ (далее - Уведомление).

После исполнения УФК Уведомления данные об уплате отражаются в лицевом счете плательщика.

Фактически заявленные административным истцом требования сводятся к требованию о проведении уточнения платежей, осуществленных до 01.01.2017. и осуществлению в связи с этим перерасчета, которые в силу изложенного выше осуществляет пенсионный орган и которые не может осуществить налоговый орган. Корректировка налоговым органом в рассматриваемом случае обязательств по уплате страховых взносов возможно после получения решения от органа пенсионного фонда.

С учетом изложенного, требования заместителя прокурора, предъявленные к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чите Забайкальского края (межрайонное), являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Оснований для удовлетворения исковых требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите о признании задолженности фактически оплаченной, перерасчете пеней не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать задолженность по оплате страховых вносов, пени на обязательное пенсионное страхование за 2013 год фактически оплаченной Носовой ФИО9 в пользу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) по состоянию на 15.07.2016 г. в размере 2199,26 руб. на основании платежного поручения № 285183 от 15.07.2016 года по исполнительному производству № , возбужденному 19.12.2014 года Черновским РОСП г. Читы УФССП по Забайкальскому краю за 2014 год по состоянию на 09.11.2016 г. в размере 5000 руб. на основании платежного поручения 219885 от 09.11.2016 г., в размере 4285,69 руб. по состоянию на 07.12.2016 г. на основании платежного поручения № от 07.12.2016 г. по исполнительному производству №, возбужденному 09.10.2015 г. Черновским РОСП г. Читы УФССП по Забайкальскому краю.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) осуществить перерасчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2013 год, фактически оплаченных Носовой Л.В. в размере 2199,26 руб. на основании платежного поручения № от 15.07.2016 г. за период с 16.07.2016 г. по дату вынесения судебного решения; за 2014 г. в размере 5000 руб. на основании платежного поручения №219885 от 09.11.2016 г. за период с 10.11.2016 г. по дату вынесения судебного решения, в размере 4285,69 руб. на основании платежного поручения № от 07.12.2016 г. за период с 08.12.2016 г. по дату вынесения судебного решения.

В удовлетворении исковых требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите о признании задолженности фактически оплаченной, перерасчете пеней отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения, путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Мотивированное решение изготовлено 28.05.2019 года.

Судья В.Е.Емельянова