ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2360/2022 от 31.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд в составе судьи Завражнова М. Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО3 в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело №а-2360/2022 по административному иску ФИО2 ФИО1 к начальнику отдела по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО4, начальнику отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО11, начальнику Управления внутренних дел по Юго-Западному административному округу ФИО5 и Управлению внутренних дел по Юго-Западному административному округу об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного истца адвоката ФИО10 и заинтересованного лица ФИО6 о., исследовав письменные доказательства, суд

установил:

административный истец требует признать незаконным и отменить решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданина Азербайджанской Республики ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок три года – до ДД.ММ.ГГГГ, принятое начальником отдела по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО4, согласованное начальником отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО11 и утвержденное начальником Управления внутренних дел по Юго-Западному административному округу ФИО5

В обоснование своих требований утверждает, что оспариваемое решение принято на основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», однако к административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации в течение трех лет ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлекалась однократно 25 августа 2021 года, а сведения о ее неоднократном (два) привлечении к административной ответственности за совершение ДД.ММ.ГГГГ административных правонарушений на территории Российской Федерации не соответствуют действительности. Также ссылается на проживание членов своей семьи, имеющих гражданство Российской Федерации (супруг и несовершеннолетний ребенок), в городе Мурманске. Утверждает, что въезжала в Российскую Федерацию для проживания со своей семьей, а оспариваемое решение принято без учета ее семейного положения, несоразмерно последствиям его принятия и не подтверждено исключительной необходимостью применения такой санкции в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов.

На судебном заседании представитель административного истца и заинтересованное лицо поддержали предъявленные требования по основаниям и доводам, приведенным в административном исковом заявлении.

Другие участвующие в деле лица извещены судом о начавшемся судебном процессе, времени и месте судебного разбирательства в установленном порядке и надлежащим образом, на судебное заседание не явились и явку своих представителей не обеспечили, о причинах своей неявки и неявки своих представителей суд не уведомили, о перемене адреса во время производства по делу суду не сообщали; их неявку суд не считает препятствующей разрешению дела по имеющимся доказательствам. Какие-либо ходатайства суду не заявлены. Предусматриваемых законом оснований для отложения судебного разбирательства не имеется.

Разрешив вопрос о последствиях неявки участвующих в деле лиц и их представителей, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью шестой статьи 24 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным данным федеральным законом.

В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных статьей 26 указанного федерального закона, может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 25.10 названного федерального закона).

На основании части пятой статьи 25.10 этого же федерального закона иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Согласно подпункту 4 статьи 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации является одним из федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, и включено в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Этим же постановлением утверждены правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, согласно которым при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, решение о неразрешении въезда может быть отменено принявшим его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 6).

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, определяющий последовательность действий по рассмотрению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, и материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно подпункту 2.3 указанного порядка по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4, 8 статьи 26 и подпунктами 1, 2, 2.1, 2.2, 3, 9- 14 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», материалы для принятия решения о неразрешении въезда подготавливаются в течение 15 рабочих дней со дня выявления соответствующих обстоятельств территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях по направлениям деятельности структурных подразделений.

В соответствии с пунктом 3 этого же порядка при подготовке материалов для принятия решения о неразрешении въезда учитывается наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации (подпункт 3.1), а также осуществляется проверка сведений об иностранном гражданине по центральному банку данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на предмет наличия ранее вынесенного решения о неразрешении въезда и отсутствия обстоятельств, в связи с которыми решение о неразрешении въезда может быть отменено (подпункт 3.2).

По результатам рассмотрения материалов для принятия решения о неразрешении въезда готовится проект решения о неразрешении въезда (пункт 4 названного порядка).

Пунктом 5 порядка предусматривается, что проект решения о неразрешении въезда согласовывается начальником подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации либо лицом, исполняющим его обязанности, заместителем руководителя (начальника) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и представляется в течение 2 рабочих дней со дня согласования на утверждение Министру внутренних дел Российской Федерации или его заместителю, ответственному за деятельность соответствующего подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, подготовившего проект решения о неразрешении въезда, руководителю (начальнику) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации либо лицу, исполняющему его обязанности, соответственно.

Приказом Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение об Управлении внутренних дел по Юго-Западному административному округу , согласно пункту 2 которого управление является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам .

Как видно из письменных доказательств по настоящему делу, ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в Азербайджане, является гражданином Азербайджанской Республики и имеет паспорт С01737292. ФИО2 состоит в браке с гражданином Российской Федерации ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО2 и ФИО8 являются родителями гражданина Российской Федерации ФИО12, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в городе Мурманске. ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: , Саши ФИО13 улица, , а ФИО9 зарегистрирован по месту жительства по этому же адресу с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 въехала в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ, проживает в городе Мурманске с ДД.ММ.ГГГГ, имеет патент от ДД.ММ.ГГГГ серии 51 № по профессии продавца продовольственных товаров и проживает вместе с супругом и сыном по адресу: , Саши ФИО13 улица, со ДД.ММ.ГГГГ (листы дела 13-19 и 46-47). ФИО8 работает в должности тракториста, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, а ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ обучается в МБДОУ №, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №.

