ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2361/16 от 23.05.2016 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

№ 2а-2361/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Гатчина 23 мая 2016

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Лобанева Е.В.,

при секретаре Скорюпиной Я.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Гатчинского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Таицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании организовать обустройство тротуаров или пешеходных дорожек вдоль участка автодороги по *** в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда,

установил:

в обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки в сфере безопасности дорожного движения на территории Гатчинского муниципального района установлено отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек в границах населенного пункта Тайцы. В рамках поверки Гатчинской городской прокуратурой с привлечением специалистов отдела Госавтоинспекции УМВД России по Гатчинскому району *** проведено обследование данного отрезка автодороги, в ходе которого установлено, что тротуары и пешеходные дорожки отсутствуют. Данные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц в части безопасности дорожного движения, а также надлежащего благоустройства территории населенного пункта, в связи с чем Гатчинский городской прокурор обращается в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании прокурор Агеева Е.С. на удовлетворении иска настаивала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, результаты обследования автодороги и прилегающей местности от *** не оспорила.

Представитель ответчика Администрации МО «Таицкое г.п.» Пугачев А.А. просил в иске отказать по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д. ***).

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Как следует из акта проверки улично-дорожной сети Гатчинского района, проведенной сотрудниками УГИБДД и Гатчинской городской прокуратуры, от *** и проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге *** в нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.39 СНиП 2.05.02-85, п. 2.9, 6.17, 6.18, а именно, на дороге с твердым покрытием, проходящей через населенный пункт, отсутствуют пешеходные дорожки и тротуары.

Из технического паспорта дороги следует, что улица имеет протяженность 402 м, находится в исторически сложившемся районе индивидуальной жилой застройки пос. Тайцы, ширина дорожного покрытия 4 метра. Вдоль дороги проходят 12 опор освещения.

Допрошенный в качестве специалиста ст. госинспектор дорожного надзора ОГИБДД Гатчинского района ***В. показал, что техническая возможность обустроить тротуары вдоль автодороги следующими способами: 1) провести работы по выявлению фактических границ заборов и проверке сложившихся границ индивидуальных жилых участков их кадастровым планам; 2) провести обустройство ливневой канализации на месте сточных канав вдоль дороги; 3) обустроить дорожки посредством наложения плит П-образной формы на сточные канавы; 4) ввести одностороннее движение по некоторым направлениям, и провести обустройство тротуаров с одной стороны шириной не более 0,75 метра.

В акте комиссионного обследования, проведенного специалистами администрации Таицкого г.п. совместно с представителями Гатчинской прокуратуры и ГИБДД по Гатчинскому району *** отмечено, что дорога относится к 5 технической категории с односторонним движением. Ширина дорожного полотна согласно паспорту дороги составляет на спорном участке 4 м. Полоса отвода автомобильной дороги составляет 14 м. Ширина кромки дорожной одежды до границ земельных участков ИЖС составляет 5 метров (л.д. ***).

Спорная дорога относится к дорогам местного значения, включена в реестр дорог общего пользования Таицкого г.п.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся:

дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 5, п. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона « О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Никем из сторон по делу не оспаривалось, что в местном бюджете не выделены денежные средства на обустройство тротуаров или пешеходных дорожек вдоль спорной автодороги, муниципальный контракт на подобные работы не заключался, в связи с чем обязанность по содержанию автодороги возлагается на местную администрацию.

В соответствие с п. 4.5 ГОСТ Р 52766-2007, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г № 270-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах 1 -3 категории тротуары обязательны на всех участках, проходящие через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.

В населенных пунктах городского типа тротуары устраиваются в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.

Тротуары располагаются с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке с одной стороны. Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.

В «Правилах землепользования и застройки» Таицкого городского поселения отсутствуют какие-либо требования к обустройству пешеходных дорожек и тротуаров на территории поселения, в связи с чем суд руководствуется общефедеральными стандартами и техническими регламентами.

Согласно п. 4.39 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 г № 233, на участках дорог в пределах населенных пунктов, а при расчетной интенсивности движения 4000 прив. ед/сут., и более, также на подходах к ним, следует предусматривать тротуары, размещая их, как правило, за пределами земляного полотна.

В п. 4.4 СНиП 2.05.02-85 предусмотрено, что ширина обочины для дороги 5 категории технической категории составляет 1,75 метра.