Постановлением судьи Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение 25 августа 2021 года административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (листы дела 75-77).

Иные сведения о привлечении ФИО2 административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации отсутствуют, что подтверждается сведениями государственной информационной системы Российской Федерации «Правосудие» и сведениями информационного центра Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по на листах дела 74 и 92-94.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО4 принято и в этот же день начальником отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО11 согласовано, а начальником Управления внутренних дел по Юго-Западному административному округу ФИО5 утверждено решение (без номера), которым гражданину Азербайджанской Республики ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не разрешен въезд в Российскую Федерацию на срок три года (до ДД.ММ.ГГГГ) на основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с неоднократным (два) в течение трех лет привлечением к административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, при этом при принятии такого решения учтены сведения о неоднократном (два) привлечении к административной ответственности за совершенные ДД.ММ.ГГГГ административные правонарушения, предусматриваемые положениями статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а иные основания и обстоятельства при принятия названного решения не исследовались и не учитывались (листы дела 48 и 55-56). Сведения о привлечении ФИО2 административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации при принятии решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию получены только с использованием центрального банка данных по учету иностранных граждан (лист дела 57).

Также ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО11 вынесено и в этот же день начальником Управления внутренних дел по Юго-Западному административному округу ФИО5 утверждено представление о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина Азербайджанской Республики ФИО2 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (лист дела 54).

ДД.ММ.ГГГГ отделом полиции № Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации ФИО2 Н. Э. вручено уведомление о принятом решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию (лист дела 12).

При таких обстоятельствах настоящего дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого представленного суду доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь представленных суду доказательств в их совокупности, учитывая обязанность лиц, участвующих в деле, доказать суду обстоятельства и раскрыть доказательства, на которые они ссылаются, и представить суду эти доказательства, суд пришел к выводу о том, что для принятия решения о неразрешении ФИО2 въезда в Российскую Федерацию со ссылкой на подпункт 4 статьи 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не имелось оснований, так как ФИО2 административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации в течение трех лет привлекалась только однократно – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается исследованными судом доказательствами и не опровергнуто административными ответчиками.

Кроме этого, суд обращает внимание на требование подпункта 3.1 порядка, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, учитывать наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации. Между тем из истребованных судом у административных ответчиков материалов не следует, что такие обстоятельства выяснялись при рассмотрении вопроса о неразрешении ФИО2 въезда в Российскую Федерацию, однако сведения о ее семейном положении, достаточные для того чтобы полагать право на личную, семейную жизнь существенно затронутым, установлены судом при рассмотрении и разрешении настоящего дела.

Таким образом, суд считает оспариваемое решение о неразрешении ФИО2 въезда в Российскую Федерацию, принятое уполномоченным органом с соблюдением порядка его принятия, не соответствующим по своему содержанию приведенным выше нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Вместе с тем суд не полагает подлежащим удовлетворению административное исковое требование об отмене указанного решения судом, поскольку, как было сказано выше, при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, решение о неразрешении въезда может быть отменено принявшим его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации рассмотрение материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, осуществляется в порядке, утвержденном приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно подпунктам 7.3 и 8.3 этого порядка территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне направляет в вышестоящий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации материалы для принятия решения об отмене решения о неразрешении въезда в течение 5 рабочих дней со дня выявления соответствующих обстоятельств. Территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации рассматриваются материалы для принятия решения об отмене решения о неразрешении въезда, поступившие из подчиненных им территориальных органов.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняет следующее. Признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений. Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия. Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 175 и частью 2 статьи 176, частями 1 и 2 статьи 177, частью 1 статьи 178 и частью 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ФИО2 ФИО1 к начальнику отдела по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО4, начальнику отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО11, начальнику Управления внутренних дел по Юго-Западному административному округу ФИО5 и Управлению внутренних дел по Юго-Западному административному округу об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию удовлетворить в части.

Решение начальника отдела по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданина Азербайджанской Республики ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признать не соответствующим подпункту 4 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и подпункту 3.1 порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца указать Управлению внутренних дел по Юго-Западному административному округу на необходимость принять решение об отмене решения начальника отдела по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО4 от 4 марта 2022 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданина Азербайджанской Республики ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке, утвержденном приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца указать Управлению внутренних дел по Юго-Западному административному округу на необходимость сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного искового требования об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию ФИО2 ФИО1 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

подпись

М. Ю. Завражнов

Копия верна. Судья

М. Ю. Завражнов

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

М. Ю. Завражнов