Установлено, что спорный участок местной автомобильной дороги находится в черте населенного пункта. Дорога относится к 5 технической категории с интенсивным дорожным движением, однако, тротуары или пешеходные дорожки вдоль дорожного полотна не обустроены.

В отсутствие специально выделенных зон для движения пешеходы, зачастую вынуждены двигаться непосредственно по проезжей части, что представляет реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что дает прокурору право обратиться в суд за защитой их интересов на основании ст. 39 КАС РФ.

Вместе с тем, конструктивно невозможно расширить полосу отвода автомобильной дороги до требуемых 15 метров в ширину, поскольку непосредственно к дороге прилегают частные земельные участки. На приобщенных к материалам дела фотографиях визуально можно определить, что с одной стороны дороги по всей длине улицы расположена высоковольтная линия уличного освещения, от которой запитаны также жилые дома, часть опор расположена на другой стороне улицы. Вдоль улицы проложены водопровод и газопровод, доступ к которым в целях обслуживания и ремонта не может преграждаться.

При ширине дорожного полотна, которая должна составлять 6 метров, а фактически составляет 4 метра, при ширине обочин по 1,75 метра с каждой стороны (всего ширина 7-9,5 метра), имеется техническая возможность обустроить тротуар или пешеходную дорожку шириной 1,5 метра вдоль всей ***, поэтому заявленный иск подлежит удовлетворению лишь в части.

В оставшейся части в удовлетворении иска должно быть отказано, поскольку снос линии электроосвещения не допустим.

Также, по смыслу Правил дорожного движения важнейшую роль в обеспечении безопасности играют обочины, в том числе, служащие для разъезда встречных автомашин в аварийных ситуациях, в связи с чем создание тротуаров или пешеходных дорожек за счет уничтожения обочин не допустимо. Напротив, при отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек обочины должны использоваться пешеходами для прохода.

В данной конкретной ситуации обустройству тротуаров придорожные канавы не препятствуют, в связи с чем обустройство ливневой канализации проблему не разрешит.

В случае, если в дальнейшем будет изменена граница полосы отвода дороги, в том числе в результате удовлетворения исков прокурора о сносе самовольных построек, освобождении земельных участков, обустройства надземных пешеходных переходов, или будет изменена ширина полосы проезжей части, прокурор не лишен возможности обратиться с аналогичным иском в суд, в связи с изменившимися обстоятельствами, но в настоящий момент выполнение его требований фактически не возможно.

На ответчике лежит обязанность осуществлять содержание и развитие дорожной сети в целях соблюдения безопасности всех участников дорожного движения и соответствия действующим регламентам.

Закон не связывает исполнение обязанностей по выполнению работ по содержанию и ремонту дорог с наличием, либо отсутствием достаточных денежных средств у правообладателя, в связи с чем доводы ответчика об отсутствии достаточных денежных средств на производство требуемых работ суд считает не состоятельными.

В обязанности Администрации МО «Таицкое г.п.» входит внесение в органы представительной власти поселения предложений о порядке, сроках и условиях строительства пешеходных дорожек или тротуаров, о включении подобных работ в действующие программы по развитию дорожного движения на территории муниципального образования, и заявок на выделение бюджетных средств.

После этого, ответчик выполняет непосредственные обязанности по определению подрядчиков на выполнение проектно-изыскательских работ, работ по строительству, осуществляет контроль за качеством и сроками проводимых работ.

В случае продолжения бездействия ответчика подобные работы никогда не будут выполнены, и нарушение прав неопределенного круга лиц продолжится.

Вместе с тем, с учетом специфики бюджетных правоотношений, больших объемов работ, суд соглашается с мнением представителя ответчика о необходимости установления значительного срока для выполнения всех действий, в связи с чем по правилам ст. 187 КАС РФ определяет его не позднее 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Администрацию муниципального образования «Таицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области организовать обустройство тротуаров или пешеходных дорожек вдоль участка автодороги *** в границах населенного пункта пос. Тайцы Гатчинского района Ленинградской области не позднее 2 лет с момента вступления в законную силу решения суда, в оставшейся части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через канцелярию Гатчинского городского суда.

Судья: Е.В. Лобанев

Решение изготовлено ***